Ответственными за внедрение автономизации являются менеджеры и супервайзеры на каждом производственном участке. Суть в том, чтобы придать станку элемент интеллекта и одновременно приспособить действия оператора к автономизиро-ванному оборудованию.
Каким же образом взаимодействуют два основных принципа производственной системы Тойоты — «точно вовремя» и автоматизация с элементом интеллекта? Проводя аналогию с бейсбольной командой, можно сказать, что автономизация соответствует навыкам и таланту отдельных игроков, тогда как принцип «точно вовремя» — это работа всей команды по достижению общей цели.
Например, игроку во внешнем поле просто нечего делать, пока питчер (игрок, подающий мяч) подает хорошо. Но возникающая проблема — например, когда бэттер (игрок нападения, отбивающий мяч) из противоположной команды попадет по мячу — вынуждает игрока во внешнем поле действовать: ловить мяч и перебрасывать его бейсмену (игроку базы, расположенной ближе к бэттеру) «точно вовремя», чтобы помешать бэттеру обежать круг и достичь базы.
Менеджеров и супервайзеров предприятия можно уподобить тренеру всей бейсбольной команды и тренерам бэттеров, бейс-менов и игроков во внешнем поле. Сильная бейсбольная команда играет так, что в любой ситуации игроки действуют скоординировано. На производстве работники, освоившие принцип «точно вовремя», действуют подобно хорошо сыгранной бейсбольной команде.
Автономизация выполняет двойную роль. Она исключает перепроизводство, важную составляющую производственных потерь, и предотвращает производство дефектной продукции. Чтобы добиться этого, нужно тщательно следовать стандартным производственным процессам, соответствующим навыкам и талантам каждого игрока. Когда возникают анормальности, т.е. когда способности игрока не позволяют их предотвратить, игрок должен получить специальные инструкции, с помощью которых можно бу-
2*
36 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
дет восстановить нормальный ход процесса. Это важная обязанность тренера.
В автономизированной системе визуальное управление, или «управление по сигналам» (см. глоссарий), помогает выявить недостатки производства (каждого игрока отдельно). Это дает возможность принимать меры для усиления играющих спортсменов.
Команда-чемпион сочетает хорошую командную работу с индивидуальными умениями. Точно также и производственная линия, где одновременно применяются и принцип «точно вовремя», и автоматизация с элементом интеллекта, работает лучше прочих линий. Ее сила в синергии этих двух подходов.
лава 1. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ___________________________ 37
Волшебных методов не бывает. Здесь требуется всеобщая система менеджмента, отличительными чертами которой являются развитие творческих способностей человека, обеспечивающее наиболее плодотворную работу, правильная эксплуатация станков и оборудования и предотвращение любых ненужных затрат.
Производственная система Тойоты с двумя основными принципами, позволяющими полностью исключать потери, появилась в Японии потому, что возникла потребность в подобной системе. Сейчас, когда во всем мире темпы роста экономики замедлились, такая производственная система представляет собой концепцию менеджмента, которая будет работать в любой сфере предпринимательства.
Цель — снижение издержек
Мы часто употребляем слово «эффективность», когда говорим о производстве, управлении и бизнесе. «Эффективность» в современной промышленности и бизнесе в основном означает снижение издержек.
В компании Toyota, как и во всех производственных отраслях, прибыли можно добиться только путем снижения издержек. Если мы применяем принцип ценообразования «цена продажи = прибыль + себестоимость», мы заставляем потребителя оплачивать все издержки. Этому принципу нет места в современной конкурентоспособной автомобильной промышленности.
Потребители хладнокровно и пристально изучают нашу продукцию на свободном конкурентном рынке, где себестоимость для них не играет никакой роли. Значение имеет то, является ли продукция ценностью для покупателя. Если высокая цена обусловлена только высокой себестоимостью, потребитель просто выберет другой товар.
Если производитель хочет выжить на современном рынке, он должен поставить своей целью снижение издержек на потребительские товары. Во время периодов быстрого экономического роста любой производитель может снизить издержки, увеличивая объемы производства. Но сегодня, когда темпы роста низки, добиться уменьшения затрат значительно сложнее.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.