Классификация смазочных материалов.
По назначению смазочные материалы классифицируются следующим образом:
- для снижения трения (антифрикционные свойства)
- для уменьшения скорости износа трущихся поверхностей
- для защиты трущихся и неизолированных деталей от коррозии (антикоррозионное действие)
- для очистки смазываемых поверхностей от продуктов износа, нагаров и др. загрязнений
- для постоянного теплоотвода (терморегулирующее действие)
- для уплотнения сопряжённых деталей (поршень-цилиндр, клапана-сальники и т.д.)
- для создания электрической изоляции (трансформаторы)
- как рабочее тело в гидравлических системах
Наиболее широко в судовой технике применяются антифрикционные смазочные материалы (моторные, турбинные, компрессорные, трансмиссионные, индустриальные, приборные масла, а также пластичные антифрикционные смазки). К консервационным смазочным материалам относятся ингибированные масла, жидкие составы и пластичные смазки. Гидравлическими маслами или рабочими жидкостями в гидравлических системах различного назначения служат маловязкие масла. В качестве уплотнительных материалов используются пластичные составы. К электроизоляционным относятся трансформаторные, конденсаторные и кабельные масла и смазки. Технологические масла используются при обработке металлов резанием под давлением с целью смазки и охлаждения инструмента и обрабатываемого материала. По химическому составу смазочные масла разделяются следующим образом:
Масла парафинового основания содержат нафтеновые углеводороды с длинными боковыми парафиновыми цепями. Смазочные вещества парафинового основания обладают природной стойкостью к окислению, достаточной теплостойкостью, хорошими смазочными свойствами, высокими температурами вспышки и застывания, низкой летучестью и высоким индексом вязкости (от 90 до 115). Однако, при использовании в качестве смазочного материала для ДВС, они проявляют склонность к образованию твёрдых углеродных отложений чрезвычайно плотного мелкозернистого характера. При окислении, они склонны к образованию слабых органических кислот, являющихся агрессивными по отношению к некоторым цветным сплавам.
Масла нефтяного основания содержат нафтены с короткими боковыми цепями парафинов. Индекс вязкости нафтеновых масел – от 15 до 75, а низкая точка застывания способствует их применению при низких температурах. При сгорании в ДВС они образуют довольно мягкие, хрупкие отложения. Их летучесть, однако, выше летучести парафиновых масел при той же вязкости, температура вспышки ниже, а стойкость к окислению – менее удовлетворительна. При окислении наблюдается склонность к образованию отложений типа кислого гудрона.
Масла смешанного основания содержат в большом количестве ароматические углеводороды. Косвенно, состав масла может быть охарактеризован значением «анилиновой точки». Определение этого показателя основано на различных значениях критических температур растворения углеводородов в анилине, которые понижаются в ряду: парафины (анилиновая точка-70), нафтены (45), ароматики (20). Стандарты устанавливают минимально допустимое значение анилиновой точки в целях ограничения в масле количества ароматических углеводородов. На практике любая нефть или смазочное масло, полученное из сырой нефти, никогда не является чисто парафиновым, нафтеновым или ароматическим продуктом, но соответствующие пропорции могут быть преимущественно парафинового или нафтенового характера. В общем, смазочные масла высокого качества получают путём переобработки парафиновой или нафтеновой нефти. Ароматическая нефть употребляется только для переработки в низкосортные и дешёвые смазочные материалы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.