Для работы необходимо: таблица со словами, группа студентов, разделенная на две подгруппы (испытуемые и исследователи).
Ход работы. 1. Студенты - испытуемые внимательно заслушайте медленно и четко читаемые преподавателем 10 слов.
2. После окончания чтения слов, сразу же повторите столько слов, сколько запомнили (повторять можно в любом порядке), а исследователи в это время в таблице 20 отмечайте правильно названные слова.
3. Прослушайте последовательно 5 раз те же слова, читаемые преподавателем и снова повторяйте их в произвольном порядке исследователю.
4. Спустя 50-60 мин снова продиктуйте те же слова исследователю, но без предварительного прослушивания.
Таблица 20
Результаты исследования памяти
Слова | Повторения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Час спустя | |
Рекомендации к оформлению работы. Используя полученные данные, составьте «кривую запоминания». Для этого по оси Х откладывают номера повторения, а по оси У – количество правильно воспроизведенных слов.
Проанализируйте полученные результаты и сделайте заключение относительно особенностей запоминания информации участниками эксперимента. При оценке результата работы необходимо обратить внимание не столько на абсолютное количество слов в памяти, сколько на соотношение результатов первого и последующих повторений, которые отмечаются в таблице.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 9
Научение животных методом «проб и ошибок» в проблемном
Ящике Торндайка
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.
2. Классификация приобретенных форм поведения.
3. Характеристика облигатных форм научение.
4. Факультативное научение.
5. Латентное научение.
6. Когнитивное научение.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Для работы необходимо: проблемный ящик Торндайка с отпирающим устройством в виде рычага, секундомер, кошки.
Ход работы. 1. Поместите кошку в проблемный ящик и засеките время, которое затратит животное на решение задачи, направленной на удовлетворение потребности в свободе (рефлекс свободы по И.П.Павлову) путем случайного нажатия на рычаг, открывающий дверцу ящика.
2. Наблюдайте за поведением животного в проблемном ящике и опишите особенности его поведения.
3. После случайного нажатия кошкой на рычаг и выхода из ящика, вновь поместите ее в экспериментальное устройство и проведите исследования аналогичные п. 1 и п. 2.
4. Помещайте вновь кошку в проблемный ящик до тех пор, пока у животного не выработается инструментальный условный рефлекс на условный стимул в виде педали. Учитывайте количество правильных решений поставленной задачи, каждый раз фиксируя время, затраченное животным на достижение цели.
5. Результаты тестирования занесите в таблицу 21.
Таблица 21
Характеристика поведения кошки в проблемном ящике
Серия эксперимента | Время решения задачи, мин. | Особенности поведения животного |
Рекомендации по оформлению работы. На основании полученных результатов постройте график зависимости времени, затраченного на решение задачи от серии эксперимента. Проанализируйте «кривые научения» и сделайте заключение о сокращении времени, которое затрачивает животное на решение задачи при каждой последующей попытке. Отметьте, что с каждой серией эксперимента двигательные реакции кошки становятся более целенаправленными и в итоге доходят до автоматизма.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Лабораторно-практическая работа № 10
Дата: 2019-03-05, просмотров: 322.