Причины попадания в смазочные масла частиц Al и Si. Влияние на процесс старения масла механических примесей. Допустимые значения основных показателей масел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

Физико-химические характеристики масел

Для определения свойств масла и его пригодности к работе определяются такие важнейшие физико-химические характеристики масла как вязкость, термоокислительная стабильность, содержание воды и механических примесей, температуры вспышки и застывания, а также некоторые другие.

Потерю эксплуатационных качеств масла оценивают следующими браковочными показателями:

• наличие в масле водорастворимых кислот;

• изменение вязкости на ±20% от нормы;

• понижение температуры вспышки на 20% от нормы;

• содержание в масле механических примесей 3-4%, если их содержание не уменьшается после сепарации;

• содержание в масле более 0.5% воды, которое не снижается после сепарации. В зарубежной практике используются такие браковочные показатели, как содержание воды (до 0.5%), содержание топлива (до 0.5%), щелочность- TBN, содержание нерастворимых в бензине примесей - НРБ (до 4%), диспергирующие свойства - по шкале SHELL, т.е. контролируются фактически два основных процесса при старении: загрязнение масла и срабатывание присадок.

* Вязкость. Индекс вязкости. Вязкость (Viscosity) масла является одним из важнейших показателей его качества. От ее величины зависит надежность работы двигателя, износ его деталей, легкость запуска двигателя, прокачиваемость масла по системе смазки и т.д.

При перемещении одного слоя жидкости относительно другого, возникает сопротивление, которое является следствием внутреннего трения между отдельными молекулами жидкости. Это внутреннее сопротивление, или трение, и есть вязкость.

Вязкость зависит от химического состава нефтепродуктов и внешних воздействий - температуры, давления и начальной скорости.

Различают вязкость динамическую, кинематическую, условную.

Динамическая (абсолютная) вязкость может быть выражена численно, как сила сопротивления, оказываемая жидкостью при перемещении одного ее слоя относительно другого со скоростью 1м/с при площади каждого слоя 1м2 и расстоянии между ними 1 м под действием приложенной силы. В системе СИ динамическая вязкость измеряется в Паскаль-секундах: 1 Пас=1Нс/м2. В системе CGS единицей вязкости является Пуаз: 1П=1динс/см2. Связь между этими единицами: 1П=0.1Пас.

Определение абсолютной вязкости в лабораторной практике затруднено, поэтому определяют кинематическую вязкость v (Cinematic Viscosity) с помощью вискозиметров различных типов.

В системе СИ v выражается в м2/с, в системе CGS - в стоксах (1Ст=1см2/с) или в сантистоксах (1сСт=0.01Ст).

* Содержание механических примесей. Содержание механических примесей (Contamination) является важнейшим показателем качества масла, отражающим процесс его старения. Этот показатель относится к числу браковочных и оказывает большое влияние на эксплуатационные качества масла, которые резко ухудшаются при попадании в масло нерастворимых механических примесей, т.е.:

• повышается вязкость и плотность масла;

• увеличивается склонность к окислительным превращениям;

• повышается гигроскопичность масла;

• ухудшается смазывающая способность трущихся деталей, что может привести к задирам и заклиниванию движущихся деталей;

• увеличивается коррозионный износ металлических поверхностей;

• повышается вероятность блокирования маслопроводов и фильтров. Причинами появления нерастворимых соединений в работающих маслах являются коррозия внутренних поверхностей средств хранения и транспортировки, накопление продуктов окисления и термоокислительных превращений при хранении, транспортировке и применении, попадание топлива и продуктов его неполного сгорания.

Основными компонентами, из которых образуются загрязнения, являются нерастворимые высокомолекулярные органические соединения (смолы, асфальтены, карбены, карбоиды), вода и минеральные вещества.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.