Работа 1. Перечислите основные методы, используемые для изучения поведения и психики животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Ознакомление с методиками научения крыс в 12-ти лучевом радиальном лабиринте с положительным подкреплением и тонельном лабиринте с отрицательным подкреплением.
1. Зарисуйте схему 12-ти лучевого радиального лабиринта с указанием его основных частей.
2. Зарисуйте схему тоннельного лабиринта с указанием его составных частей.
3. Перечислите условия, необходимые для научения животных методом лабиринтов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Ознакомление с методикой научения кошек методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка.
1. Зарисуйте схему «проблемного ящика» и опишите принцип научения животных методом «проб и ошибок».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 2
Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет изучения этологии.
2. Предмет изучения зоопсихологии.
3. Основные исторические этапы формирования этологии.
4. Прикладное значение этологии.
5. Принципы и правила наблюдений. Способы фиксации данных во время наблюдений. Преимущества и ограничения методов наблюдений. Основные принципы экспериментальных методик. Преимущества и ограничения экспериментальных методик.
6. Охарактеризуйте основные методы наблюдения, используемые для изучения поведения животных.
7. Перечислите и опишите экспериментальные методы изучения поведения животных.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Работа 1. Изучение видовых особенностей поведения лабораторных животных методом временных срезов
Для работы необходимо: разные виды лабораторных животных (например, лабораторные крысы, лабораторные мыши, морские свинки, песчанки и т.д.), секундомер, бриллиантовый зеленый.
Ход работы. Если есть необходимость перед проведением наблюдения промаркируйте животных (например, в том случае если несколько лабораторных крыс содержатся в одной клетке). 1. Используя метод временных срезов, в протоколе наблюдений фиксируйте через одинаковые промежутки времени этологические проявления у животных наблюдаемых видов.
Протокол наблюдений
№ временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
Вид животного | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33 | |||||
34 | |||||
35 | |||||
36 | |||||
37 | |||||
38 | |||||
39 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
42 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
45 | |||||
46 | |||||
47 | |||||
48 | |||||
49 | |||||
50 | |||||
51 | |||||
52 | |||||
53 | |||||
54 | |||||
55 | |||||
56 | |||||
57 | |||||
58 | |||||
59 | |||||
60 | |||||
61 | |||||
62 | |||||
63 | |||||
64 | |||||
65 | |||||
66 | |||||
67 | |||||
68 | |||||
69 | |||||
70 | |||||
71 | |||||
72 | |||||
73 | |||||
74 | |||||
75 | |||||
76 | |||||
77 | |||||
78 | |||||
79 | |||||
80 |
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели по каждому виду животных.
Таблица 1
Соотношение разных форм поведения, %
Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
Неактивные | Активные | ||||||||||||||
Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее |
4. Рассчитайте и занесите в таблицу 2 процентное соотношение активных и неактивных форм поведения у разных видов лабораторных животных.
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Дата: 2019-03-05, просмотров: 428.