Удобно при небольшом числе переменных с небольшим количеством значений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При большем количестве используются методы Латинского и греко-латинского квадратов (для 3х и 4х переменных соответственно)

(По В.Н. Дружинину)

 

Классический вариант плана для одной НП – план для 2 независимых групп. Одна Контрольная, другая Экспериментальная.

1) План для двух рандомизированных групп с тестированием

1. Экспериментальная R    X O1
2. Контрольная R            O2

R – рандомизация, X – воздействие, О1 и О2 – тестирования

 

2) План для двух рандом. Групп с предварительным-итоговым тестированиями

1. Экспериментальная R O1 X O2
2. Контрольная R O3       O4

 3) План Соломона

Эксперимент1: R О 1 Х О 2

Контроль 1:  R О 3     О 4

Эксперимент 2: R   X О 5

4. Контроль 2:   R       О 6

Главное запомнить изи «матрицу»

Факторный план описывается системой нумерации, которая показывает количество НП и количество их значений

Например, 2х2 – количество НП – количество цифр, количество значений – значение отдельной цифры в ряду. То есть НП – дву штуки, у каждой по два значения.

3х4х5 – НП три штуки, у первой 3 значения, второй – 4, третьей - 5 соотвественно.

        


 

Вопрос 46. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

План «исинного» экспериментального исследования отличается от других:

1. Применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего – рандомизации;

2. Наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;

3. Завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие, с группой, не получившей воздействия.

План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия Р.А.Фишера.

Предполагается равенство контрольной и экспериментальной групп.

План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.

Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Это исследования, которые проводятся без учета требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина – незнание требований, невозможность их учета, и пр.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Они создаются специально с отступлением от схемы истинного эксперимента. Исследователь осознает те источники артефактов – внешние переменные, которые он не может контролировать. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.

Кэмпбел выделяет три вида доэкспериментальных плана (два из них МакГиган относит к квазиэкспериментальным):

1. Исследование единичного случая;

План: X O. Контроль внешних переменных и НП полностью отсутствует.

2. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы;

Часто применяется в социологических, педагогических исследованиях: O1 X O2. Отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения ЗП вызваны НП. Этот план не позволяет контролировать эффект естественного развития. Неконтролируется также эффект тестирования.

3. Сравнение статистических групп.

План для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Этот план позволяет учитывать эффект тестирования, благодаря введению контрольной группы. С помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет метариала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным состоянием.

Т.Д.Кук и Д.Т.Кэмпбелл разработали основания применения квазиэкспериментального планов в психологическом исследовании.

Квазиэкспериментальным является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы до и после воздействия.

 

 

 

 


 

Вопрос 47. Корреляционное исследование.             

Корреляция – статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин. Изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин.

Коэффициент корреляции – это статистический показатель зависимости двух случайных величин.

Наиболее применяемым коэффициентом корреляции является коэф. Пирсона (возможные значения варьируют от 0 до +/-1. Чем больше абсолютное значение rxy – тем выше теснота связи между двумя величинами)

В корреляционных исследованиях проверяются гипотезы, позволяющие устанавливать связи межу переменными, уровни которых не изменяются, а только измеряются исследователем. Многие процессы, в принципе доступные экспериментальному контролю, теряют свою качественную специфику, если искусственно изолировать их для проведения строгого лабораторного эксперимента, поэтому корреляционное исследование оказывается часто единственным способом получения эмпирических доводов в пользу их истинности.

План корреляционного исследования является разновидностью квазиэкспериментального плана при отсутствии воздействия независимой переменной на зависимые. Корреляционное исследование разбивается на серию независимых измерений в группе испытуемых. В случае простого корреляционного исследования группа однородна. В случае сравнительного корреляционного исследования мы имеем несколько подгрупп, различающихся по одному или нескольким критериям. Результаты таких измерений дают матрицу вида Р х О (испытуемые х измерения). Обрабатываются данные корреляционного исследования путем вычисления корреляций по строкам или по столбцам матрицы. Корреляция по строкам дает сравнение испытуемых. Корреляция столбцов дает информацию о связи измеряемых переменных.

Отличие от эксперимента:

 -- при корреляционном подходе всегда сохраняется многозначность выводов с точки зрения направлений возможных обобщений

 -- проведение корреляционного исследования имеет место в предварительном этапе сбора данных, что позволяет принимать решения о необходимости дальнейшего экспериментального исследования

-- проверка гипотез о взаимосвязях переменных, а не о причинной зависимости

-- управляемое воздействие на объект отсутствует

-- в корреляционном по типу сбора данных исследовании (пример – статистический контроль психологических переменных) возможно использование мер различий (сравнение подсчитанных средних по выборкам и т.д.). Главное, что отличает корреляционный подход, – это схемы сбора данных, отличные от экспериментального подхода, и соответственно иные возможности содержательных выводов при проверке психологических гипотез (в силу невозможности реализации тех форм контроля, которые характерны для экспериментальных исследований).

Виды связей:

– положительная корреляция (повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой переменной);

– отрицательная корреляция (рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой);

– нулевая корреляция (свидетельствует об отсутствии связи переменных);

– нелинейная связь (в определенных пределах повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, а при других параметрах – наоборот. Большинство психологических переменных имеют именно нелинейную связь).

 

Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи между двумя измерениями:

• прямая корреляционная связь (уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой переменной);

пример: корреляция высокой личностной пластичности и склонности к смене социальных установок.

• корреляция, обусловленная третьей переменной (уровень одной переменной соответствует уровню другой переменной в силу того, что обе эти переменные обусловлены третьей, общей переменной);

То есть если есть R(a,b) и R(b,c), то R(a,c)

пример: факт связи уровня интеллекта с уровнем доходов, установленный психологами США

• случайная корреляция (не обусловлена никакой переменной);

• корреляция, обусловленная неоднородностью выборки (если выборка состоит двух неоднородных групп, то может быть получена корреляционная связь, не существующая в генеральной совокупности).

пример: выяснение связи между принадлежностью к определенному полу с уровнем экстраверсии на группах с мужчинами-математиками и женщинами-журналистами

 

 


 

Вопрос 48. Интерпретация результатов. Основные источники артефактных выводов.         

 

Источники ошибок : при принятии статистических решений (ошибка первого и второго рода), нарушения внутренней валидности (недостаточный контроль переменных), нарушения внешней валидности (неправомерное расширение границ эффекта без учета дополнительных переменных), наличие конкурирующих гипотез, подмена логических доводов субъективными предпочтениями исследователя. Пояснить на примерах. Возможности переинтерпретации и критический эксперимент.

В ходе обобщения и интерпретации результатов эксперимента, таким образом, преобразуются в единую психологическую информацию, по крайней мере, три составляющие: "внешняя среда", оказывающая стимулирующее воздействие, индивидуальные особенности объекта психологического исследования и опыт экспериментатора.

Важную роль в интерпретации итогов исследования играет личность экспериментатора, его жизненный опыт, который представляет собой, с одной стороны, знания и навыки применения психологических методик, получение при этом достоверной информации, а с другой – умение конструирования объективного образа действительности.

Проблема эксперимента, как отмечает Г. Абрамова, связанная с взаимодействием людей, обостряет внимание к содержанию фактов и делает необходимым понимание контекста жизни исследователя, обращающегося к этим фактам. Существенным для объективности интерпретации психологического исследования является и сама проблема взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Суть проблемы взаимодействия заключается в том, что испытуемый и исследователь изменяют друг друга в их совместном действии (чувстве, движении). Поэтому сложность анализа результатов экспериментального воздействия состоит в том, что сам экспериментатор является важнейшим источником возможных изменений. При этом возможность изменений со стороны испытуемого во многом будет определяться его отношением к экспериментатору и к самому себе. В связи с этим желательно вспомнить, что 3. Фрейд в свое время ввел в психологию два противоположных понятия, характеризующих данную ситуацию – трансфер, т.е. перенос эмоций испытуемого на психолога, и контртрансфер – перенос эмоций психолога на испытуемого. Э. Фромм указывал, что "мир имеет для человека определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины... собственную позицию он считает логичной".

Таким образом, интерпретация и обобщение экспериментальных результатов могут быть отчасти или полностью профилированными. В любом случае психологическая интерпретация, по крайней мере, должна отражать в своем содержании личность экспериментатора, "внешнюю" среду, взаимодействие испытуемого с экспериментатором, а также индивидуальность объекта исследования.Эти факторы влияют на содержание интерпретации экспериментальных результатов и определяют ее профилированность (рис. 6.2).

Анализ экспериментальных результатов может осуществляться при помощи как количественных, так и качественных методов. Методы получения эмпирической информации классифицируют: а) по степени активности воздействия – на активные и пассивные; б) по типу воздействия (регистрации) – непосредственное воздействие и инструментальное воздействие и в) по типу обработки и интерпретации данных – естественно-научные и герменевтические методы.




Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.