В Японии первой пишется фамилия. Таким образом, прославленный разработчик производственной системы Тойоты известен в Японии как Оно Тайити (Ono Taiichi), а не Тайити Оно (Taiichi Ohno), как обычно пишут на Западе.
В книге мы следуем традиционной японской практике, отчасти для того, чтобы унифицировать написание японских имен, но в первую очередь из соображений учтивости. Таким образом, читатель увидит, что членов семейства Тойода (Toyoda) называют Тойода Сакити (Toyoda Sakichi), Тойода Кийтиро (Toyoda Kiichiro), Тойода Эйдзи (Toyoda Eiji) и так далее. В случае с именем Тайити Оно мы используем написание на западный манер, поскольку именно в таком виде оно часто упоминается в различных публикациях и уже стало узнаваемым.
И еще одно существенное замечание. Когда японские знаки латинизируют, знак долготы над гласной (например, а) используется по длинному гласному во всех японских словах, кроме названий известных мест (Киото, Токио), слов, которые вошли в английский язык (shogun, daimyo), и имен людей, в которых обычно знак долготы заменяется буквой h (Ohno, не Ono).
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава 1 НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ
Глава 1. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ__________________________________ 27
Нефтяной кризис открыл нам глаза
Нефтяной кризис осени 1973 г., за которым последовал экономический спад, оказал негативное влияние на развитие бизнеса и общества во всем мире. К 1974 г. японская экономика имела нулевые темпы роста, а многие компании серьезно пострадали.
Однако в компании Toyota Motor Company прибыль хотя и снизилась, но в 1975-1977 гг. все же была выше по сравнению с другими компаниями. Увеличивающийся разрыв между компанией Toyota и остальными компаниями вызвал интерес к ее деятельности.
До нефтяного кризиса, когда я разговаривал с людьми о производственных технологиях и системе производства, используемых в компании Toyota, интерес к нам был небольшим. Однако когда стремительный рост производства прекратился, стало очевидным, что бизнес больше не может процветать, используя традиционную американскую систему массового производства, которая так хорошо функционировала столь долгое время.
Времена изменились. После Второй мировой войны никто не мог себе представить, что мы будем производить так много автомобилей, как сейчас. Десятилетиями Америка снижала издержки за счет наращивания массовости производства и уменьшения номенклатуры выпускаемых моделей автомобилей. Это был американский стиль работы, а не японский. Наша задача состояла в том, чтобы снизить издержки производства, выпуская широкую номенклатуру моделей автомобилей небольшими партиями.
Затем в течение 15-летнего периода, начавшегося в 1959— 1960 гг., Япония переживала необычайно быстрый экономический рост. Тогда американский стиль — массовое производство — эффективно использовался во многих отраслях.
28
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава 1. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ
2 У
Тем не менее мы постоянно помнили, что слепое подражание американской системе опасно. Недорогое производство широкой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями — разве не этого мы хотели добиться? Поэтому мы придерживались мнения, что подобная японская производственная система может даже превзойти традиционную систему массового производства. Таким образом, основной целью производственной системы Тойоты стал выпуск широкой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями.
Медленный рост пугает
В периоды высоких темпов роста, предшествовавшие нефтяному кризису, обычный бизнес-цикл состоял из 2-3 лет подъема, за которыми следовали максимум 6 месяцев спада. Иногда подъем продолжался более 3 лет.
Однако при медленном росте цикл «переворачивается». Ежегодный темп прироста в 6-10 % наблюдается от 6 месяцев до года, а в течение последующих 2-3 лет наблюдается небольшой, нулевой или даже вообще отрицательный рост.
Обычно в японской промышленности используется принцип: «Если ты производишь что-то, ты можешь это продать», и автомобильная промышленность здесь не исключение. Именно поэтому многие менеджеры стремятся увеличить объемы производства.
В автомобильной промышленности часто используется зависимость Макси-Зильберстона1 (Maxcy-Silberslon curve). Согласно этой зависимости, при массовом производстве, несмотря на снижение затрат, себестоимость автомобиля снижается пропорционально росту объема производимой продукции. Это было хорошо доказано в эпоху быстрого роста, и данный принцип отразился в сознании людей, работающих в автомобильной промышленности.
Однако сегодня, во время медленного роста, мы должны как можно скорее пересмотреть заслуги массового производства. Система производства, направленная на увеличение объемов
партий (например, работа штампа, рассчитанная на увеличение выпуска определенных деталей за конкретный период времени), непрактична. Она не соответствует нашим требованиям, не говоря уже о том, что при таком подходе появляется множество потерь.
«Догнать Америку»
Вместе с тем нельзя недооценивать американский опыт. Мы многому научились у американской автомобильной империи. В США были разработаны замечательные технологии управления производством: метод управления качеством (quality control — QC), метод всеобщего управления качеством (total quality control — TQC) и метод организации производства (industrial engineering — IE). Япония заимствовала эти идеи и применила их на практике. Японцы никогда не забудут, что эти технологии были рождены в Америке и разработаны усилиями американцев. 15 августа 1945 г. Япония проиграла войну, и в этот день началась новая эра для компании Toyota. Тогдашний президент автомобильной компании Toyota Motor Company2 Тойода Кийтиро (Toyoda Kiichiro) (1894-1952) сказал: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет». Для выполнения этой миссии мы должны были изучить Америку и американские методы. В 1937 г., работая на ткацкой фабрике компании Toyoda Spinning and Weaving, я узнал, что немецкий рабочий производит в 3 раза больше японского. Соотношение производительности труда немецкого и американского рабочих было 1:3. Значит, между японской и американской рабочей силой оно составляло 1:9. Я до сих пор помню свое удивление, когда услышал, что для того, чтобы выполнить работу 1 американца, требуется 9 японцев.
Возросла ли производительность труда в Японии во время войны? Президент Тойода говорил, что мы должны догнать Америку за три года, но поднять производительность в 8-9 раз за такой срок было бы чрезвычайно сложно. Это означало, что
30
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава I. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ
31
объем работ, рассчитанный на 100 работников, должны были бы выполнять 10 рабочих.
Более того, одна восьмая или одна девятая — это среднее значение. Если бы мы проводили сравнение на базе автомобильной промышленности — одной из наиболее развитых в США отраслей, различие было бы еще более существенным. Но разве американец на самом деле затрачивает в 10 раз больше мускульных усилий? Очевидно, японцы что-то тратят впустую. И если мы сможем избежать этих потерь, производительность труда можно увеличить в 8-10 раз. Эта идея стоит у истоков производственной системы Тойоты.
«Точно вовремя»
Производственная система Тойоты ориентирована на полное исключение потерь и основывается на двух принципах:
• принцип «точно вовремя» (just-in-time);
• принцип автономизации (autonomation), или автоматизации с использованием интеллекта.
Принцип «точно вовремя» заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии строго в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, может добиться сведения к нулю складских запасов.
С точки зрения управления производством это идеальное состояние. Однако для такой сложной продукции, как автомобиль, состоящей из тысяч деталей, производственный процесс будет складываться из множества операций. Очевидно, что применить принцип «точно вовремя» к производственному плану каждого процесса чрезвычайно сложно.
Неточный прогноз, ошибка в бумагах, дефектная продукция, ее переделка, неполадки оборудования, прогулы — уйма проблем! Если проблема возникает в начале процесса, она всегда приводит к образованию дефектной продукции позже. Все это
может остановить производство или изменить план производства помимо вашего желания.
Если же не принимать во внимание подобные ситуации и учитывать только производственный план для каждого отдельного процесса, мы будем производить детали без учета потребностей последующих процессов. В результате появятся огромные потери: с одной стороны, наличие дефектных деталей, а с другой — огромные запасы готовых деталей и узлов, не требующихся в данный момент. Все это будет снижать не только производительность, но и прибыльность компании.
Кроме того, в этом случае не будет различия между нормальным и анормальным выполнением процесса на каждой сборочной линии. Если сбои в процессе будут ликвидироваться еще и с задержкой, то слишком много рабочих произведут слишком много деталей, а эту ситуацию нельзя поправить за короткий срок.
Таким образом, для производства, основанного на принципе «точно вовремя», когда на каждый производственный участок подаются именно те детали, которые нужны, тогда, когда нужно, и строго в необходимом количестве, традиционные методы управления неэффективны.
Руководствуемся здравым смыслом
Мне нравится обдумывать проблемы. Я постоянно думал о том, как обеспечить поставку необходимых деталей по принципу «точно вовремя». Поток производства — это прежде всего передача материалов. Традиционный способ производства заключался в поставке материалов от предыдущего процесса к последующему. Поэтому я попробовал подумать о передаче материалов в обратном направлении.
При производстве автомобиля из исходного материала (сырья) изготавливается отдельная деталь, затем деталь соединяется с другими в конкретный узел, который подается на конечную сборочную линию. Исходный материал претерпевает изменения при движении от более ранних по времени процессов к более поздним, формируя «тело» автомобиля.
32 |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Теперь давайте взглянем на производственный поток в обратном направлении. Более позднему производственному процессу, расположенному в конце потока, от более раннего процесса необходимы только годные детали в необходимом количестве в нужное время. Разве не будет логичным в этом случае производить в рамках более раннего процесса только те детали, которые потребуются? Что касается взаимодействия между несколькими процессами, разве недостаточно будет четко указать, сколько, чего и когда нужно?
Мы будем называть это средство передачи информации «кан-бан» (карточка, указатель) и с его помощью организуем взаимодействие между производственными процессами для управления количеством производства, т.е. необходимым количеством выпуска. Так родилась эта идея.
Мы провели эксперименты и в итоге приняли эту систему. Конечная сборочная линия берется за отправную точку. Производственный план, в котором обозначены необходимые модели автомобилей, их количество и срок изготовления, отправляется на конечную сборочную линию. Затем метод передачи материалов переворачивается в обратную сторону. Чтобы получить узлы для окончательной сборки, конечная сборочная линия обращается к сборочной линии узлов с указанием строго необходимого наименования и количества узлов и сроков их поставки. Сборочная линия узлов обращается к предыдущему звену, указывая необходимые детали, их количество и сроки поставки. Таким обратным путем производственный процесс движется от стадии готовой продукции к отделу заготовки сырья. Каждое звено цепочки процесса, организованного по принципу «точно вовремя», соединено и синхронизировано с другими. Кроме того, за счет такой организации радикально снижается объем работы менеджеров. Канбан также используется как средство передачи информации о принятии или получении наряда-заказа.
Канбан подробно будет описан ниже. Пока же я хочу, чтобы читатель понял основные положения производственной системы Тойоты. Система основывается на принципе «точно вовремя», который я уже описал, и на принципе автономизации, которому посвящен следующий раздел. Канбан обеспечивает бесперебойное функционирование нашей производственной системы.
Глава 1. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ__________________________ 33
Дайте машине разум
Второй принцип, на который опирается производственная система Тойоты, называется автономизацией (autonomation). Его не следует смешивать с обычной автоматизацией (automation). Автономизацию иногда называют автоматизацией с элементом интеллекта.
Многие станки после включения работают без вмешательства человека. Однако рабочие характеристики современных станков таковы, что даже небольшие отклонения от нормального процесса вроде попадания металлической стружки в механизм перемещения способны причинить им ущерб, например привести к поломке штампов или метчиков. В подобных случаях накапливаются десятки, а иногда и сотни дефектных деталей. Если на заводе установлены автоматические станки такого типа, массовое производство дефектной продукции невозможно предотвратить. У этих станков нет встроенной автоматической системы контроля, защищающей от подобных происшествий.
Именно поэтому компания Toyota отдает предпочтение автономизации — станкам, которые могут справляться с подобными проблемами самостоятельно, или «автономно», при помощи простой автоматизации. Отправной точкой для этой идеи послужил самоприводной ткацкий станок, который изобрел Тойо-да Сакити (ToyodaSakichi) (1867-1930), основатель автомобильной компании Toyota Motors.
Ткацкий станок выключался автоматически, стоило только оборваться хотя бы одной продольной (основной) или поперечной (уточной) нити. В станок было встроено приспособление, различающее нормальное и анормальное течение производственного процесса, что препятствовало появлению дефектной продукции.
Автоматизированный станок с элементом интеллекта в компании Toyota — это станок, оснащенный устройством автоматического выключения. На всех заводах компании большая часть оборудования, нового и старого, укомплектована подобными устройствами, а также различными предохранительными механизмами, системами точного останова, приспособлениями для быстрой переналадки и устройствами «защиты от дурака»
2 - I1076
34
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глава 1. НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ
35
(baka-уоке. — См. глоссарий) для предотвращения ошибок. Таким образом, машинам придается элемент разума человека.
Автономизация изменяет суть эксплуатации станка. Если рабочий процесс протекает нормально, станку не нужен оператор. Вмешательство человека требуется только тогда, когда станок останавливается из-за нарушения нормального хода процесса. Следовательно, один оператор может обслуживать несколько станков. Таким образом, сокращается число операторов и повышается эффективность производства.
Если взглянуть на это с другой стороны, нарушения нормального протекания производственного процесса никогда не исчезнут, если рабочий постоянно будет следить за станком и подстраивать его всякий раз, когда нормальный ход процесса будет прерываться. В старой японской пословице говорится о тщетности попыток спрятать предмет с неприятным запахом под покрывалом. Если машины и оборудование ремонтируют, не ставя в известность менеджеров и супервайзеров*, то улучшения никогда не будут достигнуты, а издержки не снизятся.
Остановка станка в случае возникновения проблем обуславливает всеобщую информированность об этом. Проведение улучшений возможно лишь тогда, когда существует ясное понимание проблемы. Развивая эту мысль, мы установили правило, что в случае ручного управления линией рабочие сами должны нажимать кнопку, останавливающую производственный процесс при появлении любых проблем с его протеканием.
Когда речь идет о такой продукции, как автомобили, безопасность всегда должна быть на первом месте. Поэтому для любого станка на любой производственной линии на любом заводе различия между нормальным и анормальным ходом рабочего процесса должны быть четкими, а меры по предотвращению повторных сбоев - безусловными. Именно поэтому я сделал авто-номизацию вторым принципом производственной системы Тойоты.
Супервайзср (supervisor) — должность низшего управленческого уровня, американское изобретение начала 1970-х гг. Основная задача —организация и координация работ по эффективному надзору за выполнением персоналом требований рабочих стандартов и инструкций. На российских предприятиях аналогом супервайзера можно считать технолога цеха. — Прим ред.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.