Лексическо-грамматический строй речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Год

Год

Год

н к н к н к Импрессивная речь 1) Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)           2) Умение обобщать (показать на картинках несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) 4 года: игрушки, одежда, обувь, посуда           5 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы           6 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт           3) Понимание глаголов (показать по предложенным картин­кам) 4 года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует           5 лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга­ет, змея ползет           6 лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец прода­ет, покупатель покупает           4) Понимание прилагательных (показать по предложенным кар­тинкам): 4 года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис­лый лимон; круглый торт, квадратный торт           5 лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе­ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье           6 лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо­лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом           5) Понимание различных форм словоизменения а) Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): 4 года: дом-дома, кот-коты, кукла-куклы, груша-груши, ведро- ведра           5 лет: глаз- глаза, стул-стулья, лист- листья, окно-окна           6 лет: рукав- рукава, пень- пни, гнездо- гнезда, перо-перья, ухо- уши           б) Понимание предложно-падежных конструкций с предло­гами: 4 года: в, на, у           5 лет: в, на, у, под, за, по           6 лет: в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под           в) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-ных: 4 года: стол-столик, машина-машинка, ведро-ведероч­ко           5 лет: носок-носочек, чашка-чашечка, окно-окошеч­ко           6 лет: нож-ножик, рукавица-рукавичка, одеяло-оде­яльце          

г) Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

4 года: кошка сидит-кошки сидят, слон идет- слоны идут

Год

Год

Год

          5 лет: птица летит-птицы летят, машина едет-маши­ны едут           6 лет: мальчик читает-мальчики читают, девочка ест-девочки едят           д) Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): 4 года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чаш­ки, поливает цветы из лейки           5 лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку           6 лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает доро­гу, мальчик подбегает к дому           6 ) Понимание отдельных предложений и связной речи. а) Понимание предложений (показать по предложенным кар­тинкам): 4 года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.           5 лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за соба­кой.           6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.           б) Понимание текста: 4 года сказка «Репка»           5 лет сказка «Колобок»           6 лет сказка «Теремок»           Средний балл:             Экспрессивный словарь 1) Номинативный словарь а) Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам 4 года Игрушки: _____________________________________________ ____________________________________________________________ Посуда: _____________________________________________________ ____________________________________________________________ Одежда: ____________________________________________________ ____________________________________________________________ Обувь: ______________________________________________________ ____________________________________________________________           5 лет Мебель: _______________________________________________ ____________________________________________________________ Овощи: _____________________________________________________ ____________________________________________________________ Фрукты: ____________________________________________________ ____________________________________________________________ Птицы: _____________________________________________________ ____________________________________________________________          

6 лет Ягоды: ________________________________________________

____________________________________________________________

Насекомые: _________________________________________________

____________________________________________________________

Животные: __________________________________________________

____________________________________________________________

Транспорт: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

Год

Год

Год

          б) Назвать части тела и части предметов (по картинкам) с 4 лет Ноги___руки ___ голова ___глаза ___уши___спинка стула ____ сиденье стула___ножки стула___кузов машины___колеса машины__           с 5 лет Нос___ рот___ шея ___  живот___  грудь ___ рукав ___  воротник___ пуговица ___ кабина ___ машины ___  руль ___           с б лет Локоть ___ затылок___  висок ___ ладонь ___ манжета___  петля для пуговицы ___ фары___  мотор___           в) Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке 4 года Мяч, кукла, машинка_____________________________________ Рубашка, платье, шорты ______________________________________ Тапки, туфли, ботинки ________________________________________           5 лет Стул, стол, шкаф_________________________________________ Огурец, помидор, морковь _____________________________________ Яблоко, банан, апельсин _______________________________________ Воробей, голубь, сова__________________________________________           6 лет Клубника, смородина, черника ____________________________ Муха, комар, бабочка__________________________________________ Кошка, собака, корова__________________________________________ Самолет, автобус, машина______________________________________           г) Подобрать антонимы (слова «наоборот») с 6 лет друг ________________добро______________горе ________________ горячий ______________легкий______________длинный _____________ давать _______________ поднимать________________           2) Предикативный словарь                 4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) _____________________________________ Что делает девочка? (спит) ____________________________________ Что делают дети? (играют) ____________________________________ Что делает птица? (летит) _____________________________________ Что делают рыбки? (плавают) __________________________________ Что делают машины? (едут) ­___________________________________           5 лет (ответить на вопросы логопеда): Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________ Как передвигаются рыбы? (плавают) ____________________________          

Как передвигается змея? (ползает) ______________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________

Как передвигается человек? (ходит) _____________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ______________________

А как подает голос корова? (мычит) ____________________________

А как подает голос петух? (кукарекает) __________________________

Год

Год

Год

          6 лет (ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ____________ А как подает голос волк? (воет) ________________________________ А как подает голос лошадь? (ржет) _____________________________ А как подает голос овца? (блеет) _______________________________ Врач лечит. А что делает учитель? (учит) ________________________ А что делает продавец? (продает) _______________________________ А что делает маляр? (красит) __________________________________ А что делает швея? (шьет) _____________________________________           3) Атрибутивный словарь а) Назвать предъявленные цвета. 4 года красный ____ синий ___ зеленый___ желтый ___ белый _______черный____           5 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____ белый _______  черный _____ оранжевый _____ голубой _____           6 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____  белый _______черный ____ оранжевый ____ голубой ___ фиолетовый ___ розовый ___ серый ____ коричневый ____           б) Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар­тинки). 4 года Мяч какой? (круглый) ____Платок какой? (квадратный) _____           5 лет Солнце какое? (круглое)____Печенье какое? (квадратное)_____ Косынка какая? (треугольная)____Огурец какой? (овальный)_______           6 лет Руль какой? (круглый)____Окно какое? (квадратное)________ Флажок какой? (треугольный)____Слива какая? (овальная) _________ Одеяло какое? (прямоугольное) ______           Средний балл:             4) Грамматический строй речи а) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) 4 года
Стол — столы Дом - Рука -
Кот - Кукла - Окно -

            5 лет
Рот — рты  Река - Кольцо -
Лев - Ухо - Окно -
            6 лет
Глаз — глаза  Лист - Стул -
Дерево - Пень -             Воробей -

           

а) Употребление имен существительных в косвенных паде­жах

Года

Что есть у мальчика? (мяч)_____________________________________

Чего нет у мальчика? (мяча)____________________________________

Кому мальчик дает мяч? (девочке)______________________________

Что ты видишь на картинке? (машину)___________________________

Чем рисует девочка? (карандашом)______________________________

Год

Год

Год

            в) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам). 5 лет Шаров_______________Ключей_______________Берез____________ Ложек_______________Окон________________             6 лет Карандашей______________________Листьев____________________ Книг__________________Вилок________________Ведер___________             г) Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа (назвать по картинкам) 4 года Красный мяч_____________________ Желтое ведро _________________Синяя шапка__________________             5 лет Оранжевый апельсин__________________________ Голубая бабочка_________________Белое блюдце_________________             6 лет Фиолетовый колокольчик_______________________________ Серая ворона___________________Розовое платье_______________             д) Употребление предложно-падежных конструкций (отве­тить на вопросы по картинкам) 4 года Где стоит ваза? (на столе)______________________________________ Где лежат фрукты? (в корзине)_________________________________ У кого мячик? (у мальчика)____________________________________             5 лет Где сидит снегирь? (на дереве)_________________________________ Где стоит машина? (в гараже)__________________________________ У кого кукла? (у девочки)______________________________________ Где стоит коза? (за забором)___________________________________ Где едет машина? (по дороге)__________________________________             6 лет Где лежит мяч? (под столом) __________________________________ Где летает бабочка? (над цветком) _____________________________ Откуда вылетает птичка? (из клетки) ____________________________ Откуда прыгает котенок? (с кресла) _____________________________             е) Употребление числительных 2 и 5 с существительными. 4 года 2 кота - 5 котов___________________________________ 2 машины - 5 машин_______________________________            

Лет

2 мяча – 5 мячей___________2 машины – 5 машин________________

2 розы – 5 роз _____________2 окна - 5 окон______________________­

 1 год

Год

Год

            6 лет 2 пня-5 пней______________2 воробья-5 воробьев_________________ 2 шали- 5 шалей_____________2 ведра - 5 ведер __________________             ж) Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (по картинкам) 4 года Стол — столик_______________Чашка — чашечка________________ Сумка — сумочка____________Ведро —- ведерочко_______________             5 лет Забор — заборчик_____________Носок — носочек________________ Лента — ленточка_____________Окно — окошечко_______________             6 лет Палец — пальчик_____________Изба — избушка_________________ Крыльцо — крылечко_________Кресло — креслице_______________             з) Образование названий детенышей животных. 4 года У кошки — котенок У лисы - ______________________________ У утки - _______________________________ У слонихи -____________________________             5 лет У зайчихи - _______________________________ У волчицы - ______________________________ У белки - _________________________________           У козы - __________________________________             6 лет У медведицы - _______________________________________________ У бобрихи - _________________________________________________ У барсучихи - _______________________________________________ У собаки - __________________________________________________ У коровы - __________________________________________________             и) Образование относительных прилагательных 6 лет (какой, какая, какое, какие?) Стол из дерева (какой?) — деревянный Аквариум из стекла (какой?) ___________________________________ Крыша из соломы (какая?)_____________________________________ Стена из кирпича (какая?)_____________________________________ Шапка из меха (какая?)________________________________________ Носки из шерсти (какие?)______________________________________ Сапоги из резины (какие?)_____________________________________ Крепость из снега (какая?)____________________________________            

Лопатка из металла (какая?)____________________________________

Сок из яблок (какой?)_________________________________________

Год

Год

Год

            к) Образование притяжательных прилагательных с 6 лет (Чей,Чья,Чьи?)
Очки бабушки (чьи?) - бабушкины Туфли мамы __________________
Усы кошки ____________________ Хвост лисы ___________________
Берлога медведя _______________ Гребень петуха ________________

 

            л) Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) с 6 лет
Мальчик выходит из дома Мальчик отходит от дома
Мальчик подходит к магазину Мальчик переходит улицу
Мальчик обходит лужу Мальчик входит в дом
            м) Образование глаголов совершенного вида (составить пред­ложения по картинкам)  6 лет Девочка строит домик_________________________________________ Девочка построила домик______________________________________ Мальчик красит самолет_______________________________________ Мальчик покрасил самолет____________________________________             Средний балл:            

 

Связная речь

Год

Год

Год

н к н к н к 4 года «Котенок» У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.             Начало годы:             Конец года:             5 лет «Рыбалка» Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удоч­ку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.             Начало года:             Конец года:            

6 лет Составление рассказа по серии картин.

Год

Год

Год

            Начало года:             Конец года:             Средний балл:            

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.