Все НП делятся по трем группам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УПРАВЛЯЕМЫЕ НП

- Ситуативные НП – особенности экспериментальной ситуации, те переменные, которые не входят в структуру задания непосредственно

- Инструктивные НП – собсна само задание и способ его выполнения, инструкции

- Личностные НП – особенности состояния конкретного испытуемого, которые может менять исследователь (страх, эмоции в принципе, соматические показатели и проч.)

КАЧЕСТВЕННЫЕ и КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НП (шкалы)

ДВУХМЕРНЫЕ и МНОГОУРОВНЕВЫЕ НП

Для так называемых ЛИЧНОСТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, реконструируемых (представляемых) на основании тестируемых показателей, управление НП сводится к подбору групп, отличающихся по заданному показателю, что означает использование уже не собственно экспериментальных, а квазиэкспериментальных схем.

 

Сомнительная информация (требует проверки) По Дж. Гудвину

((((СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ – различные уникальные особенности и отличия окружения, создаваемого для испытуемых.

Например, хотите проверить как количество наблюдателей со стороны влияет на вероятность оказания помощи. Создаете ситуэйшн, где испытуемые встречают человека, которому нужна помощь. В одном случае участник один на один с тем, кому нужна Первая помощь, в другом он в толпе из 3-6 человек.

В этом случае Ситуативная НП выступает количество этих «наблюдателей»))))))

Дж. Кэмпбэлл выделял следующие виды НП с точки зрения управляемости:

1. УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Такие факторы, как метод обучения. Те стимульные условия или условия стимуляции, в качестве которых могут выступать и целостные ситуации, и изменения частных отдельных показателей стимулов

 

2. ПОТЕНЦИАЛЬНО УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
В принципе варьировать их можно, но экспериментатор этого почему-то по каким-то причинам не делает. И часто вопрос Хули Экспериментатор не включает потенциальные НП в рамки эксперимента приводит к всяким сомнениям и обсуждениям со стороны этики, оценивания, валидности и прочего. Не фейлите, крч

 

3. ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННЫЕ АСПЕКТЫ ОКРУЖЕНИЯ

           Например, социально-экономический уровень, населенность, образование и пр. Эти переменные не контролируются непосредственно экспериментатором, но могут выступать в качестве критериев, на основании которых разделяют испытуемых или условия на определенные группы

 

4. ОРГАЗМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

   Пол, возраст, днк нарушения, короче все обхективные характеристики, с которыми ниче не попишешь

 

 


ТЕСТИРУЕМЫЕ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ИЗМЕРЯЕМЫЕ)

   Понятно, что имеется в виду весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации, или выделение групп испытуемых.

       

Следует различать контроль независимой переменной и контроль «прочих» или внешних. Контроль независимой переменной состоит в ее АКТИВНОМ ВАРЬИРОВАНИИ или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного. Напомним, что в психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным — наблюдение и измерение.

В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных. Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

        

 


 

Вопрос 34. Виды дополнительных переменных и способы контроля.

Внешние ДП – внешние условия, физическая обстановка опыта

Внутренние ДП – факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Во многих случаях в большей степени, чем внешние ДП, влияют на ответы, но их воздействие труднее проконтролировать и учесть.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.