Ученый: Джозеф В. Брэди
Узнал Брэди, что солдаты страдают желудочными язвами и решил проверить взаимосвязь эмоционального и физического на обезьянках (не спрашивайте). Многие из мартышек внезапно откинулись от язвы желудка. Брэди такой: непорядок, чёй-то такое. У обезьянок этих вырабатывалось «условное избегание». Их сажали намертво на стулья, к ступням шел электрический разряд. Реагировать на него можно было только рычагом. Брэди логично думает, что или Электрический разряд, или стресс от всей ситуации в целом (действительно) вызывает эту язву. Разработал эксперимент.
Два стула, две мартышки, одна контрольная, другая экспериментальная (земля тебе пухом) – «исполнитель». Контрольная просто сидела и получала ебучие заряды, потому что была без рычага. Рычаг был у «исполнителя», только она контролировала как часто их будет пиздить током. Соответственно мартыхи получали заряд одинаковое количество раз, одинаковой частоты, только одна контрольная ничего не могла поделать, а у другой все было в ее руках буквально. Так их шандарахало 6 часов, потом 6 часов отдыха, потом спустя день ровно еще пара попыток. Через 23 дня «исполнитель» откинулась. Угадайте из-за чего. У контрольной обезьяны, которая получала ток столько же раз по сути, язвы не было. Брэди такой, НУ ВСЕ ЕТО ОТКРЫТИЕ ВЕКА, ЭТО СТРЕСС ЕЕ ГРОХНУЛ, СТРЕСС И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГИХ. У мартышек блять. Стресс из-за управления своей и чужой судьбой. У м а р т ы ш е к.
А оказалось то, что хитрюга Брэди разделил мартышек не рандомно, как следовало бы, чтобы избежать того самого эффекта селекции. Он разделил их на основании того, как быстро они освоили процедуру избегания (нажатия рычага). Самых быстро реагирующих он сделал «исполнителями». Только вот он не знал, что самые быстро реагирующие в зоологии = самые эмоциональные. То есть он сделал «Исполнителями» самых эмоциональных представителей, а именно они более предрасположены к язве желудка, чем обычные особи. А спокойные особи сидели в контрольных условиях и не тревожились. КЕК. Таким образом все выводы Брэди херились, потому что язвы хоть безусловно и была, но была вызвана не теми переменными, которые предполагал и контролировал ученый.
5. Фактор статистической регрессии
Ученый отбирает в группу испытуемых с самыми крайними показателями.
Регрессия это нормально. Человек, бросивший мяч сначала на 300 метров, потом на 340 метров, в третий раз скорее всего кинет на 320-330, по крайней мере вы бы поставили на это, так?
Так вот когда ученый набирает себе группу людей с целью проверить их память, и отбирает самых забывчивых даунов на свете (привет, это я), а затем после проведения тренингов на улучшении памяти, при повторном тестировании получает улучшенные результаты, есть риск, что эти данные были улучшены не за счет эффективности тренингов, а тупо за счет регрессии. (Поэтому нужна контрольная группа, чтобы это все контролить)
6. Эффект тестирования
При многократном исполнении экспериментальных задач у испытуемого может выработаться привыкание.
7. Фактор инструментальной погрешности
Неточность или нарушение/изменение в процедуре или методе измерения эффекта. Между предварительной проверкой и заключительной измерительные инструменты изменяются, обновляются и пр.
Вспомните семинар, когда мы слушали разные потоки информации на наушниках в разные уши. Испытуемых в таком эксперименте можно просить реагировать непосредственно при самом прослушивании на триггер-слова. Как это делать – хороший вопрос. И вот если на предварительном тестировании мы будем заставлять человека нажимать какую-нибудь упругую тугую кнопку на пульте, а на заключительном едва тыкать в сенсорный экран – даже подобное изменение инструментария может негативно похерить результаты.
8. Фактор отсева
Испытуемые неравномерно выбывают из контрольной и экспериментальной групп.
УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ ВАЛИДНОСТИ
1. Изменение временного контекста
А будет ли эксперимент повторим и эффективен в нашей реальности с нынешними социальными/политическими
экономическими и пр. условиями?
2. Репрезентативность выборки
Если твой результат основан только на группах тараканов, а ты обобщаешь результат и на детей/людей, то у тебя проблемы.
3. Реактивный эффект
Заключается в уменьшении или увеличении восприимчивости испытуемых к экспериментальному влиянию вследствие предыдущих измерений Между нами девочками, я не уверен, что это точно к внешней, потому что по описанию подходит ко Внутренней. Гугл же активно говорит, что это угроза Внешней.
У меня много вопросов к Алмаре
4. Прочий стафф
Перенос результатов от группы с одной религией/менталитетом/культурой и пр. на популяцию с отличной религией/менталитетом/культурой и пр. это бред. (если, конечно, эти характеристики не НЕ ИГРАЮТ роли в исследовании и доказано, что от них ничего не зависит)
Вопрос 44. Способы контроля внутренней и внешней валидности.
Внешняя валидность {external validity). Возможность обобщения выводов исследования на других людей, условия и время.
Внутренняя валидность {internal validity). Степень независимости исследования от методологических ошибок, в особенности от смешения факторов.
Способы контроля:
1) элиминация внешних переменных;
Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной.
2) константность условий;
Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего эксперимента. Эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта смешения: данные, полученные при константных значениях внешних переменных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при исследовании.
3) балансировка;
Балансировка применяется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозможно идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если можно ее идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.
Способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование экспериментальной, тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой переменных.
Чтобы определить, как влияет на зависимую переменную та или иная внешняя переменная, используют план, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном плане должно быть N = п + 1, где п — число внешних («прочих») переменных. Вторая контрольная группа помещается в экспериментальные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на зависимую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Различие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет выделить специфическое влияние одной из внешних переменных.
4) контрбалансировка;
Применяют, когда эксперимент включает в себя несколько серий (испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий).
Для ликвидации эффектов последовательности и эффекта последствия используют контрбалансировку. Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.
Однако контрбалансировка не позволяет полностью исключить еще один эффект — влияние изменения порядка предъявления заданий на значение зависимой переменной.
5) рандомизация.
Рандомизацией называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.
Применяется в двух случаях: 1) когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, однако у нас нет возможности использовать одну из предшествующих техник контроля; 2) когда мы предполагаем оперировать какой-либо внешней переменной в экспериментальной ситуации, однако не можем ее специфицировать и применить другие техники.
Если предположить, что значение дополнительной переменной (переменных) подчиняется вероятностным законам (например, описывается нормальным распределением), то в состав экспериментальной и контрольных групп войдет выборка, которая имеет те же уровни дополнительных переменных, что и генеральная совокупность.
Вопрос 45. Виды экспериментальных планов для одной и нескольких независимых переменных.
(По В.В. Никандрову)
Вообще, различают четыре типа планов
1) Одна НП - Одна ЗП
Однофакторное планирование. «Классический» вариант, наиболее часто встречающийся. Часто называется Двумерным, так как только две переменные подвергаются измерению
2) Одна НП - несколько ЗП
Довольно редкий случай
3) Несколько НП - Одна ЗП
Многофакторное (факторное) планирование
4) Несколько НП – Несколько ЗП
Так же редко, как и 2)
Соответственно, именно поетому в билет и выделили только 1) и 3). На них фокус.
О планировании эксперимента, когда нужно предусмотреть в полной мере ВСЕ ситуации воздействия испытуемого говорят лишь во Многофакторном планировании, когда есть комбинации НП
В «классическом» случае не то чтобы есть специальное планировании, потому что и комбинаций нет – всего одна НП с заданными значениями.
Факторное планирование
Все возможные сочетания НП
Например,
Где К1 и К2 это два значения одной НП, а L1 и L2 – два значения второй НП. То есть возможно 4 экспериментальных ситуации (2х2)
Если значений больше, ситуаций больше, например (3х3) – 9 ситуаций.
Преимущества многофакторного планирования:
1. Измерение способствует решению двух проблем одновременно
Например,
Изучается влияние ожидания на время реакции (ВР) при двух различных длительностях ожидания – А= 20 сек. и А1 = 60 сек. и при двух типах ожидания, В = Берзразличное и В1 = ожидание со страхом, когда сигнал сопровождается током. План будет выглядеть как кубик сверху. В таком многофакторном случае, требуется лишь четыре эксперимента, в то время как в эксперименте с изменением только одной переменной потребовалось бы 8 опытов: условие А при В и В1 и А1 при В и В1 , условие В при А и А1 и В1 при А и А1. Короче, головная боль.
2. Предоставляется возможность определить влияние взаимодействия переменных.
Суть в том, что влияние одной НП на ЗП может зависеть от значения другой НП
Дата: 2019-03-05, просмотров: 323.