Работа 1. Перечислите основные методы, используемые для изучения поведения и психики животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Ознакомление с методиками научения крыс в 12-ти лучевом радиальном лабиринте с положительным подкреплением и тонельном лабиринте с отрицательным подкреплением.
1. Зарисуйте схему 12-ти лучевого радиального лабиринта с указанием его основных частей.
2. Зарисуйте схему тоннельного лабиринта с указанием его составных частей.
3. Перечислите условия, необходимые для научения животных методом лабиринтов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Ознакомление с методикой научения кошек методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка.
1. Зарисуйте схему «проблемного ящика» и опишите принцип научения животных методом «проб и ошибок».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 2
Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет изучения этологии.
2. Предмет изучения зоопсихологии.
3. Основные исторические этапы формирования этологии.
4. Прикладное значение этологии.
5. Принципы и правила наблюдений. Способы фиксации данных во время наблюдений. Преимущества и ограничения методов наблюдений. Основные принципы экспериментальных методик. Преимущества и ограничения экспериментальных методик.
6. Охарактеризуйте основные методы наблюдения, используемые для изучения поведения животных.
7. Перечислите и опишите экспериментальные методы изучения поведения животных.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Изучение видовых особенностей поведения лабораторных животных методом временных срезов
Для работы необходимо: разные виды лабораторных животных (например, лабораторные крысы, лабораторные мыши, морские свинки, песчанки и т.д.), секундомер, бриллиантовый зеленый.
Ход работы. Если есть необходимость перед проведением наблюдения промаркируйте животных (например, в том случае если несколько лабораторных крыс содержатся в одной клетке). 1. Используя метод временных срезов, в протоколе наблюдений фиксируйте через одинаковые промежутки времени этологические проявления у животных наблюдаемых видов.
Протокол наблюдений
| № временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
| Вид животного | |||||
| 1 | |||||
| 2 | |||||
| 3 | |||||
| 4 | |||||
| 5 | |||||
| 6 | |||||
| 7 | |||||
| 8 | |||||
| 9 | |||||
| 10 | |||||
| 11 | |||||
| 12 | |||||
| 13 | |||||
| 14 | |||||
| 15 | |||||
| 16 | |||||
| 17 | |||||
| 18 | |||||
| 19 | |||||
| 20 | |||||
| 21 | |||||
| 22 | |||||
| 23 | |||||
| 24 | |||||
| 25 | |||||
| 26 | |||||
| 27 | |||||
| 28 | |||||
| 29 | |||||
| 30 | |||||
| 31 | |||||
| 32 | |||||
| 33 | |||||
| 34 | |||||
| 35 | |||||
| 36 | |||||
| 37 | |||||
| 38 | |||||
| 39 | |||||
| 40 | |||||
| 41 | |||||
| 42 | |||||
| 43 | |||||
| 44 | |||||
| 45 | |||||
| 46 | |||||
| 47 | |||||
| 48 | |||||
| 49 | |||||
| 50 | |||||
| 51 | |||||
| 52 | |||||
| 53 | |||||
| 54 | |||||
| 55 | |||||
| 56 | |||||
| 57 | |||||
| 58 | |||||
| 59 | |||||
| 60 | |||||
| 61 | |||||
| 62 | |||||
| 63 | |||||
| 64 | |||||
| 65 | |||||
| 66 | |||||
| 67 | |||||
| 68 | |||||
| 69 | |||||
| 70 | |||||
| 71 | |||||
| 72 | |||||
| 73 | |||||
| 74 | |||||
| 75 | |||||
| 76 | |||||
| 77 | |||||
| 78 | |||||
| 79 | |||||
| 80 | |||||
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели по каждому виду животных.
Таблица 1
Соотношение разных форм поведения, %
| Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
| Неактивные | Активные | ||||||||||||||
| Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
|
| 1 | ||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||
| Среднее | |||||||||||||||
|
| 1 | ||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||
| Среднее | |||||||||||||||
|
| 1 | ||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||
| Среднее | |||||||||||||||
|
| 1 | ||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||
| Среднее | |||||||||||||||
|
| 1 | ||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||
| Среднее | |||||||||||||||
4. Рассчитайте и занесите в таблицу 2 процентное соотношение активных и неактивных форм поведения у разных видов лабораторных животных.
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
| Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Дата: 2019-03-05, просмотров: 574.