результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми
Инертность метода заключается в несовпадении скорости психических процессов и скорости самоотчета (т.е. невозможность незамедлительного переключения с одного вида деятельности (полная концентрация на собственных ощущениях) на другой (устный ответ)).
На результат влияет: поток сознания, становление мысли, тонкости переживаний, «внутренние смыслы» -- эти разные предметы внутреннего наблюдения, или саморефлексии, обуславливают содержательные различия в результатах интроспекции.
Вопрос 13. Влияние метода на результаты исследования (на примере психофизических методов).
Влияние метода на результаты исследования (на примере психофизических методов).
Психофизические методы разработал немецкий ученый Г. Фехнер. Он пытался количественно определить отношение между характеристиками объектов в физическом мире и их психологическим отражением в процессе восприятия.
Психофизиологические методы призваны регистрировать физиологические показатели, связанные с психической деятельностью человека. Психофизиологические методы включают регистрацию сенсорных, моторных и вегетативных реакций, а также спонтанной и вызванной активности головного мозга человека.
Методологической особенностью всех психофизиологических методов является высокая вариабельность регистрируемых показателей. Связано это с тем, что, отражая вполне определенные психофизиологические механизмы и свойства нервных процессов, реакции зависят, в том числе, от целого ряда методических, физиологических и психологических факторов. Сюда можно отнести, например, степень тренированности испытуемого, его мотивированность, или изменчивость его функционального состояния.
При разработке психофизических методов использовались такие типы перцептивных реакций: порог, количественная характеристика субъективной тождественности, постоянная ошибка, порог распознавания (детекции) или абсолютный порог, порог установки расхождений (порог дифференциации), дефиниции.
Порог — это физическая характеристика, разделяющей стимулы, на которые индивидуум дает разные реакции. Абсолютный порог - физическая характеристика стимула, которую субъект может распознать в 50% случаев. Стимулы, физические характеристики которых превышают абсолютный порог, распознаются чаще. Стимулы, физические характеристики которых ниже порога, распознаются менее чем в 50% случаев.
Абсолютный порог (или предел детекции стимула) не является неизменным. Он изменяется под воздействием многих факторов. Порог установления расхождений (или порог дифференциации) показывает, насколько мала разница между физическими характеристиками стимулов, которую индивидуум может распознать.
Порог дифференциации или едва заметное различие тоже не является постоянной характеристикой. Поэтому ее также определяют статистически (как характеристику, которая распознается в 50% случаев).
Вопрос 14. Надежность и репрезентативность данных эмпирического исследования.
Репрезентативность данных – оценка полученных данных с точки зрения правильности планирования исследования (валидности), обоснования представленности в показателях ЗП изучаемого процесса, обоснования сделанного выбора типа ситуаций (или единиц наблюдения) и т.д. Включает оценку полученных результатов с точки зрения других возможных данных, которые могли бы быть получены при приближении использованных в исследовании схемы и методических средств к безупречным или идеальным образцам эксперимента.
Репрезентативность результатов связана с понятиями надежности данных и репрезентативности методики.
+соответствие выбираемых показателей цели и гипотезе исследования
+фиксация тех показателей, которые наилучшим образом свидетельствуют об исследуемых процессах, изучаемых закономерностях, явлениях
*Репрезентативность методики – представленность в операционализируемых способах, или «технических» средствах задания переменных, именно подразумеваемого психологического процесса, заданного отношением между НП и ЗП в гипотезе. (По Корниловой)
Надежными считаются данные, которые при повторном их получении в тех же процедурных условиях дают незначимые отклонения от первоначальных величин.
Необходимо повторное измерение на той же выборке. Расхождения возможны, но они должны быть незначительны.
Таким образом, надёжность говорит о точности и устойчивости результатов к действию случайных факторов.
Надежность данных есть условие оценки валидности исследования, или, буквально, его «полноценности»
Зависит как от способа измерения, так и от охвата в выборочной совокупности значений ЗП всех несистематических вариаций, обусловленных факторами несистематической изменчивости переменных. Оценка надежности измерения переменных не должна смешиваться с оценкой вариабельности значений переменной. Применительно к использованию метода наблюдения может иметь более узкий смысл – оценка степени согласия наблюдателей. Ненадежность психологических измерений не следует смешивать с ненадежностью данных.
Причины расхождений:
· Изменчивость, присущая самому признаку (эффект утомления или научения)
· Ошибки измерения
· Влияния побочных факторов, обеспечивающих несистематические сдвиги в фиксируемых показателях (различия в манере поведения экспериментатора, разное время суток, разное освещение и т.п.)
· Опосредованность субъективностью мира другого человека (при наблюдении)
· Размер выборки
· Точность измерительных приборов
Критерии надежности психологических данных:
1. Воспроизводимость данных (реплицируемость), т.е. возможность повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей. О воспроизводимости можно говорить, когда мы повторяем эксперимент для разных испытуемых или для одного и того же испытуемого.
2. Интерсубъективность - возможность быть полученными разными исследователями. То, что субъективная реальность не может быть доступна взору другого человека, не означает требования отказа от критерия интерсубъективного характера знания. В психологии методические средства в разной степени зависят от толкований исследователем данных субъективного опыта другого человека — испытуемого.
3. Стабильность данных - устойчивость закономерности при получении данных с допущением некоторых сдвигов в показателях при условии, что они всегда имеют одну направленность. Например, в социальной и педагогической психологии обсуждается такая закономерность, как лучшее согласование субъективных оценок учителей, когда предметом оценивания являются свойства учеников, и худшее, когда учителя оценивают своих коллег.
Вопрос 15. Измерение в психологии: основные подходы к измерению в психологии (операциональный, репрезентативный и классический)
Измерение – процедура установления взаимно-однозначного соответствия между множеством объектов (состояний) и множеством символов (чисел). В более узком смысле – вид эмпирического исследования, в ходе которого исследователь выявляет качественные и количественные характеристики объекта с помощью внешних средств (приборов, тестов и пр.).
Проблема разрыва между внутренним и внешним наблюдением за психической реальностью:
Психическое содержание того, что вы сейчас ощущаете, не доступно для непосредственного наблюдения со стороны наблюдателя. Психику нельзя наблюдать напрямую. Только через внешние проявления можно наблюдать психику: рисунки, речь, мимика и прочее. Психический материал для недоступен для непосредственно наблюдения полностью даже для хозяина.
Психофизика занимается изучением ощущений. Существует 2 подхода: классическая психофизика (основное понятие - порог), и современная психофизика (теория обнаружения сигнала). Основатель сенсорной психофизики – Густав Фехнер. Фехнер искал определенное функциональное соотношение между областью интенсивности воспринимаемых раздражителей и областью интенсивности вызываемых ими ощущений.
Итак, есть 3 постулата психофизического закона Фехнера, аксиома которого: существование линейной связи между стимулом и ощущением:
1 постулат – исходный: как раздражитель (стимул), так и ощущение — это точки на определенной шкале, т.е.: ощущение — это число.
2 постулат. Фехнер вводит абсолютный порог чувствительности как абсолютный нуль на его шкалах (он появляется только на 4-й шкале – шкале отношений).
3 постулат Фехнера - основной: все едва заметные различия (ЕЗР) субъективно равны - потому, что испытуемый не измеряет свои ЕЗР, он просто определяет их порядок, фиксирует, когда наступает различие, т. е. он может сказать только о субъективном равенстве раздражителей; следовательно, субъективно для него они являются одинаковыми. То есть, испытуемый нам дает шкалу порядка, а мы получаем шкалу отношений.
Этот постулат был раскритикован Стивенсом, который считал его глубоко теоретическим, тогда как Фехнер - вполне практическим.
Итак, психофизический закон Стивенса. Базовая большая посылка у них одинакова - правило физика Вебера, который эмпирическим путем установил следующее: представим ситуацию, когда у испытуемого на ладонях небольшие веса, которые он не различает. На одну из ладоней ему начинают добавлять некоторый вес до тех пор, пока он не скажет "стало больше". Это зафиксировали. Затем резко увеличили веса - это уже тяжелые гири, сначала одинаковые по тяжести; все повторяется, и, когда, по ощущению испытуемого, вес одной гири стал ощутимо больше - фиксируем. Правило Вебера звучит так: величина разностного порога и ее изменение зависят от величины и изменения исходного раздражителя (стимула).
А отличие у Стивенса и Фехнера - в инструкции испытуемому: у Фехнера шкалирование косвенное (только шкала порядка) – человек может лишь сказать, есть или нет ощущения, сам он не может измерить его (метод минимальных изменений, метод средней ошибки, метод констант). По Стивенсу возможно прямое измерение ощущения; это связано с тем, что испытуемый способен, по мнению Стивенса, измерять свои ощущения самостоятельно, т.е. напрямую. Стивенс просил своих испытуемых сообщать, насколько и во сколько раз одно ощущение больше, чем другое; то есть, испытуемый сам устанавливал и абсолютный нуль, и единицу измерений.
Здесь методы меняются: на сколько и во сколько больше/меньше, т.е. применяется метод оценок. У Стивенса сам испытуемый строит и шкалу порядка и шкалу отношений (т.е. шкалы и раздражений и ощущений). И эти эмпирические исследования показали, что функция является не логарифмической, а степенной. Стивенс отказался от ЕЗР; min. различие в ощущении зависит от исходной величины ощущения - эти единички не равны, а возрастают по интенсивности кратно какой-либо постоянной. Мы получаем две геометрические прогрессии и в результате – степенную функцию - закон Стивенса.
Основные положения теории обнаружения сигнала.
Если классическую психофизику называют объективной, то современная психофизика в большей степени субъективная; решение принимает испытуемый и он на него может повлиять. Современный вариант сенсорной психофизики - теория обнаружения сигналов – исходит из постулата о непрерывном, (а не дискретном, пошаговом как у Фехнера), возрастании интенсивности ощущения наравне с возрастанием интенсивности стимула. 2-й постулат Фехнера - постулат нижнего абсолютного порога, как абсолютного 0 на шкале стимулов был раскритикован теорией обнаружения сигналов. Был введен вероятностный диапазон обнаружения стимула, т.е. порог стал не точкой, а диапазоном: вместо понятия порога вводится модель сигнала на фоне шума. Нет такой условной точки на шкале раздражителей, которая разделяла бы отсутствие и наличие ощущения.
Необходимость пересмотра понятия порога была вызвана тем, что в обыденной жизни очень трудно установить пороговую ситуацию: в обыденной жизни всегда присутствует некоторый фон, который мы назовем шумом. Даже когда нет сигнала, испытуемый реагирует на шум: это субсенсорные впечатления, когда осознанной реакции пока нет, но испытуемый все же реагирует. Здесь вводится понятие о вероятности обнаружении сигнала.
От чего зависит этот диапазон:
- от интенсивности стимула;
- от самого испытуемого;
- от условий восприятия;
- от сенсорных шумов внутри организма (звон, шум в голове);
- от шумов окружающей среды.
Исходный уровень шума (слабый, средний, сильный) задает “ноль” интенсивности стимула – эффективность обнаружения сигнала разная для разных уровней шума, стимул должен быть тем интенсивнее, чем сильнее шум. (ех., писк слышно лишь в тишине, чем громче шум (фон), тем сильнее должен быть стимул). Если сигнал есть, но он равен шуму, то, фактически, его нет, т.е. уровень шума – это старт для сигнала.
Наличие 2-х ситуаций: «ШУМ» и «СИГНАЛ+ШУМ» и 2-х ответов: "ДА" и "НЕТ" формирует 4 возможные ситуации:
Наличие сигнала Ответ
есть да → точное попадание
есть нет → пропуск сигнала
нет да → ложная тревога
нет нет → правильное отрицание
Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.
В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.
На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию".
На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека – как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения "проявления интереса". Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов.
Фундаментальное различие между репрезентативной и операциональной теориями лежат в их отношении к тому, каким образом числа включаются в измерение. В соответствии с первой числа репрезентируют эмпирическую реляционную систему, которая рассматривается как объективная структура, существующая вполне независимо от наших операций. Использовать числа удобно, но в принципе они необязательны. С позиций второй числа представляют собой нечто самодостаточное и независимое от представлений о шкалах; данные, на которых основывается измерение, являются неотъемлемо числовыми, а операции включают в себя продуцирование чисел.
Так, операционалист будет рассматривать оценки по тесту как измерения просто потому, что они являются осмысленно последовательными приписываниями чисел, которые являются результатом точно определенных операций. Для сторонника репрезентализма получаемой при этом информации отнюдь не достаточно. С его точки зрения, если оценки по тесту могут рассматриваться как результаты измерения, то числовые отношения между ними (т.е. одна оценка больше, чем другая и т.д.) должны репрезентировать качественные эмпирические отношения между успешностью выполнения теста, а исследование ориентировано на идентификацию таких отношений и описание их качеств.
Операционалисты интересуются разработкой операций, которые продуцируют разумное последовательное приписывание чисел, сторонники репрезентализма — поиском отношений между числами и эмпирией.
Вопрос 16. Понятие «шкала». Виды шкал и возможные преобразования с полученными данными.
С математической точки зрения, измерение – операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов. Символы приписываются вещам по определенным правилам. Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения.
Измерительная шкала – понятие, введенное в психологии в 1950 году С.С.Стивенсом.
Классическое определение шкалы П.Суппеса и Дж.Зинеса: «Пусть А – эмпирическая система с отношениями (ЭСО), R – полная числовая система с отношениями (ЧСО), f – функция, которая гомоморфно отображает А в подсистему R (если в области нет двух разных объектов с одинаковой мерой, что является отображением изоморфизма). Назовем шкалой упорядоченную тройку <A;R;f>».
В это определение сейчас введена G – группа допустимых преобразований. То есть шкала – это <A;R;f;G>.
Возможны два варианта шкальных преобразований:
1) повышение мощности шкалы;
2) понижение мощности шкалы.
Повышение мощности шкалы – это различные необъективные допущения и эмпирические приемы, базирующиеся лишь на интуиции и правдоподобных рассуждениях, и позволяющие перейти от шкалы менее мощной к шкале более мощной. Например, классы эквивалентности, выделенные при помощи шкалы наименований, могут быть упорядочены по некоторому основанию. Различают шкалу строгого порядка (строгая упорядоченность) и шкалу слабого порядка (слабая упорядоченность). В первом случае на элементах множества реализуются отношения “не больше” и “меньше”, а во втором – “не больше или равно” и “меньше или равно”.
Понижение мощности шкалы – это процедура преобразований единиц измерения более мощной шкалы в менее мощную шкалу.
Шкала наименований
Шкала наименований получается путем присвоения имен объектам. Объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность/неэквивалентность.
На объектах должно быть реализовано отношение симметрии R(X=Y)->R(Y=X) и транзитивности R(X=Y, Y=Z) -> R(X=Y).
Для этой шкалы допустимо любое взаимно однозначное преобразование.
Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следующие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случайных событий, критерий χ 2.
Шкала порядка
Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение – порядок.
На шкале порядка объект может находится между двумя другими, причем если а>b, b>c, то a>c.
Различают шкалу строго порядка (реализуются отношения «не больше» и «меньше») и шкалу слабого порядка (реализуются отношения «не больше или равно» и «меньше или равно»).
Шкала порядка позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака. Появляется понятие измеряемое свойство.
Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать.
Для интерпретации данных можно использовать: относительные частоты, медиану, процентили, порядковые корреляции Кэнделла и Спирмена, моду, корреляции случайных событий, критерий χ 2.
Шкала интервалов
Шкала интервалов – первая метрическая шкала. Она определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью этой шкалы можно сравнивать два объекта.
Значение интервальной шкалы инвариантны относительно группы аффиных преобразований прямой: мы имеем право изменять масштаб шкалы, умножая каждое из ее значений на константу, и производить ее сдвиг относительно произвольно выбранной точки на любое расстояние вправо и влево.
Для интерпретации данных можно использовать: относительные частоты, медиану, среднее арифметическое, дисперсию, коэффициенты асимметрии и эксцесса, процентили, порядковые корреляции Кэнделла, Пирсона, Спирмена, моду, корреляции случайных событий, критерий χ 2.
Ноль на шкале интервалов относительная величина.
Шкала отношений
Используя эту шкалу, можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого. Помимо определения равенства, рангового порядка, равенства интервалов известно равенство отношений.
Значения шкалы отношений инвариантны относительно преобразования вида: х' =ах.
Значения шкалы можно умножать на константу. К ним применимы любые статистические меры.
Другие шкалы:
1. Дихотомическая классификация – вариант шкалы наименований;
2. Шкала разностей: в отличие от шкалы отношений не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Классический пример – историческая хронология. Значения этой шкалы нельзя умножать и делить на константу;
3. Абсолютная шкала: является развитием шкалы отношений и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения;
Эксперимент Стэнли Шехтера «если разделить людей на ожидающих сильный электрический шок и на не ожидающих, повлияет ли это ожиданий на тенденцию к аффилиации?»:
Одним женщинам Шехтер сказал, что будет сильный электрический шок, остальным – что разряд будет слабым. После этого женщин попросили подождать 10 минут, пока настраивается оборудование, и спросили, как они предпочитают ждать, вместе с другими, в одиночестве или не имеют предпочтений. Шехнера интересовал ответ только на этот вопрос, поэтому после ответа на него участниц отпускали.
Вопрос 17. Измерительные шкалы по Стивенсу: шкала наименований.
Неметричская. (= ≠)
Иногда численные характеристики, которые мы приписываем явлениям, служат только для того, чтобы разделить эти явления по группам. В этом случае мы используем так называемую номинальную шкалу измерений и числа являются не более чем ярлыками категорий (например, 15 мужчин, 25 женщин).
Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объектам. Для научной классификации должен быть установлен критерий, в соответствии с которым приписывание разных чисел (или маркеров) различным классам «психологических объектов» или явлений удовлетворяет требованию установления отношения равномерности (идентичности) внутри класса и возможности отнесения каждого элемента только в один класс.
Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность-неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам присваиваются одинаковые имена.
Для построения такой шкалы нужно, чтобы объект был равен или подобен сам себе (х = х для всех значений х), т.е. на множестве объектов должно быть реализовано отношение рефлексивности.
На объектах должно быть реализовано отношение симметрии R (X = Y) -> R (Y = X) и транзитивности R (X = Y, Y = Z) -> R (X = Z).
О шкале наименований можно говорить в том случае, когда эмпирические объекты просто «помечаются» числом. Примером таких пометок являются номера на майках футболистов: цифру «1» по традиции получает вратарь, и это указывает на то, что по своей функции он отличен от всех остальных игроков; но его функция на футбольном поле эквивалентна функции других вратарей, если не учитывать качество игры.В принципе, вместо чисел при использовании шкалы наименований допустимо применять другие символы.
Главное, как говорил Стивенc, не приписывать один и тот же символ разным классам или разные символы одному и тому же классу.
Собственно психологическое измерение начинается с установления классификаций, в результате которых получают так называемые номинативные шкалы. Если выделен признак, по которому сравниваются объекты, то качественные различия по этому признаку позволяют приписать показателю переменной номер того или иного класса. В данном случае используется лишь то свойство чисел, что они разные.
Для номинативных шкал количественное представление экспериментального эффекта может быть отражено в виде диаграмм, но не графиков.
Номинальную шкалу используют, если поставлены, например, такие эмпирические вопросы:
- Среди людей, занимающихся бегом, кто чаще бегает по утрам, а кто по вечерам, мужчины или женщины?
- Если разделить психически неуравновешенных людей на замкнутых и общительных, будут ли интроверты чаще испытывать состояние тревоги, чем экстраверты?
- Если разделить людей на ожидающих сильный электрический шок и на не ожидающих, повлияет ли это их ожидание на тенденцию к аффилиации?
Последний вопрос был поставлен в эксперименте, проведенном Стэнли Шехтером в 1959 г. Половине женщин, участвующих в исследовании, он сказал что в эксперименте будет изучаться психологическая реакция на сильный электрический шок, а остальным — что разряд будет очень слабым и станет щекотно. После того как женщин в обеих группах проинформировали о предстоящем испытании, их попросили подождать 10 минут, пока настраивается оборудование, и спросили, как они предпочитают ждать, вместе с другими, в одиночестве, или же не имеют в этом отношении пред почтений. В действительности Шехтера интересовал ответ именно на этот вопрос, и эксперимент был окончен после того, как участницы высказались. Шехтер изучал влияние состояния тревожности на конструкт, названный аффилиацией (желание находиться вместе с другими). Каковы же были результаты? Те, кто ожидал сильного шока, предпочитали ждать вместе с другими, а те, кто ожидал слабого — в основном не имели предпочтений. Этот эксперимент иллюстрирует применение номинальной шкалы. Испытуемые были разделены на 6 категорий по тому:
1. какой силы электрический разряд они ожидали получить
2. как они ответили на ключевой вопрос
Психологи очень часто применяют шкалу наименований в исследованиях. «Объективные» измерительные процедуры при диагностике личности приводят к типологизации: отнесению конкретной личности к тому или иному типу. Примером такой типологии являются классические темпераменты: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. В «субъективной» психологии измерения используются также классификации. Примеры: сортировка объектов по Гарднеру, метод константных стимулов в психо-физике и т.д.
Правила научной классификации:
одно основание для классификации
одинаковые явления относятся к одному и только к одному классу
разные явления относятся к разным классам
все явления должны охватываться классификацией с логической полнотой
Возможные ошибки и проблемы:
1) В психологии нередки описания результатов, построенные таким образом, что каждый класс определяется по новому критерию (например, первый – по особенностям мотивации испытуемых, второй – по особенностям их мышления и т.д.). В таком случае элементы должны перемещаться из класса в класс с каждой новой сменой критерия.
2) Проблема использования классификационных признаков заключается также в том, что многие психологические термины можно определить только как относительные, т.е. не путем указания входящих в эти понятия признаков, а на основе противопоставления другим терминам. Тогда речь идет о проблематичности существования классификационного критерия. По мнению австралийских психологов, так обстоят дела, например, с терминами «интеллигентный», «нормальный», «интровертированный», «мужественный». Почти о каждом прилагательном можно сказать, что применительно к описанию человека оно задает лишь относительное понятие: норма противопоставляется ненорме, мужественность – женственности и т.д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.