Операции с числами для номинативной шкалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Нахождение частот распределения по пунктам шкалы с помощью процентирования или в натуральных единицах. Нетрудно подсчитать численность каждой группы и отношение этой численности к общему ряду распределения (частоты).

2) Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной (Мо) называют группу с

наибольшей численностью. Эти две операции дают представление о распределении

психологических характеристик в количественных показателях. Его наглядность повышается отображением в диаграммах.

3) Самым сильным способом количественного анализа является установление взаимосвязи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно. С этой целью составляют перекрестные таблицы. Помимо простой процентовки в таблицах перекрестной классификации можно подсчитать критерий сопряженности признаков по Пирсону.

 


 

Вопрос 18. Измерительные шкалы по Стивенсу: ранговая шкала.


Неметрическая.

Порядковые (ранговые) (> <) – это данные, на основании которых объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше – меньше». Это дает возможность упорядочивать объекты по определенному изучаемому признаку в возрастающем (убывающем) порядке, т. е. ранжировать.

Шкала строится на отношении тождества и порядка. Субъекты в данной шкале ранжированы. Но не все объекты можно подчинить отношению порядка. Например, нельзя сказать, что больше круг или треугольник, но можно выделить в этих объектах общее свойство-площадь, и таким образом становится легче установить порядковые отношения. Для данной шкалы допустимо монотонное преобразование. Такая шкала груба, потому что не учитывает разность между субъектами шкалы.

 

 Указать, насколько различаются между собой объекты, невозможно. Психологическая основа выявления этих данных и построения порядковых шкал – установление отношений «равно – не равно» и «больше – меньше».

 

Примеры: любые шкалы оценок, итоговая турнирная таблица без указания результатов, ранжирование популярных артистов, приятность звуков, запахов, цветов и т. п. Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы. Классическим примером использования порядковых шкал является тестирование личностных черт, а также способностей.

Главный вопрос при переходе от шкалы наименований к ранговой шкале: является ли признак континуальным? То есть между даумя значениями признаке можно найти одно, которое теоретически может лежать между ними (мужественность/женственность-линейный признак). Должно выполняться требование транзитивности, причем если а>b, b>с, то а>с.

 

Классы эквивалентности, выделенные при помощи шкалы наименований, могут быть упорядочены по некоторому основанию.

Например, в списках успеваемости студенты пронумерованы, по их. номеру можно сделать вывод, что один студент получает более высокие оценки, чем другой. Однако относительная позиция - это всё, о чём можно узнать . (Можно привести пример со временем. Допустим Петя решает задачу за 15 минут, Вася за 10, а Костя за 5. Мы можем сказать, что Костя решил задачу быстрее всех, а Вася быстрее Пети. Но мы не можем сказать об их уме, т.к. мы не знаем “сколько ума” в единице времени.)

Исследования, в которых используется порядковая шкала, пригодны для раз­решения таких эмпирических вопросов:

• Если ребенок расположит пять игрушек в ряд в порядке убывания привлекательности, а затем ему дадут игрушку, занимающую третье место в ряду, то увеличится или уменьшится порядковый номер этой игрушки в ряду спу­стя неделю игры с нею?

 • Изменяется ли ранжирование студентами авторов учебников по естествен­нонаучным и гуманитарным дисциплинам, если они знают пол авторов?

• Как молодые и пожилые люди оценят и расположат в ряд 10 кинофильмов с разным количеством сексуальных сцен и сцен насилия?

 Хороший пример использования порядковой шкалы — исследование Корна, Девиса и Девиса (Korn, Davis, and Davis), проведенное в 1991 г. Историков психологии и заведующих кафедр попросили назвать 10 психологов, чьи работы, по их мнению, наиболее важны, и расположить их в ряд. Требовалось составить два ряда: один из десяти психологов, лучших «во все времена», и другой — из современни­ков. Затем результаты обобщили. Кто же был первым в списке? И историками, и заведующими кафедр самым выдающимся современным психологом был при­знан Б. Ф. Скиннер. При этом заведующие кафедр назвали Скиннера и лучшим психологом в истории, а историки, склонные предпочитать психологов более ран­них периодов, поместили Скиннера на девятое место, а на первое — Вундта.

 Различают шкалу строгого порядка (строгая упорядоченность) и шкалу слабого порядка (слабая упорядоченность). В первом случае на элементах множества реализуются отношения «не больше» и «меньше», а во втором — «не больше или равно» и «меньше или равно».

 

  • Шкала порядка сохраняет свои свойства при изотонических преобразованиях. Все функции, которые не имеют максимума (монотонные), отвечают этой группе преобразований. Значения величин можно заменять квадратами, логарифмами, нормализовать и т.д. При таких преобразованиях значений величин, определенных по шкале порядка, место объектов на шкале не изменяется, т.е. не происходит инверсий.
  • Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать.
  • Мы судим, но не измеряем. Характерной особенностью порядковых шкал является то, что отношение порядка ничего не говорит о дистанции между сравниваемыми классами. Поэтому порядковые экспериментальные данные, даже если они изображены цифрами, нельзя рассматривать как числа. Т.е. мы не можем судить о разнице между первым и вторым.
  • Для интерпретации данных, полученных посредством порядковой шкалы, можно использовать более широкий спектр статистических мер (в дополнение к тем, которые допустимы для шкалы наименований).
  • В качестве характеристики центральной тенденции можно использовать медиану, а в качестве характеристики разброса — процентили. Для установления связи двух измерений допустима порядковая корреляция (τ-Кэнделла и ρ-Спирмена).

 

Стивенс высказывал мнение, что результаты большинства психологических измерений в лучшем случае соответствуют лишь шкалам порядка.

        


 

Вопрос 19. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала интервалов.


Метрическая.

 Интервальные данные (+ -) – это те, которые позволяют метрически оценить выраженность признака и ответить на вопрос, «на сколько» у одного объекта этот признак выражен больше или меньше, чем у другого. Эта разница на континууме значений измеряемого признака (на шкале) представляется как некоторая сумма субъективно равных интервалов, поэтому и данные называются интервальными. А шкалы – шкалами интервалов, расстояний или разностей, где интервалы являются единицами измерения.

 Примеры: шкалы температур по Цельсию, Реомюру и Фаренгейту; календарные даты; шкалы, основанные на прямом измерении сенсорных расстояний.

Для шкалы интервалов выполняется требование равномерности ее делений, соотносимых с выбранными числовыми значениями переменной. Так, при измерении IQ можно сказать, на сколько условных единиц тестовый балл испытуемого А отличается от тестового балла испытуемого Б, а не только указать, что испытуемый А имеет более высокий показатель, чем испытуемый Б. Однако шкала интервалов не имеет нулевой отметки, относительно которой можно было бы проводить сравнения индивидуальных значений. Тем самым она не позволяет ответить на вопрос, во сколько раз тот или иной субъект имеет более высокие или более низкие значения, чем другой (по измеренной или тестируемой ЗП).

Операции с числами:

  • Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно, поэтому нет смысла говорить о том, во сколько раз больше или меньше утренняя температура воздуха, измеренная шкалой Цельсия, чем дневная. То есть 0 здесь - это условность, это то, что мы принимаем за ноль.

Необходимо отметить, что на интервальной шкале отметка ноль — это рядовая отметка, не означающая отсутствия измеряемого признака. Стандартным примером является температура. Ноль градусов не означает отсутствия температуры, а лишь является делением шкалы, которое означает «наденьте свитер». Аналогично в тесте на застенчивость, оценки которого варьируются от 0 до 20, значение 0 — это просто нижнее деление на шкале и не означает полного отсутствия застенчивости.

  • Есть отрицательные значения (например, температура воздуха)
  • Мы имеем право изменять масштаб шкалы, умножая каждое из ее значений на константу, и производить ее сдвиг относительно произвольно выбранной точки на любое расстояние вправо или влево (прибавлять или отнимать константу)
  • Интервальная шкала позволяет применять практически всю параметрическую статистику для анализа данных, полученных с ее помощью. Помимо медианы и моды для характеристики центральной тенденции используется среднее арифметическое, а для оценки разброса — дисперсия. Можно вычислять коэффициенты асимметрии и эксцесса и другие параметры распределения
  • Для оценки величины статистической связи между переменными применяется коэффициент линейной корреляции Пирсона и т.д.
  • Численные значения одного теста можно переводить в численные значения другого теста с помощью линейного преобразования: х' = ах + b.

Вопрос 20. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала отношений.


Метрическая.

Пропорциональные данные (х: ) – это те, которые дополнительно к интервальной информации дают ответ на вопрос, «во сколько раз» признаку одного объекта выражен сильнее или слабее, чем у другого. Для этого на шкале данных должна иметься опорная точка, соответствующая естественному нулевому значению измеряемого признака. Такие шкалы называются пропорциональными, или шкалами отношений. Точка отсчета, называемая абсолютным нулем, указывает на отсутствие данного качества. На шкале отношений отметка ноль означает полное отсутствие измеряемого признака.

Например, если количество ошибок для крысы, пробежавшей лабиринт, имеет значение ноль, то это означает отсутствие неправильных поворотов.

Шкала отношений обычно используется при исследованиях, в которых проводятся измерения физических величин, таких как расстояние, вес или время. Процедуры привыкания и оценка скорости реакции иллюстрируют использование шкалы отношений.

Однако построить шкалы отношений применительно к результатам использования психологических методик очень сложно. Соответствие субъективного ряда оценок испытуемого (каких-то объектов по предполагаемым атрибутам) такой шкале достигается методами прямого шкалирования, введенными впервые в стивенсовских методах при проведении психофизических экспериментов. Для психологических характеристик обычно очень трудно указать нулевое значение, а значит, и получить пропорциональные данные. Тем не менее ряд специальных приемов, объединенных под наименованием процедур прямого (субъективного) шкалирования, открывает возможность получения пропорциональных данных и построения шкал отношений. Психологическая основа этих процедур – способность человека к определению субъективных отношений. Обычно это отношения, фиксирующие двойное или тройное превосходство (2:1, 3:1)

В шкале отношений производятся точные измерения.

Операции с числами:

⦁ Существует абсолютный ноль

⦁ Невозможны отрицательные значения (например, расстояние)

⦁ Измерение на уровне шкал отношений допускает такие операции со значениями переменной, как умножение или деление на константу.

⦁ Все показатели описательной статистики

В психологии шкалы отношений практически не применяются (Дружинин). Одним из исключении являются шкалы оценки компетентности, основанные на модели Раша. Действительно, вполне можно представить уровень «нулевой» осведомленности испытуемого в какой-то области знаний (например, знание автором этого учебника эскимосского языка) или же «нулевой» уровень владения каким-либо навыком. Авторы стохастической теории теста доказывают, что, введя единую шкалу «трудности задачи — способности испытуемого», можно измерить, во сколько раз одна задача труднее другой или же один испытуемый компетентнее другого.

 

Примеры исследование - шкала

Альфред Адлер предположил, что очередность рождения детей влияет на проявление психических качеств. Первые - самые амбициозные и избалованные, средние - самые общительные, а самые младшие - самые подвижные и активные

Очередность рождения - ранговая шкала.

 


Струп-феномен

(Я думаю, мне не надо говорить о том, что это такое)

Номинативная шкала - условие (какое из 4-х условий проявляется)

xxxx - черн.цвет

xxxx- разноцв

“красный” - черн цвет

“красный” - разноцв

 

Количеств.(здесь абсолютная, т.к. речь о времени)

Счетная - количество ошибок (изначально и фактически номинативная, тк отмечаем, есть ошибки или нет)

Исследование Милгрэма (“Подчинение авторитету”) Этот экс уже описан где-то в билетах.

За непр. ответы били током.

Сила тока (абсолют. шкала) увеличивалась.

Удар смертельный или нет - номинатив.

Есть авторитет, который дает указания (наличие авторитета - номинативная - он либо есть, либо его нет)

Описывали две вещи:

какое количество людей дошло до конца - либо номинатив. (дошли / не дошли), либо в условно абсолютной (на каком этапе он остановился)

и на какой силе тока остановились (условно абсолютная. ( условно, так как фактически никакого тока не было)

Но когда есть какой-то большой промежуток (типа есть ноль, есть сила тока 100, 200, 300 и есть, например, всего четыре варианта), то это ближе уже к ранговой шкалой. И в контексте экс-та нас не интересует РАЗНИЦА между числовыми значениями. Нам просто важно, что 400 эт больше, чем 100.

 

Переводы шкал.

При переводе в ранговую шкалу есть плюсы и минусы.

Минусы - снижается матем. анализ., шкала становится более грубой. Т.е. изначально она была более детальной и полной.

Типа можно сказать, что у одного ребенка в классе IQ 150, а у остальных около 90.

А при переводе в ранговую мы просто расставляем их по местам. Типа этот чувак на первом ранге, а остальные на 3,4,10 и тд. Т.е. инфы здесь содержится гораздо меньше.

        


 

Вопрос 21. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.

Итак,

Безусловно, экспериментальный процесс стоит считать и рассматривать как совместную деятельность в силу многих факторов:

  • Пространственно и временно все участвующие лица соприсутствуют
  • Есть организатор/руководящее лицо (чаще всего Экспериментатор)
  • Есть общая цель (как правило, успешно выполнить поставленную задачу)
  • Происходит разделение деятельности между участниками
  • И во всей этой деятельности еще и межличностные отношения возникают

 

Становится очевидным, что успех это совместной деятельности возможен лишь при слаженной работе и взаимодействии всех членов деятельности, в том числе и испытуемого с экспериментатором.

Стоит понимать, что взаимосвязь между Экс и Исп присутствует как до непосредственно эксперимента, так и после.

До того, как приступить к эксперименту, Экс отбирает необходимый ему состав испытуемых, приглашая их на различного рода собеседования/беседы/отбор. Именно это можно считать первым контактом исследователя с испытуемым. Экс выясняет пригодность испытуемых, создает у них настрой на эксперимент и формирует о себе первое впечатление и отношение к себе. Экс должен проявить общительность, культурность, умение убеждать и заинтересовывать.

Также, важно, чтобы Экс не попадал под «эффект первичности», когда у Экс заведомо формируется некий первичный образ испытуемого и в дальнейшем, в ходе самого эксперимента он может отбрасывать некие данные и информацию, которые на его взгляд не будут подходить под созданный стереотипный образ испытуемого. Несоответственное ожиданиям экспериментатора поведение Исп может заставить Экс исказить данные и все похерить!!!

 

Сам испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению

 

Критерий добровольности напрямую зависит от заинтересованности и мотивации возможного испытуемого, таким образом, помимо знакомства и ознакомления с процессом эксперимента перед Экс стоит задача грамотно замотивировать кандидата

 

Ведущие мотивы кандидатов:

  • Вознаграждение (денюжки/зачеты/печеньки/чтоугодно)
  • Любопытство кандидата (тут кандидат будет заинтересован больше в самом эксперименте, чем в личности экспериментатора, что тоже играет роль в построении первого общения на собеседовании – ниобходимо делать упор на детализацию и описание процесса и деятельности)
  • «За компанию» - друзья позвали
  • «Послужить науке» - КРАЙНЕ РЕДКО

 

Главное, не переборщить с мотивацией – закон Йеркса-Додсона показывает вам фак

Возможно «подыгрывание» экспериментатору, если испытуемый заинтересован в участии сугубо и даже чересчур из корыстных побуждений (побольше мани/печенек/автоматов). Необходимо контролировать условия вознаграждения и его количество.

 

Критерий принудительности стоит воспринимать не как насильственный акт, заставляющие бедного человека пялить в картинки или играть в гольф, а как «Хороший-Плохой Коп».

За согласие человек получит неплохие блага – социальную благосклонность от заставляющего лица (начальство/деканат/твоя мамка), повышение оценок и прочее, в зависимости от ситуации

А за отказ человек получит пизды небольшие неприятности, например слава труса и непомогающего человека, ухудшение отношений, отсуствие дальнейших поблажек и прочее

Случаи, когда в ходе эксперимента наблюдение экспериментатором идет за непроинформированными людьми в их привычной рабочей среде без влияния на этих людей, не считаются принудительными. (Однако тут встанет большой этический вопрос об использовании полученных данных где-либо в дальнейшем)

 

Самое главное:

  • Информировать максимально подробно: ЧТО, ГДЕ, КОГДА, С КЕМ, ПОЧЕМУ (по возможности) и ЗАЧЕМ (тоже) – проинформировать кандидата об условиях эксперимента, не выдавая при этом важную информацию, способную исказить его будущие результаты, при этом максимально мотивируя
  • Дать информацию про фидбэк. Как его получить, когда, что именно можно получить, а что нет.
  • Дать свои данные
  • Уточнить анонимность: возможно использовать результаты в публикациях и пр. или полная анонимность (вопрос этики)
  • Замотивировать
  • Удостовериться, что испытуемый дал Информированное согласие

 

 

Информированное согласие – по сути, это согласие данное испытуемым после того, как он получил достоверные сведения о сути и процессах исследования/эксперимента, согласен со всеми условиями и готов добровольно участвовать в эксперименте.

 

Чаще всего, выполняется в виде Бланка, на котором и изложены все ЧТОГДЕКОГДА и тд., желательно без использования специальных служебных терминов (то есть на простом человеческом, без веккера), с местом для письменного согласия испытуемого (подпись/ФИО/кровь/вотэвер)

 

Еще важно, с детьми немножко сложнее, за них согласие должен дать родитель/оба/опекун/организация/учреждение

 

 

А шо насчет экспериментов, где приходится немного спиздануть испытуемым или просто умолчать?

 

Формально, в таком случае принцип Информированного согласия (ИС) нарушается. Неполное раскрытие данных или полный обман в любом случае нарушают форму ИС. Тогда, следует руководствоваться нормами этики – Независимый Этический совет обязан признать и дать свое согласие, что без утаивания полной информации/дачи ложной информации эксперимент будет недействителен и не имеет смысла.

С получением такого согласие, остается возможность составления Информированного согласия, где должны быть раскрыты все пункты, кроме тех, о которых необходимо умолчать

 



НАПРИМЕР

Наш любимый Зимбардо в своем Стэнгфордском тюремном эксперименте в ус не дул и ничего не сказал Испытуемым, которые были заключенными, что их посреди бела дня заберут из хаты и на глазах соседей запихают в кутузку и увезут в тюрьму. Источники не дают точного ответа, но допускается вариант, что Зимбардо вообще не давал нормального заверенного материального Информированного согласия испытуемым на подтверждение, что как-то не очень. Многая информация о процессах самого эксперимента была умолчана для испытуемых-заключенных. Этический комитет заранее не давал согласия на подобное умолчание (но это не точно). Не надо так.

 

 

Непосредственно в самом эксперименте межличностные отношения между ЭКС и ИСП уходят на второй план.

Испытуемому необходимо предъявить любым способом Инструкцию – полный скурпулезный точный список действий с очередностью со всеми предупреждениями (когда не надо чихать, когда не надо спрашивать УЖЕ ВСЕ?, когда не надо совать пальцы туда-то), пояснением когда заканчивается эксперимент и как об этом известят ИСП.

Немаловажно сообщить испытуемому о его возможности в ЛЮБОЙ момент прервать эксперимент, если он того пожелает (и данные его тю-тю в таком случае)

Как уже было сказано, личные отношения и взаимодействия на задний план, впереди только сухое проведение эксперимента. Если межличностное выходит наружу и искажает (неважно в какую сторону) данные, следует остановить эксперимент, нормализовать обстановку (например, поменять проводящего эксперимент, на крайняк выкинуть нахуй испытуемого)

 

ГРУППОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ меняет ситуации в связи с тем, что количество межличностных участников значительно меняется. В таком случае, Экспериментатор не только должен поддерживать Вертикальные связи с каждый Испытуемым по отдельности, но и заранее создать благоприятную, раскрепощенную, открытую среду внутри экспериментальной группы.

Для групповых исследовани могут часто приглашаться ассистенты, для скорейшего замера показателей всей группы. В таком случае необходимо максимально минимизировать контакт и влияние ассистентов на группу (но и с единичным лицом то же самое) дабы не нарушать и не усложнять уже сложившиеся отношения.

 

ПОСТ-ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Не стоит мгновенно разрывать связи со всеми испытуемыми в одно мгновенье после проведения эксперимента.

 

Во-первых, вы должны им деньги/печенье/зачет – все обещанное вознаграждение

Во-вторых, (лучше в первых конечно) выразите банальную благодарность испытуемому (шутки шутками, но этический кодекс психолога серьезно это требует, прям маст хэв)

 

Фидбэк

 

Возможен в виде анкетирования, устного зафиксированного ответа, как угодно, но вообще желательно. Узнать о впечатлениях/эмоциях испытуемого, раскрыть утаивание и обман, если таковые были и тд. Были случаи, когда на основе фидбэка испытуемого его данные мгновенно исключались из выборки, так как он не подходил в силу некоторых факторов

 

Например:

Исследование С.М. Кассина и К.Л. Кихеля (оно было в одном из наших дз)

Там студентов заставляли печатать текст на компе под диктовку, а затем ложно обвиняли в том, что они не совершали и смотрели до какой степени принятия несуществующей вины испытуемые дойдут.

Несколько испытуемых на пост-эксперементальной беседе сообщили, что подозревали, что ими манипулируют. Показатели этих испытуемых не могли учитываться в дальнейшем и их исключили. Без пост-беседы это бы никогда не выявилось. Пост-беседа полезна. Будьте как пост-беседа.

 


 

Вопрос 22. Методы контроля влияния личности испытуемого на результаты эксперимента.


Итак,

 

Само по себе участие испытуемого в эксперименте может провоцировать некоторые эффекты, способные нарушить проведение эксперимента и его конечные результаты. Это вызвано индивидуальными личностными особенностями испытуемых и просто самим его существованием (лол).


ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ

Новизна, интерес к эксперименту, осознание участия в эксперименте искажают деятельность испытуемых и их результаты соответственно (зачастую в благоприятную сторону). Испытуемые работают более усердно только из-за осознания участия. Есть вариант, когда они знают, что от них ожидают лучшего и стараются лучше.
1924-1933 гг.



Во главе: Элтон Мэйо

 

Жил да был такой завод компании «Вестерн Электрик» в Хоторне (штат Иллинойс). И начались у них проблемы с производительностью труда всяких сборщиц. Пригласили Мэйо. Он изначально пытался понять в чем трабол со сборщицами, но в ходе экспериментов заметил, что и в группе с техническими улучшениями (света, техники, зарплаты) и в группе без улучшений отмечался рост производительности труда (то есть и в контрольной, и эксперементальной группах). Мэйо такой, ну наверное осознание участия в эксперименте добавляет им важности и дает мотивацию пахать сильнее.

 

Как убрать?

 

1. Слепой метод. Не сообщать участнику о гипотезе, о переменных и прочем.

2. Обман. Напиздюлькать им, понимаешь, на пиз дюль кать, дааааа, взять и наебать, напиздюлькать, оп

3. Скрытый эксперимент. Естественный эксперимент без информирования участников

4. Безразличный тон. Давать инструкцию как можно более безразличным тоном (по В.Н. Дружинину)

ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО

Чисто по медицине, случай, когда силой внушения и самовнушения человек верит в излечение препаратом, когда на деле нейтрален или бесполезен.

 

 

 

ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ

1965

Ученый: Р. Зайонц

 

Присутствие любого внешнего наблюдателя, например, экспериментатора или ассистента изменяет поведение человека, совершающего определенную деятельность.

Например, спортсмены показывают лучший результат на публики, будучи вдохновленными (ну или наоборот)

 

Принципы:

· Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный и авторитетный для испытуемого/исполнителя. Чем авторитетнее – тем больше.

· Чем сложнее задача – Тем влияние больше.
Новые навыки более податливы воздействию (в худшую сторону). Старые наоборот проявляются легче, их производительность повышается.

· Соревновательная и совместная деятельность усиливают эффект. (в обе стороны)

· Количество наблюдателей усиливает эффект (в обе стороны)

· Эффект Зайонца подчиняется закону Йеркса-Додсона
Присутствие наблюдателя повышает мотивацию: следствием может стать повышение производительности или перегиб мотивации→ срыв деятельности

 

Как убрать?

 

1. Изолировать от остальных людей (если групповой эксперимент), минимизировать количество присутствуемых ассистентов и прочего персонала, по возможности исключить свое физическое присутствие

2. Использовать зеркало Гезелла (беспалева глядеть в стекло, с другой стороны зеркало)

 


 

Вопрос 23. Влияние личности экспериментатора на результат, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля.




Итак,

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.