Тушение пожаров в помповых отделениях, жидкого топлива, в жилых, служебных помещениях, на открытой, палубе и надстройках судна, фонарных, малярных и шкиперских кладовых, электрооборудования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.10. Тушение пожаров в помещениях насосных отделений наливных судов

4.10 1 Основными причинами пожаров в насосных отделениях танкеров газовозов, бункеровщиков являются: утечка горючих жидкостей, взрывоопасных газов в результате технической неисправности трубопроводов, насосных агрегатов; образование взрывоопасной концентрации газов в помещении; возможность появления различных источников воспламенения; нарушение правил обращения с огнем (сварка, резка).

410 2 В зависимости от концентрации взрывоопасных газов в помещении насосного отделения может произойти вспышка или взрыв с последующим развитием пожара.

4.10.3. При возникновении пожара необходимо: объявить общесудовую тревогу;

прекратить все виды грузовых и балластных операции, также мойку и дегазацию танков;

перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих (выключенных) механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;

привести в немедленную готовность все средства пожаротушения;

запустить резервные генераторы электропитания; запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;

произвести разведку пожара;

заполнить инертным газом (на газовозах - азотом) танки, смежные с горящим насосным отделением; приступить к тушению пожара.

410 4 В случае неэффективности применения первичных средств пожаротушения необходимо: покинуть насосное ( деление и убедиться в отсутствии в нем людей; произвести полную герметизацию насосного отделения и применить объемное пожаротушение (паротушение, химическое, углекислотное или порошковое тушение).

4.11. Тушение пожаров жидкого топлива

4.11.1. Основными причинами пожаров жидкого топливу является наличие в топливных отсеках паров углеводородов, способных образовывать взрывоопасную смесь с атмосферным воздухом; утечка топлива из поврежденных измерительных устройств топливных цистерн, топливных трубопроводов, нарушение герметичности цистерны;

пропитанная топливом изоляция газовыхлопных труб

неисправности выхлопного тракта двигателей;

использование легковоспламеняющихся жидкостей для промывки, чистки и расконсервации деталей;

выброс и воспламенение топлива из вентиляционных труб цистерн

нарушение правил обращения с огнем (сварка, резка).

4.11.2. Для предотвращения взрывов и пожаров в танках применяются система газового анализа и показания автоматической сигнализации о взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов.

4.11.3. В случаях возможного образования опасной концентрации газовоздушной смеси в грузовых отсеках танкеров и газовозов следует использовать системы заполнения танков инертными газами.

4.11.4. Пожар в топливных цистернах гасят стационарными системами пожаротушения, которыми оборудованы эти цистерны (паротушение, углекислотное тушение и Др.).

4.11.5. Возгорания жидкого топлива тушат в первую очередь первичными и изолирующими подсобными средствами с введением в действие основных средств пожаротушения по мере их готовности.

Тушение горящего топлива следует вести мелкораспыленной водой, пеной, порошковыми составами.

Распыление струи следует подавать под пламя, чтобы перекрыть все отверстия для выхода паров. Не допускается одновременное тушение пожара пеной и водой, а также компактными струями.

Пену следует направлять на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру и покрывая всю горящую поверхность.

4.11.6. При пожаре в МП необходимо перекрыть топливо на расходные цистерны. В районе пожара не допускается перекачка топлива из одних емкостей в другие.

4.11.7. Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмой, а также подачей распыленных струй воды для охлаждения нагретых мест.

В случае необходимости цистерну заполняют паром или углекислотой.

4.11.8. Пожар разлитого топлива на палубе тушат мелкораспыленной водой или пеной.

4.11.9. При горении топлива у борта судна необходимо: по возможности вывести судно из опасного района; водяными компактными струями отгонять горящее топливо от

борта судна;

использовать пенотушение для покрытия горящего на воде топлива;

охлаждать водой корпус судна в угрожаемых районах, а также причалы для избежания возгорания.

4.12. Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях

4.12,1. Основными причинами пожаров в жилых и служебных помещениях являются: небрежное обращение с огнем; неисправности или нарушение правил технической эксплуатации электроприборов и оборудования; нарушение противопожарных правил при сварочных и газорезательных работах.

4.12.2. Пожар в жилых и служебных помещениях сопровождается быстрым задымлением помещений, повышением температуры, токсическим действием газов, недостатком кислорода, что следует учитывать при применении средств пожаротушения.

4.12.3. Основная задача по локализации пожара — предотвращение распространения огня из одной противопожарной секции в другую достигается выключением вытяжной и нагнетательной вентиляции, герметизацией помещений, противопожарных контуров, работой пожарных в смежных помещениях, мерами пресечения распространения огня в подволочном пространстве, за обшивкой

переборок.

4.12.4. При обнаружении пожара в каюте (помещении) нужно немедленно сообщить об этом вахтенной службе, затем задраить иллюминаторы и плотно закрыть дверь каюты (если это возможно).

Открывать дверь каюты следует медленно, ствольщик должен быть в изолирующем противогазе, имея при себе пожарный ствол под давлением воды. Если в дверь каюты нельзя проникнуть, то нужно выбить нижнюю филенку двери, если в ней нет жалюзи. Борьба с пожаром может вестись через иллюминаторы.

4.12.5. Проникнув в каюту, в первую очередь следует орошать подволоки. Если пламя распространяется внутри переборки, необходимо вскрыть переборку выше места горения и ввести ствол

сверху.

4.12.6. За смежными и находящимися сверху и снизу помещениями должно быть установлено наблюдение, и при повышении их температуры они должны охлаждаться.

4.13. Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна

4.13.1. Для тушения пожаров на открытых палубах и надстройках судна необходимо:

развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону

от палубного груза и горючих материалов;

подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струй с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру, покрывая пеной всю горящую поверхность;

охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;

установить наблюдение за смежными помещениями.

4.13.2. В случае, если пожар на надстройке угрожает шлюпкам, их приспускают или спускают на воду.

Отстаиваются от огня в первую очередь наиболее важные помещения: радиорубки, ходовые рубки и т. д.

97Устанавливается наблюдение за нижележащими и смежными помещениями.

4.13.3. При пожаре разлившихся на открытой палубе нефтепродуктов необходимо прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков и использовать водяные струи для тушения горящих нефтепродуктов и смыва их за борт.

4.13.4. Одновременно с тушением пожара на палубах и надстройках необходимо удалять воду, скопившуюся от тушения пожара.

4.14. Тушение пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых

4.14.1. Основными причинами пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых являются: наличие горючих жидкостей, способных образовывать взрывоопасные смеси; возможный разлив жидкостей в помещении; неосторожное обращение с огнем; самовозгорание волокнистых материалов (пакля, ветошь и т. п.)'.

4.14.2. В случае возникновения пожаров в фонарных и малярных кладовых необходимо загерметизировать помещение и включить имеющуюся стационарную систему объемного пожаротушения.

4.14.3. Если отсутствует стационарная система объемного пожаротушения, то следует осторожно открыть дверь, защищаясь ею от пламени, и подать в помещение распыленные струи воды или использовать пенотушение, одновременно охлаждая смежные помещения и судовые конструкции водой.

4.14.4. Пожар в шкиперских кладовых обычно сопровождается сильным задымлением. В этом случае необходимо подать в дверь (люк) кладовой распыленные струи воды.

4.15. Тушение пожаров электрооборудования

4.15.1. Основными причинами пожаров электрооборудования являются: перегрузки электрических сетей; короткое замыкание; большие переходные сопротивления в электрических цепях' электрическая дуга или искрение.

4.15.2. При горении находящегося под током электрооборудования необходимо обесточить его и приступить к тушению пожара углекислотно-снежными огнетушителями.

Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо проводить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках.

4.15.3. При горении генераторов электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительных средств для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под током запрещается.

4.15,4. Обесточенное электрооборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при отсутствии ее — воздушно-механической пеной; при этом необходимо руководствоваться следующим:

углекислота не влияет на сопротивление изоляции электрооборудования;

воздушно-механическая пена снижает сопротивление изоляции;

применение морской воды или химической пены выводит из строя электрооборудование на продолжительное время.

Объемное тушение электрооборудования применяется как крайнее средство.

4.15.5. При тушении пожара для избежания короткого замыкания и взрыва в аккумуляторном помещении необходимо: прекратить зарядку аккумуляторов; включить вентиляции (открыть двери); тушить пожар углекислотным огнетушителем или воздушно-механической пеной.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 541.