Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наш любимый Зимбардо устроил пиздец. Группа испытуемых была поделена на две «команды» - «заключенных» и «тюремщиков».

Дальше сыпятся дикие нарушения этики.

1. Заключенные не были предупреждены о моральном и даже физическом насилии, которое применялось к ним на протяжении следующих дней эксперимента

2. Они не были осведомлены о том, каким образом их доставят на эксперимент. Их посреди дня без предупреждения забрали на полицейских тачках и упекли в тюрьму.

3. Зимбардо игнорировал их просьбы остановить эксперимент, даже когда у одного человека началась серьезная соматическая травма (что-то с кожей)

4. Зимбардо заранее настраивал испытуемых-тюремщиков на агрессивное поведение в сторону заключенных.

5. В отличие от заключенных, у тюремщиков была возможность возвращаться домой по завершению дня (хоть они потом сами и отказывались)

6. (Ах да, самих заключенных никто и не предупреждал, что их вывезут из дома на долгое время) НЕФАКТ

7. Нескольких испытуемых-заключенных вывели только после того, как они пережили сильнейший шок

8. Всем 50ти аспирантам была вообще насрать, они тупо наблюдали все дни за этой дичью

 

 


 

Вопрос 25. Метод наблюдения.

Наблюдением — это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта с целью его изучения в определенных условиях.

Отличие метода наблюдения от житейского:

1. Целенаправленность
Обуславливает его избирательный характер, выделяя главное, существенное для исследователя в складывающихся ситуациях. Наличие цели превращает процесс наблюдения в сознательный и планомерный процесс. Планомерность предполагает системность наблюдения – восприятие предмета, которое дает целостное представление о нем, что позволяет избежать существенных пробелов в знаниях об объекте.

2. Формализованность

-- предусматривает детальную разработку программы и методических процедур: определение целей, проблемы, объекта наблюдения; определение изучаемых характеристик и их индикаторов, доступных внешнему наблюдению и регистрации; разработка регистрационных документов для фиксации наблюдаемых характеристик, методика обработки и анализа данных.

Организация наблюдения сводит к минимуму вероятность пропуска существенного и повышает вероятность обнаружения малозаметных фактов, а определенная упорядоченность действий наблюдателя повышает рациональность и эффективность наблюдаемого явления.

Фиксации подлежат факты наблюдаемой психической деятельности объекта изучения, объективные и субъективные условия, сопутствующие обстоятельства и возникающие по ходу наблюдения соображения и гипотезы исследователя. Во избежание пропусков при фиксировании результатов и в целях унификации данных для последующего облегчения их количественной обработки рекомендуется использовать специальные бланки, где приводятся определяемые задачами исследования параметры объекта, подлежащие изучению.

3. Опосредованность теоретической концепцией
Теоретические представления исследователя включены не только в объяснение наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в описание наблюдаемого. При психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Выделение определенных «единиц» активности, которым присваиваются конкретные названия, позволяет: ограничить процесс наблюдения; выбрать определенный язык описания и способ фиксации данных, систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление.

Тип гипотез, проверяемых с помощью наблюдения:

Эвристические гипотезы -- непроверенное предположение о взаимосвязях, которые стимулируют дальнейший научный поиск.

Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы.

Процедура наблюдения:

1) определяется предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;
2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
4) выбирается метод обработки результатов;
5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода:

1) Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

2) Позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

3) Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

4) Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода:

 1) пассивная роль наблюдателя, ожидающего интересующие его события, хотя вероятность их появления не всегда высока;

2) трудность формализации данных, что усложняет их количественный анализ;

3) трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов;

4) непроизвольная пристрастность наблюдателя;

5) сложность, порой – невозможность, повторного наблюдения.

(А.А.Ершов:)

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Вопрос 26. Способы качественного описания событий в наблюдении.

 

! категории – такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя.

Главная проблема регистрации результатов наблюдения – категоризация поведенческих актов (единица поведения) и параметров поведения. Помимо этого, наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой. При контролируемом наблюдении еще до начала имеется четкий план и система категорий, с помощью которых будет описываться наблюдаемое явление.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных «единиц», но обязательно включает этап осмысленного подведения их под категорию, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и «единицей», т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Уровень включенности интерпретации отличает «описательное» и «объяснительное» наблюдение. Чаще категории подчиняют себе ряд «единиц».

Репертуар единиц – полный набор, список поведенческих моделей объекта, определенный как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления.

Система категорий – совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения.

Наблюдение в репертуаре единиц, а не категорий также может служить цели целостного охвата и обобщения – совокупности наблюдаемых «естественных» «единиц» явлений в эмпирических «единицах» их описания.

Пример системы категорий -- стандартизованная процедура наблюдения, предложенная Р. Бейлзом для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи:

Бейлз путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий.

По заранее заученным 12 категориям наблюдатель расчленяет вербальную продукцию участников решения, учитывая не только то, что говорит участник, но и то, к кому он обращается, каков эмоциональный оттенок его высказывания, его место с точки зрения шести предполагаемых стадий продвижения в проблеме. Любое возможное действие участника группового решения может быть подведено под какую-либо из указанных категорий, их ряд полностью определен относительно друг друга

Работая с этой системой, фиксируется формальная, но не содержательная сторона общегрупповой дискуссии.

                  


 

Вопрос 27. Количественные оценки в данных наблюдения.

Проблема количественной оценки данных наблюдения:

Выражение результатов в количественных показателях создает основание для однотрактуемости, результаты могут быть слишком «общими» (не описывают проблему до глубины).

Основные методы квантификации:

Event sampling 1) полное речевое описание поведенческих событий, последующее их прочтение и психологическую реконструкцию, учитывающую ситуативный контекст.

!2) точное временное или частотное отражение наблюдателем «единиц» описания. При этом протокол наблюдения может выглядеть не как вербальный отчет, а как запись индексов, воспроизводящих временные и частотные характеристики.

Time sampling -- фиксация наблюдателем определенных временных интервалов, т.е. на основе решений исследователя определяется продолжительность событий. Это могут быть начало и окончание, т.е. промежуток совершения той или иной «единицы», а также фиксация того, какие «единицы» соответствовали наблюдаемой реальности в заданные временные пункты наблюдений. Этому определению соответствует, в частности, методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются определенные промежутки времени, считающиеся представительными – репрезентативными – для более длительного периода наблюдения.

Примером использования методики временных выборок могут служить исследования утомления человека в течение рабочего дня. Наблюдение проводят не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений (считается, что получаемые данные показательны для более длительных отрезков, включающих этапы развития утомления)

В рейтинговых процедурах уровни шкалы, которые использует наблюдатель, как правило, неизвестны. Главное, неизвестно, лежат ли выбранные им отметки на упорядоченных шкалах, т.е. принимается, что в методиках наблюдения возможно вынесение суждений наблюдателем, фиксирующим количественные оценки, например, интенсивности того или иного проявления события. Признается также, что эти суждения наблюдателей с трудом могут быть соотнесены с выполнением правил или нормативов методов психологического шкалирования. С другой стороны методики вынесения суждений рассматриваются как основания построения количественных шкал.

 Следует каждый раз применительно к конкретным исследованиям оценивать, насколько обоснованно использованные наблюдателем способы квантификации рассматриваются как основания построения количественных шкал.

                  


 

Вопрос 28. Виды наблюдения.











Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.