Вопрос 30. Условия причинного вывода.
В психологическом эксперименте проверяется причинно-следственная (каузальная) гипотеза. При помощи организации экспериментальных воздействий и других форм контроля экспериментатор обеспечивает обоснованный вывод о том, что полученный эмпирические данные соответствуют высказыванию «переменная НП (Х) действует на переменную ЗП (У) таким образом, что…»
Условия:
1. Причина может быть только перед следствием.
Т.е. НП должна предшествовать во времени ЗП. Это первое требование, или условие, причинного вывода, принятое в психологическом исследовании вслед за логикой естественно-научного эксперимента и оспариваемое в иных контекстах понимания причинности («динамической» причинности в исследованиях К. Левина, «синхронной» причинности у Ж. Пиаже и др.). В любом случае вывод будет касаться результата действия НП, за «причинным» пониманием которой стоит проявление какого-то психологического закона.
2. Ковариация (закономерная связь) между ЗП и НП.
Управление НП приобретает формы функционального контроля условий в эксперименте и позволяет переходить к условным высказываниями «если Х то У». Закономерность может выражаться мерами связи и мерами различий. Вывод о том, что влияние заданного условиями экспериментального фактора определяло изменения ЗП. Обосновывает неслучайный характер связи между ЗП и НП.
3. Отсутствие конкурирующих гипотез (третьих).
Третье условие причинного вывода – ликвидация угроз выводу о том, что НП воздействует на ЗП, со стороны других объяснений изменений Y – другими («третьими») переменными или другими гипотетическими интерпретациями. Выделение любой НП не исключает того, что на изучаемый базисный-процесс влияют сопутствующие или систематические изменения других переменных, не входящих в гипотетическое отношение между Х и Y. Назовем эти переменные смешивающимися (СП). Иногда синонимом выступает название «побочные переменные» (ПП).
Вопрос 31. Отличие эксперимента от других видов исследования.
Привести пример исследований одного явления методом наблюдения, эксперимента и с помощью корреляционного подхода.
Отличие эксперимента от наблюдения:
В эксперименте исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль – управляет переменными, посредством чего активно вмешивается в ход изучаемых процессов. Тем самым эксперимент как активный метод противопоставляется пассивному наблюдению.
Методом наблюдения нельзя проверять казуальные гипотезы.
Отличие эксперимента от корреляционного исследования:
Метод корреляции не обязательно дает причинное объяснение взаимосвязи явлений, в то время как эксперимент направлен на выявление причинно-следственных связей.
При корреляционном подходе сохраняется многозначность выводов с точки зрения направлений возможных обобщений.
Экспериментальный метод предполагает разработку плана управления независимой переменной и плана измерения зависимой переменной как показателя изменений исследуемого базисного процесса, на который предположительно оказывают влияние экспериментальные воздействия. Корреляционные схемы также включают определение порядка получения данных, но только как плана измерения переменных.
Тип гипотез, проверяемых в эксперименте
Гипотеза КАЗУАЛЬНАЯ – предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями. Установления связи между изменениями независимой и зависимой переменных позволяет утверждать о причинном характере экспериментального воздействия.
Проверка казуальной гипотезы предполагает вмешательство в исследуемый процесс, т.е. активность экспериментатора с точки зрения управления факторами, воздействующими на психологическую реальность.
Формы экспериментального контроля:
Следует выделить три вида контроля переменных, связанных: 1) с возможностями планирования как построения экспериментальных схем; 2) с заданием разных типов переменных и соответственно разных типов экспериментов; 3) с необходимостью снятия угроз валидному выводу со стороны других факторов, присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к экспериментальным планам.
1) Контроль посредством экспериментальных схем
План эксперимента задает форму контроля независимой переменной: предъявляются ее разные условия одному и тому же испытуемому или группам испытуемых – и одновременно условия фиксации первичных показателей зависимой переменной. Экспериментальный контроль, кроме управления НП, означает также контроль побочных, смешивающихся или сопутствующих переменных. Смешения НП с ними представляют угрозы валидности эксперимента.
2) Контроль типа переменных
Определение типа переменных с точки зрения соответствия их реальным условиям, рассматриваемым теоретическим конструктам или мысленно моделируемым схемам взаимосвязей между переменными позволяет исследователю прогнозировать возможности обобщений как выводов об экспериментальной зависимости за пределами экспериментальной ситуации.
В зависимости от статуса тех или иных переменных по отношению к экспериментальной гипотезе и возможностей управления ими экспериментатором могут быть использованы такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.
3) «Эффект экспериментатора» и первичный контроль
Контроль всех Побочных П, в первую очередь связанных с выделением НП и взаимодействием экспериментатора с испытуемым, осуществляемый до выбора планов эксперимента или безотносительно к ним.
Вопрос 32. Виды переменных в эксперименте.
Переменные – параметр реальности, который может изменяться и/или изменяется в экспериментальном исследовании.
Независимая переменная - фактор, который согласно гипотезе, влияет на показатели ЗП
Уровень НП - разные условия эксперимента (минимум 2)
Зависимая переменная - отклик, предположительно вызываемый изменением НП (то, что мы измеряем)
Побочная переменная - переменная, которая не входит в экспериментальную гипотезу, но в условиях эксперимента может либо повлиять на изучаемый базисный процесс, либо смешиваться с НП, что исказит исследуемую зависимость
Дополнительная переменная - составляющая часть экспериментальной гипотезы, имеющей частный характер, ограничивающий широту обобщений об устанавливаемой зависимости
Корнилова:
НП – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор (Х – воздействие) – управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная, другими словами функиционально контролируемая переменная; представлена на двух или более уровнях. В Экспериментальной гипоетезе понимается в качестве причинно-действующего фактора.
ЗП – «отклик», или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием НП. В психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизическими параметрами и т.д. наблюдаемый и измеряемый показатель, выступающий в качестве ЗП.
Посторонняя переменная – любой неуправляемый фактор, не представляющий научного интереса, влияющий на результаты эксперимента.
Вопрос 33. Ситуационные и личностные независимые переменные.
Краткий экскурс:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 337.