Раздел 4. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

4.2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

4.3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

4.4. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

4.5. Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

Раздел 5. Логопедическая практика в образовательных учреждениях.

5.1. Общие задачи логопедической практики.

5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?

5.1.2. Как организуется непрерывная практика?

5.1.3. В какой период лучше пройти практику?

5.2. Содержание практики.

5.2.1. Задачи первого периода.

5.2.2. Задачи второго периода.

 

 

Раздел 1
МОЗГ И РЕЧЬ.
НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

      Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях.

                                                                                            К. Д. Ушинский

Изучение неврологических основ логопедии имеет большое общеобразовательное значение в Деле подготовки педагогов-логопедов и других дефектологов. Ознакомление начинающего педагога со строением и функцией мозга вводит ею в область научного естествознания. Предлагаемый раздел может быть интересен и полезен практикам: педагогам, медикам. Он поможет лучше познать структуру речевых нарушений, их этиологию, механизмы, патогенез.
Использование педагогами специальной медицинской литературы часто бывает малоэффективным из-за сложности дли восприятия, ведь она рассчитана на медиков. Медики, со своей стороны, хорошо ориентируясь в неврологической симптоматике, недостаточно уверены, когда им приходится сталкиваться с речевой патологией обусловленной поражениями как центральной, так и периферической нервной системы. Особую трудность вызывают легкие, стертые формы дизартрии — одного из наиболее распространенных в последнее десятилетие речевых нарушений.
Работая непосредственно над изучением центральной нервной системы логопеды-студенты смогут наглядно воспринимать всю сложность строения мозга, этой высокодифференцированной материи. Наглядность поможет лучше осмыслить механизм речи в норме и патологии, ведь большинство речевых аномалий вызвано результатами различных поражений нервной системы.

Однако вопрос о месте естественнонаучных дисциплин в деле подготовки специалистов, к сожалению еще дискутируется. В настоящее время немало «схоластов от педагогики», которые пытаются строить воспитание и обучение ребенка, имеющего речевые нарушения, игнорируя его природу, резервные, компенсаторные возможности, психические и соматические особенности.
Развитие педагогической науки в историческом аспекте всегда происходило в острой борьбе. Однако прогрессивные педагоги как в России, так и за рубежом всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века великий славянский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» резко осуждал подобные схоластические взгляды, мешающие воспитанию ребенка.
Он подчеркивал, что педагоги нередко оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию. Педагог же зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуется психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.
Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез помогут тесная связь со смежными науками и интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.
Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.

Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: медикаментозный фон (фармакотерапия); кинезотерапия, включающая массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастики, физио-, фитотерапию.
Автор отдает себе отчет в том, что затронутые проблемы лишь обозначены. Их разрешение — дело дальнейшей напряженной работы.










НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. К П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде так как он обеспечивает связь организма с окружающим внешним миром. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут его механизмы приспособления.
Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350—400 г, к году — он утраивается, а к шестилетнему возрасту — близок к весу мозга взрослого человека. У человека вес мозга составляет 1/46—1/50 часть тела, лобные доля занимают 25% площади полушарий. Поверхность мозга увеличивается за счет того, что она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины (рис. 11). В коре мозга человека 17 млрд. нервных клеток, размножение которых заканчивается к рождению ребенка. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются.
В настоящее время в нейрогистологии принят шестислойный тип строения коры больших полушарий (рис 1.2). Выделяются следующие слои: первый молекулярный, зональный — возникает рано, очень светел, беден клетками; второй — наружный зернистый, преобладают клетки-зерна; третий — слой пирамидных клеток, четвертый — внутренний зернистый — преобладают мелкие клетки-зерна; пятый ганглионарный, где встречаются большие пирамидные клетки Беца; шестой мультиформный, образован клетками треугольной и веретенообразной формы. Он чаще делится на два подслоя. Однако шестислойный тип строения выдёржан не по всей коре. Так, например, исследования Каперса, Экономо, И Н. Филимонова указывают на область передней центральной извилины, где зернистый слой вообще не представлен. Примерно 1/12 часть коры не имеет строго выдержанного шестислойного строения. Это преимущественно старая кора (аллокортекс). Новая кора (неокортекс) большей частью характеризуется шестислойным строением.
Функциональное значение отдельных слоев еще окончательно не выяснено. Есть основания считать, что верхние слои выполняют ассоциативные (связующие) функции, четвертый слой (зернистый) — преимущественно рецепторные функции. Пятый и шестой слои имеют отношение к двигательным актам.
В речевых актах разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершаются в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.
Микроскопическое изучение коры больших полушарий мозга, начатое русским профессором В. А. Бецом в 1869 г. (Киев),


Мейнертом и другими, показало, что ее строение (архитектоника) неодинаково. Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центры зрения, слуха осязания и т. д., которые имеют определенную локализацию. Имеется несколько вариантов классификации

 

корковых полей. Ряд авторов выделяли различное количество полей в коре больших полушарий. Так, Бродман выделял 52 поля, Экономо — 109, Коскинас — 119, Фогт - 180 (см. цитоархитектоническую карту коры мозга человека, наружная поверхность (Московский институт мозга), на рис. 13).







Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.