Этология
С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ
Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ - МСХА
2016
Этология с основами зоопсихологии: Рабочая тетрадь / Составители: А.А. Иванов, О.А. Войнова, А.А. Ксенофонтова. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2016. 89 с.
В рабочей тетради представлены лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» и вопросы для подготовки к контрольным работам и коллоквиумам.
Предназначено для бакалавров очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению 06.03.01 «Биология».
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).
© А.А. Иванов, О.А. Войнова,
А.А. Ксенофонтова, составители, 2016
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2016
© Издательство РГАУ – МСХА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1. Цели и задачи дисциплины | 4 |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | 4 |
3. Формы и содержание текущего и итогового контроля | 5 |
4. Рекомендуемая литература | 7 |
Лабораторно-практическая работа № 1. Предмет и методы изучения поведения животных | 8 |
Лабораторно-практическая работа № 2. Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных | 11 |
Лабораторно-практическая работа № 3. Психическая фаза индивидуального поведенческого акта | 17 |
Лабораторно-практическая работа № 4. Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта | 20 |
Лабораторно-практическая работа № 5. Сенсорные системы животного организма | 26 |
Лабораторно -практическая работа № 6. Внутренние побудительные мотивы поведения животных | 39 |
Лабораторно-практическая работа № 7. Исследовательское поведение животных | 45 |
Лабораторно-практическая работа № 8. Память – основа научения животных | 54 |
Лабораторно-практическая работа № 9. Научение животных методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка | 63 |
Лабораторно-практическая работа № 10. Условно – рефлекторная деятельность | 65 |
Лабораторно-практическая работа № 11. Элементарная рассудочная деятельность собак | 69 |
Лабораторно-практическая работа № 12. Социальное поведение животных | 75 |
Лабораторно-практическая работа № 13. Проявления межличностных контактов у лошадей | 79 |
Лабораторно-практическая работа № 14. Половое и родительское поведение животных | 82 |
Коллоквиум | 86 |
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» формирует научное мировоззрение будущего бакалавра биолога на поведение и психологию животного, которое позволяет эффективно управлять животными в соответствии с их предназначением.
«Этология с основами зоопсихологии» – одна из важнейших естественно-научных дисциплин, без которой невозможно понимание поведения и психики животных, механизмов их адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма. Изучение дисциплины «Этологии с основами зоопсихологии» совершенно необходимо в учебном процессе для бакалавров, т.к. развивает образное мышление и помогает творческому росту будущих специалистов. Знания, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины, позволят осуществлять сбор и подготовку научных материалов при проведение полевых исследований, контролировать процессы воспроизводства биоресурсов, организовывать деятельность в области охраны природы и рационального природопользования, проводить биомониторинг и контроль состояния окружающей среды, с последующей оценкой антропогенных воздействий на неё, проектировать и осуществлять мероприятия по охране природы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоемкость
Зач.
ед.
Час.
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Виды текущего контроля: контрольная работа, коллоквиум.
Вид итогового контроля: зачет.
Таблица 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п / п | Автор, название, издательство, год издания |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА * | |
1 | Георгиевский В.И. Физиология с.х. животных. М.: Агропромиздат, 1990. |
2 | Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: МГУ, 2002. |
3 | Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М: 2003. 320 с. |
4 | Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии. СПб.: Лань, 2007. |
5 | Иванов А.А. Физиология рыб. М.: Мир, 2003. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА * | |
1 | Авзалов Р.Х., Гущин П.Я. Этология животных. Уфа.: БГУ, 2001. 259 с. |
2 | Батуев А.С.Физиология высшей нервной деятельность и сенсорных систем. С.-Пб. Питер. 2006. 316 с. |
3 | Гороховская Е.А. Этология: Рождение научной дисциплины. С.-Петербург. «Алетея», 2001. |
4 | Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988. |
5 | Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М,: Аспект-пресс, 2000. |
6 | Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитаюдщих. М.: URSS. 2009. 207 c. |
7 | Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология М.: Эксмо, 2011, 348 с. |
8 | Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций М.: URSS, 2000. 423 с. |
9 | Резникова Ж.И. Интеллект и язык. М.: Наука, 2002. |
10 | Скопичев В.Г. Поведение животных . С-Пб. Лань, 2009. 622 с. |
* - алфавитном порядке
Протокол наблюдений
№ временного среза (……сек.) | Поведенческий паттерн | ||||
Вид животного | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33 | |||||
34 | |||||
35 | |||||
36 | |||||
37 | |||||
38 | |||||
39 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
42 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
45 | |||||
46 | |||||
47 | |||||
48 | |||||
49 | |||||
50 | |||||
51 | |||||
52 | |||||
53 | |||||
54 | |||||
55 | |||||
56 | |||||
57 | |||||
58 | |||||
59 | |||||
60 | |||||
61 | |||||
62 | |||||
63 | |||||
64 | |||||
65 | |||||
66 | |||||
67 | |||||
68 | |||||
69 | |||||
70 | |||||
71 | |||||
72 | |||||
73 | |||||
74 | |||||
75 | |||||
76 | |||||
77 | |||||
78 | |||||
79 | |||||
80 |
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения у изучаемых видов животных, приняв за 100% общее количество временных срезов за период наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу 1 и рассчитайте средние показатели по каждому виду животных.
Таблица 1
Соотношение разных форм поведения, %
Вид животного | № животного | Формы поведения | |||||||||||||
Неактивные | Активные | ||||||||||||||
Сон | Дремота | Отдых | Прием корма | Прием воды | Перемещение по клетке | Груминг | Агрессия | Копание в подстилке | Другие формы поведения | ||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее | |||||||||||||||
| 1 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
Среднее |
4. Рассчитайте и занесите в таблицу 2 процентное соотношение активных и неактивных форм поведения у разных видов лабораторных животных.
Таблица 2
Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Вид животного | Неактивные формы поведения | Активные формы поведения |
Рекомендации к оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и отметьте характерные для каждого вида этологические особенности. Укажите влияние видовой принадлежности лабораторных животных на соотношение разных форм поведения в поведенческом репертуаре особей, а также на соотношение активных и неактивных форм поведения у наблюдаемых видов животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Протокол наблюдений № 1
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 2
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Протокол наблюдений № 3
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий паттерн (элемент) | Вид двигательного акта | Дополнительные наблюдения | Видовая особенность поведения | |||
Исходное положение (поза) | Собственно движения | |||||
Простые | Сложные (локомоции) | |||||
Неактивные формы поведения
| Отдых | |||||
Дремота | ||||||
Сон | ||||||
Активные формы поведения
| Прием корма | |||||
Прием воды | ||||||
Уринация | ||||||
Дефекация | ||||||
Автогрумиг | ||||||
Алогруминг | ||||||
Рекомендации к оформлению работы. На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов лабораторных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Острота слуха
Испытуемый | Острота слуха, м | |||||
Моноуральный слух | Биноуральный слух | |||||
Левое ухо | Правое ухо | |||||
Прибли-жение | Отдаление | Прибли-жение | Отдаление | Приближение | Отдаление | |
Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте полученные результаты и охарактеризуйте остроту слуха при моно- и бинауральном восприятиях звуковых колебаний.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ящике Торндайка
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.
2. Классификация приобретенных форм поведения.
3. Характеристика облигатных форм научение.
4. Факультативное научение.
5. Латентное научение.
6. Когнитивное научение.
Оценка за контрольную работу:______ Подпись преподавателя:___________
Для работы необходимо: проблемный ящик Торндайка с отпирающим устройством в виде рычага, секундомер, кошки.
Ход работы. 1. Поместите кошку в проблемный ящик и засеките время, которое затратит животное на решение задачи, направленной на удовлетворение потребности в свободе (рефлекс свободы по И.П.Павлову) путем случайного нажатия на рычаг, открывающий дверцу ящика.
2. Наблюдайте за поведением животного в проблемном ящике и опишите особенности его поведения.
3. После случайного нажатия кошкой на рычаг и выхода из ящика, вновь поместите ее в экспериментальное устройство и проведите исследования аналогичные п. 1 и п. 2.
4. Помещайте вновь кошку в проблемный ящик до тех пор, пока у животного не выработается инструментальный условный рефлекс на условный стимул в виде педали. Учитывайте количество правильных решений поставленной задачи, каждый раз фиксируя время, затраченное животным на достижение цели.
5. Результаты тестирования занесите в таблицу 21.
Таблица 21
Работа 2. Образование условного зрачкового рефлекса у человека
Для работы необходимо: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый - человек со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.
Ход работы. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок.
1. Испытуемый закрывает один глаз рукой.
2. Убедитесь в наличие зрачкового рефлекса у испытуемого (сужение зрачка на свет и расширение после снятия экрана), путем попеременного закрытия и открытия второго глаза экранчиком.
3. Убедитесь, что звук звонку не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным (безразличным) раздражителем для глаза.
4. Для образования условного зрачкового рефлекса, включите звонок (условный раздражитель), и сразу закройте глаз испытуемого экранчиком (безусловный раздражитель).
5. Повторяйте такой сочетание раздражителей 7- 10 раз с интервалом 40 -50 секунд.
6. Включите звонок, не затемняя при этом глаз и убедитесь, что условный рефлекс образовался (не смотря на яркое освещение глаза, зрачок расширяется) и, следовательно, звонок стал условным раздражителем.
7. Укрепите выработанный условный рефлекс на звонок, повторив сочетание двух раздражителей еще несколько раз.
8. Вместо включения звонка громко произнесите слово «звонок» не затемняя при этом глаз, и наблюдайте расширение зрачка у испытуемого.
Рекомендации по оформлению работы. Укажите, что является раздражителями для первой и второй сигнальной систем. Охарактеризуйте значение второй сигнальной системы для человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________ ____________________
Дата выполнения Подпись преподавателя
Коллоквиум 1
1. Предмет этологии и зоопсихологии.
2. Методы изучения этологии.
3. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины.
4. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных.
5. Структура индивидуального поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта.
6. Поведение как способ адаптации к среде обитания.
7. Общая схема сенсорной системы.
8. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы.
9. Общая характеристика системы химической рецепции.
10. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы.
11. Сенсорная система акустических сигналов.
12. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.).
13. Сенсорная система тактильных раздражений.
14. Сенсорная система терморецепции.
15. Особенности сенсорных систем рыб, систем птиц и млекопитающих разных экологических ниш.
16. Движения на месте: видовые особенности.
17. Виды аллюров лошади.
18. Особенности движения рыб, водоплавающих птиц и вторичноводных животных.
19. Особенности движения птиц.
20. Биомеханика полета; виды полета.
21. Особенности движений в почве на примере крота, землеройки, слепыша.
22. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции.
23. Классификация потребностей.
24. Физиологический механизм формирования потребностей.
25. Мотивации поведения.
26. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций.
27. Механизмы формирования эмоций.
28. Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.
29. Кинезы и таксисы – простейшие формы врожденного поведения.
30. Безусловные рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.
31. Представления о трехфазной основе инстинкта.
32. Научение как механизм индивидуальных адаптаций. Виды и механизмы научения животных.
33. Габитуация, сенситизация, тренировка, суммация сенсорики – основные механизмы научения примитивных животных.
34. Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой.
Классификация и условия выработки.
35. Механизм образования условного рефлекса.
36. Стадии формирования условного рефлекса.
37. Когнитивное научение.
38. Теории формирования краткосрочной и долговременной памяти.
39. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.
40. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.
41. Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни.
42. Механизмы поддержания ассоциаций.
43. Типология сообществ животных.
44. Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ.
45. Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.
46. Способы коммуникации у животных.
47. Биологическая роль ритуализации поведения животных.
48. Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика.
49. Промискуитет, моногамия, полигамия.
50. Родительское поведение животных.
Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________
Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины
Таблица 29
Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины, баллы
Вид контроля | Количество баллов | |
№ лабораторно – практического занятия | 2 | |
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
Итого за ЛПЗ | ||
Коллоквиум | ||
Итоговая текущая успеваемость |
____________________
Подпись преподавателя
Учебное издание
Составители:
Иванов Алексей Алексеевич
Войнова Ольга Александровна
Этология
С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ
Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ - МСХА
2016
Этология с основами зоопсихологии: Рабочая тетрадь / Составители: А.А. Иванов, О.А. Войнова, А.А. Ксенофонтова. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2016. 89 с.
В рабочей тетради представлены лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» и вопросы для подготовки к контрольным работам и коллоквиумам.
Предназначено для бакалавров очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению 06.03.01 «Биология».
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).
© А.А. Иванов, О.А. Войнова,
А.А. Ксенофонтова, составители, 2016
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2016
© Издательство РГАУ – МСХА, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1. Цели и задачи дисциплины | 4 |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | 4 |
3. Формы и содержание текущего и итогового контроля | 5 |
4. Рекомендуемая литература | 7 |
Лабораторно-практическая работа № 1. Предмет и методы изучения поведения животных | 8 |
Лабораторно-практическая работа № 2. Метод временных срезов как один из способов изучения поведения животных | 11 |
Лабораторно-практическая работа № 3. Психическая фаза индивидуального поведенческого акта | 17 |
Лабораторно-практическая работа № 4. Эффекторная фаза индивидуального поведенческого акта | 20 |
Лабораторно-практическая работа № 5. Сенсорные системы животного организма | 26 |
Лабораторно -практическая работа № 6. Внутренние побудительные мотивы поведения животных | 39 |
Лабораторно-практическая работа № 7. Исследовательское поведение животных | 45 |
Лабораторно-практическая работа № 8. Память – основа научения животных | 54 |
Лабораторно-практическая работа № 9. Научение животных методом «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка | 63 |
Лабораторно-практическая работа № 10. Условно – рефлекторная деятельность | 65 |
Лабораторно-практическая работа № 11. Элементарная рассудочная деятельность собак | 69 |
Лабораторно-практическая работа № 12. Социальное поведение животных | 75 |
Лабораторно-практическая работа № 13. Проявления межличностных контактов у лошадей | 79 |
Лабораторно-практическая работа № 14. Половое и родительское поведение животных | 82 |
Коллоквиум | 86 |
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» формирует научное мировоззрение будущего бакалавра биолога на поведение и психологию животного, которое позволяет эффективно управлять животными в соответствии с их предназначением.
«Этология с основами зоопсихологии» – одна из важнейших естественно-научных дисциплин, без которой невозможно понимание поведения и психики животных, механизмов их адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма. Изучение дисциплины «Этологии с основами зоопсихологии» совершенно необходимо в учебном процессе для бакалавров, т.к. развивает образное мышление и помогает творческому росту будущих специалистов. Знания, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины, позволят осуществлять сбор и подготовку научных материалов при проведение полевых исследований, контролировать процессы воспроизводства биоресурсов, организовывать деятельность в области охраны природы и рационального природопользования, проводить биомониторинг и контроль состояния окружающей среды, с последующей оценкой антропогенных воздействий на неё, проектировать и осуществлять мероприятия по охране природы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоемкость
Зач.
ед.
Час.
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Виды текущего контроля: контрольная работа, коллоквиум.
Вид итогового контроля: зачет.
Таблица 2
Система рейтинговой оценки текущей успеваемости
Баллы | Бальная оценка текущей успеваемости | |||
За контроль-ную работу | 0 - 11 | 12 - 15 | 16 - 17 | 18- 20 |
За коллоквиум | 0 - 59 | 60 - 79 | 80 - 89 | 90 - 100 |
Оценка | Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
Таблица 3
Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.