Основные группы отечественных моторных масел. Функции смазочного масла в ДВС. Подразделение моторных масел для судовых ДВС по технологическому типу, их отличительные особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные группы отечественных машинных масел. Все выпускаемые отечественной промышленностью моторные масла разделяют на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Каждая группа может включать масла, различающиеся по вязкости от 6 до 20 сСт при 1000С. Группа А – масла без присадок или с небольшим количеством антиокислительной присадки или депрессатора. В судовой практике масла этой группы не применяются. Группа Б – масла, содержащие до 3-4% алкилфенольной присадки типа ЦИАТИМ-339. На судах также не применяется. Группа В – масла, содержащие 4-7% композиционных присадок. Предназначены для смазки дизелей, работающих на сернистых топливах с содержанием серы до 1%. Группа Г – масла для особо тяжёлых условий работы, содержат 7-12% композиционных присадок. Предназначены для смазки дизелей с турбонаддувом. Группа Д – масла для сверхтяжёлых условий работы с содержанием присадок 18-20%. Предназначены для дизелей с высокой степенью наддува. Группа Е – цилиндровые масла для крупных МОД с турбонаддувом, работающих на тяжёлых сернистых топливах. Содержание присадок – до 25%.

82. Основные функций турбинных масел. Предъявляемые требования. Марки масла отечественного и зарубежного производства.

Турбинные масла. Турбинные масла применяются для смазки и охлаждения подшипников и зубчатых зацеплений различных турбоагрегатов. Обычно, эти же масла используются в системах регулирования и управления турбин. На подшипники расходуется 55-65% циркуляционного масла, на зубчатое зацепление 30-35%, остальное на регулирование и управление. Основными функциями турбинного масла в ТЗА являются:

- уменьшение трения в подшипниках и зубчатых зацеплениях ТЗА

- снижение износа и предотвращение задиров в трущихся парах ТЗА

- охлаждение трущихся пар подшипников и зубчатых передач ТЗА

- предохранение трущихся поверхностей от коррозии и отложений

- выполнение роли рабочей жидкости в гидросистемах регулирования, управления и защиты ТЗА

К турбинным маслам предъявляются следующие требования:

- оптимальная вязкость и хорошая маслянистость, обеспечивающие надёжную смазку и минимальный износ трущихся пар подшипников и зубчатых передач на всех режимах работы ТЗА

- пологая вязкостно-температурная характеристика, исключающая резкое изменение вязкости в пределах рабочих температур, малая испаряемость и температура вспышки не ниже 1800С

- высокая устойчивость против окисления

- антикоррозионные свойства

- достаточная способность к расслоению эмульсии

- устойчивость против аэрации.

Для обеспечения маслами предъявляемых к ним требований, наряду с удалением из масел нежелательных компонентов, к турбинным маслам при изготовлении добавляют присадки, способные значительно улучшить их физико-химические и эксплуатационные свойства. Это: антиокислительные – ДБК-69, ДБК-70, антикоррозионные – В15/41, АКОР-1, МНИ-3, МНИ-5, МНИ-7, противозадирные (противоизносные) – ЭФО, ЛЗ-309/2, ОТП, АБЭС, ЛЗ-23К, противопенные – ПМС-200А присадки, демульгаторы – ОЖК и другие. При работе турбинные масла должны иметь следующие показатели:

- изменение вязкости не более 25% от первоначальной

- снижение температуры вспышки - не более 100С от исходной

- кислотность – не более 0,5 мг KOH/г

- реакция водной вытяжки – нейтральная.

Кроме того, циркулирующее в системе масло должно быть свободным от шлама, воды и оставаться прозрачным. На судах и береговых предприятиях широкое применение нашли следующие турбинные масла отечественного производства. Турбинное масло Тп -22 вырабатывается их парафинистых малосернистых нефтей, содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки, демульгатор. Применяется для паровых турбин разной мощности с частотой вращения 3000 об/мин и выше, а также для турбокомпрессоров различного назначения. Турбинное масло Тп -30 производится из парафинистых сернистых нефтей, содержит антиокислительную, антикоррозийную, противоизносную присадки, деэмульгатор. Предназначено для гидротурбин различной мощности и других турбоагрегатов. В отдельных случаях допускается применение для паровых турбин с частотой вращения 2000-3000 об/мин. Турбинное масло Тп-46 получают из парафинистых сернистых нефтей с применением селективной очистки. Содержит антиокислительную, антикоррозийную, противопенную присадки и деэмульгатор. Применяется для судовых паровых турбин (ТЗА) и других вспомогательных судовых механизмов с турбоприводом. Турбинное масло Тп-88 вырабатывается из малосернистых беспарафиновых нефтей путём кислотно-земельной очистки. Содержит присадку-олеиновую кислоту, придающую ему консервационные свойства и предохраняющую металлические поверхности смазываемых деталей от коррозии во время длительных остановок машин или при попадании в масло воды. Турбинные масла Т22, Т30, Т46, Т57 (ГОСТ32-74) вырабатываютсяиз малосернистых беспарафиновых нефтей путём кислотно-земельной очистки. Масла различаются по вязкости и областям применения, присадок эти масла не содержат. Масло для судовых газовых турбин изготавливают из трансформаторного масла кислотно-щелочно-земельной очисткой. Содержит 0,8-1,2% противозадирной присадки СОВОЛ и 0,3-0,5% антиокислительной присадки ИОНОЛ. Зарубежные производители предлагают турбинные масла, предназначенные для различных турбоагрегатов. Так, фирма TEXACO поставляет на рынок смазочных материалов турбинные масла семейства REGAL EP. Это высококачественные минеральные масла с антикоррозионными и антиокислительными присадками. Вырабатываются из глубокоочищенных масел парафинового основания. Обладают высокой устойчивостью к образованию осадков, продуктов окисления, имеют отличную стойкость к образованию водных эмульсий. Предназначены для паровых, гидравлических и газовых турбоагрегатов, а также для газотурбонагнетателей с автономной системой смазки. Рекомендованы к применению для смазки регуляторов числа оборотов, уплотнений насосов, и в качестве рабочей жидкости в гидравлическом инструменте.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.