Память и научение. Филогенетические уровни памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научение и память – два важнейших свойства мозга. Способность животного к научению создает почву для осуществления познавательной деятельности. Простейшими формами научения является привыкание и сенситизация. Чем выше психическая организация животного, тем активнее происходят его познавательные процессы. К таким у животных относятся: научение, память, способность к элементарному мышлению. В процессе развития психической деятельности животных огромную роль играет именно память, ведь этой психический процесс позволяет хранить индивидуальный опыт животного.

Память – это особая организующая функция мозга, создающая предпосылки для индивидуализации живых существ, делая жизненный опыт каждого существа уникальным. Благодаря ей каждое животное способно очень точно, в полном соответствии со своими индивидуальными физиологическими особенностями, приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Именно память создает основу для разумного поведения. А операции со знаками и символами, то есть то, что обычно называют мышлением, могут быть обеспечены только памятью.

Как уже отмечалось, научение – это способность животного воспринимать определенные внешние стимулы, во-первых, "удерживать" их специфическую конфигурацию, во-вторых, реагируя на данные стимулы, "удерживать" последовательность успешных ответных действий, и главное в-третьих, это способность сопоставлять первое со вторым, подбирая к пакетам распознанных стимулов пакеты соответствующих реакций, отличая "правильные" ответы от любых других объединенных действий, приводящих к совсем другим результатам. Научение – это выработка у животного измененной реакции на предыдущую ситуацию, когда оно начинает вести себя адекватно (то есть адаптируется). При этом изменение поведения: а) является следствием опыта, б) повторяются у одного животного или группы животных и в) имеют адаптивный характер.

Почвой для развития процессов памяти является генетическая память, и виды научения, не связанные с подкреплением. Существуют семь филогенетических уровней памяти, которые составляют 3 этапа (Ю. Трошихина).

Это следующие филогенетические уровни памяти: генетический, морфофизиологический, нейрональный, нейропсихический, нейропсихический высшего порядка, стадно-биологический и уровень социальной памяти.

Этап видовой памяти содержит генетический уровень: он присущ исключительно всем особям определенного вида животных, наследуется; обеспечивает постоянство видов инстинктивного поведения животных.

Этап индивидуальной памяти имеет в качестве основы память генетическую, но тут появляется также память, которая присуща отдельной живому существу или клетке.

Этап содержит четыре уровня:

Морфофизиологический уровень: на нем мнемическая функция впервые делится на две основные формы: генетическую и фенотипическую, или на видовой и индивидуальный опыт. Это распределение памяти связано с возникновением клетки как целого организма, создает возможность накопления вместе с генетическим и индивидуального опыта. Но незначительный морфологический субстрат еще не способствует накоплению разностороннего индивидуального опыта, он выражается в коротком сохранении следов памяти, в привыкании.

Нейрональный уровень: появляется с возникновением многоклеточных организмов и нервной системы. Появление нервной системы обеспечивает образование условных связей, навыков.

Нейропсихические уровень: централизация нервной системы приводит к более высокой форме адаптации: у животных появляется способность образовывать условные рефлексы на базе врожденных рефлексов. Происходит существенное увеличение возможностей индивидуальной памяти, проявляется в сложности поведения, варьирует от стереотипного короткого акта цепной последовательности действий, обусловленной как врожденными, так и приобретенными свойствами. Деятельность животных становится разнообразнее, осложняется рецепторный аппарат, соответственно изменяется форма отражения действительности.

Нейропсихический уровень высшего порядка: Механизмы обеспечения функции памяти становятся все более совершенными. Здесь наиболее ярко проявляются процессы ассоциации и диссоциации, которые составляют важный элемент мышления. Этот уровень свойственен высшим животным, например, человекообразным обезьянам.

Этап социальной памяти содержит два уровня: стадно-биологический и общественно-исторический.

Стадно-биологический уровень: в его основе находится механизм подражания. Способность к подражанию врожденная, но конкретное проявление подражания имеет характер индивидуального приспособления. Подражания отличается от опыта, полученного путем проб и ошибок. Индивидуальный опыт, приобретенный через подражание, преломляется через опыт многих индивидов, в то время как опыт, сформированный на основе проб и ошибок, является достижением только данного индивида. Развитие адаптации идет от наследственного способа передачи опыта к речевому общению и выражается в меньшем использовании врожденного и в большем использовании индивидуального способа передачи опыта.

Общественно-исторический уровень: свойственен исключительно человеку. Связан с возникновением сознания как высшей ступени психического развития. Этот уровень содержит прошлый опыт, приобретенный как же индивидом, так и всем человеческим родом. Образуются традиции, развивается "коллективная память", которая передается следующим поколениям. Коллективный тип памяти составляет высокий уровень ее развития.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 783.