Перевод с английского
PRODUCTIVITY PRESS PORTLAND, OREGON
ИНСТИТУТ
КОМПЛЕКСНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
МОСКВА • 2005
з
УДК 388.3 ББК 65.304.15 0-59
Перевод с англ. А. Грязновой и А. Тягловой Под редакцией д.т.я. В.А. Лапидуса
Original Japanese edition, Toyota seisan hoshiki, published by Diamond, Inc., Tokyo, Japan, Copyright © 1978 by Taiichi Ohno. Translated in English as Toyota Production System, Copyright © 1988 by Productivity Press. OhoT. 0-59 Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.
ISBN 5-902677-04-1
Тайити Оно рассказывает о тридцатилетней истории создания японского метода производства — производственной системы, позволившей компании Toyota занять лидирующие позиции не только в Японии, но и по всему миру. Зародившись в автомобильной промышленности в условиях крайне неблагоприятной рыночной ситуации, сегодня производственная система Тойоты широко применяется и во многих других производственных отраслях.
Уникальный стиль изложения основных принципов и философии производственной системы Тойоты, присущий первоисточнику, делает книгу интересной руководителям всех уровней, студентам бизнес-школ и экономических вузов, а также широкому кругу читателей.
УДК 388.3 ББК 65.304.15
Все права защищены. Никакая часть текста не может быть воспро изведена, сохранена в информационно-поисковой системе или передана в любой другой форме ил и любыми средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Институт комплексных стратегических
исследований, 2005
ISBN 5-902677-04-1 (рус.) © В.А. Лапидус, предисловие к русскому
ISBN 0-915299-14-3 (англ.) изданию, 2005
Предисловие к русскому изданию........................................ 9
Предисловие американского издателя................................ 11
Предисловие к английскому изданию................................. 15
Комментарий к книге........................................................... 19
Замечание о написании японских имен.............................. 21
Глава \
НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ............................................... 25
Нефтяной кризис открыл нам глаза............................... 27
Медленный рост пугает.................................................. 28
«Догнать Америку»........................................................ 29
«Точно вовремя»............................................................. 30
Руководствуемся здравым смыслом.............................. 31
Дайте машине разум....................................................... 33
Сила сочетания индивидуальных навыков
и командной работы................................................... 35
Цель — снижение издержек........................................... 36
Иллюзии японской промышленности............................ 37
Внедрение концепции производственного потока........ 39
Выравнивание производства.......................................... 40
Потребности должны быть вначале............................... 41
Необходима революция в сознании............................... 43
Глава 2
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ТОЙОТЫ.............................................................................. 45
Пятикратное «Почему?»................................................. 47
Целостный анализ потерь............................................... 49
Мой принцип — «Все начинается с завода».................. 51
Заполняем листок стандартных операций сами............ 52
Командная работа решает все........................................ 54
Искусство передачи эстафеты........................................ 56
Идея из американского супермаркета............................ 57
б____________________ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
7
Что такое канбан?........................................................... 59
Неправильное применение порождает проблемы......... 61
Чтобы переосмыслить то, что называется
здравым смыслом, нужны талант и смелость........... 62
Основное условие — наладить поток............................ 65
Используйте свои полномочия для поддержки
подчиненных.............................................................. 67
Без резких подъемов и глубоких спадов....................... 69
Трудности, связанные с выравниванием производства 71
Выравнивание производства и диверсификация рынка 73
Канбан способствует улучшению................................. 74
Транспортные тележки в роли канбанов........................ 76
Гибкая природа канбана................................................. 78
Глава 3
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ................................................ 81
Вегетативная нервная система бизнес-организации..... 83
Предоставляйте информацию по мере необходимости….. 85
Информационная система в стиле Тойоты................... 87
Тонкая настройка............................................................ 90
Приспосабливаясь к изменениям................................... 91
Что такое реальная экономия?....................................... 92
Пересмотр негативных аспектов потерь....................... 94
Создание избыточных мощностей................................ 96
Важность понимания...................................................... 97
Использование системы полноценного труда.............. 99
Не устраивайте шоу..................................................... .100
Самое важное — требуемый объем............................ .102
Черепаха и заяц............................................................ .104
Заботиться о старом оборудовании............................ .105
Посмотрите в глаза действительности....................... .107
0,1 рабочего — это все же один рабочий................... .109
Менеджмент в стиле ниидзюцу................................... ..111
В искусстве требуется действие................................. ..112
Защита производства, основывающегося
на получении прибыли................................................ ..113
Как выжить в условиях экономики медленного роста!....116
Глава 4
ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ........................................................ 119
Глобальный мир вокруг нас.......................................... 121
Две выдающиеся личности........................................... 123
Учась у непреклонного характера................................ 125
Научная и рациональная природа «тойотизма».......... 126
Хорошее оборудование необходимо
даже на простом заводе............................................ 128
В поисках производственного метода
в японском стиле...................................................... 130
Создавать ценные продукты......................................... 131
Взгляд шахматиста....................................................... 132
В поисках японской самобытности.............................. 134
Свидетель диалектической эволюции.......................... 136
Глава 5
ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА.......................... 139
Система Форда и система Тойоты............................... 141
Небольшие поставки и быстрая переналадка.............. 143
Предвидение Генри Форда........................................... 145
Стандарты устанавливаете вы сами............................. 147
Профилактика лучше лечения...................................... 149
Есть ли «Форд» после Форда?..................................... 151
Обратная концепция и деловой дух............................. 154
Отделаться от количества и скорости.......................... 156
Глава 6
КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА........ 159
Система, созданная в период быстрого роста............. 161
Как повышать производительность
в период медленного роста...................................... 163
Как научиться гибкости у древних............................... 166
Послесловие к японскому изданию.................................. 169
Глоссарий основных терминов......................................... 171
Примечания........................................................................ 185
9
Предисловие к русскому изданию
Издание на русском языке книги Тайити Оно, создателя производственной системы Тойоты (ПСТ), задержалось на несколько десятилетий — оригинальное японское издание вышло в свет в 1978 г. Надо заметить, что и англоязычное издание этой книги в США появилось лишь в 1988 г., когда японские автомобили уже завоевывали американский рынок.
К настоящему времени у нас опубликовано довольно много книг по производственной системе Тойоты и ее основным составляющим: принципу «точно вовремя» (just-in-time), канбану, автономизации. Особо следует отметить книгу Дж. Вумека и Д. Джонса «Бережливое производство», в которой обобщен опыт применения ПСТ и показано, что на самом деле это новый тип производства, основанный на принципиально иных началах, нежели массовое производство.
Прочитав книгу Тайити Оно, убеждаешься, что она не только не устарела, но и, может быть, даже более актуальна, чем многие другие книги, написанные впоследствии.
Для глубокого понимания книги крайне важно обратить внимание на то, в каких условиях создавалась производственная система Тойоты: конец 40-х годов прошлого века, Япония потерпела сокрушительное поражение во Второй мировой войне, промышленность полностью разрушена... Тайити Оно был потрясен тем, что японская производительность труда в то время была в 10 раз ниже, чем в США. «Но разве американец на самом деле затрачивает в 10 раз больше мускульных усилий?» — задает он риторический вопрос и далее отвечает на него: «Очевидно, японцы что-то тратят впустую, и, если мы можем избежать этих потерь, производительность можно увеличить в 10 раз. Эта идея стоит у истоков нынешней производственной системы Тойоты».
Зная российскую промышленность не понаслышке, могу заверить, что сегодня перед российским автомобилестроением стоят похожие задачи: нужно в десятки раз повысить производительность, радикально поднять качество, снизить издержки.
10
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
и
Первый опыт применения ПСТ в российских компаниях уже принес существенные результаты, причем, что важно подчеркнуть, без каких-либо серьезных инвестиций. Можно надеяться, что внедрение этой системы окажется важным шагом на пути создания конкурентоспособного автомобилестроения и других отраслей промышленности.
Сегодняшнее зыбкое ценовое преимущество российских автомобилей, основанное на низкой зарплате, перераспределении ресурсов из сырьевых отраслей за счет искусственных тарифов, отсутствии должного внимания обеспечению качества, может исчерпать себя неожиданно быстро. Нужно искать другие, более устойчивые преимущества.
Хотелось бы еще обратить внимание на мотивационную составляющую этой книги. Фактически автомобильной промышленности Японии в конце 40-х гг. прошлого века не существовало. Но именно в день поражения Японии во Второй мировой войне президент компании Toyota Motor Company г-н Тойода (Toyoda) сказал: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет». Многим в то время этот призыв показался нереальным: в 1949 г. Япония произвела 25 622 грузовика, и только 1 008 легковых автомобилей. А уже в 1970-е годы началось «японское» наступление на Америку. В 1980-е американская автомобильная промышленность потеряла около 30% своего внутреннего рынка. Такой рывок, заметим, был предпринят на основе внутренних, в то время крайне ограниченных ресурсов: в 60-70-е годы зарубежных инвестиций в японскую экономику практически не было. Есть над чем задуматься.
И последнее. Всегда интересно читать первоисточники, но данная книга интересна еще и как великолепно рассказанная история создания одной из самых великих современных компаний — «Тойоты». Она глубока, драматична и человечна. Уверен, что читатели извлекут немалую пользу, прочитав эту книгу, и получат большое удовольствие от мастерства ее автора.
В. А. Лапидус,
д.т.н., генеральный директор ЗАО «Центр «Приоритет», академик Международной академии качества ( IAQ )
Предисловие американского издателя
В деловом мире наряду с уже признанной фигурой Сигео Синго (Shigeo Shingo) свое место на почетном пьедестале занял Тайити Оно (Taiichi Ohno). Именно ему принадлежит заслуга создания производственной системы компании Toyota, основанной на принципе «точно вовремя» (just-in-time).
Я познакомился с г-ном Оно в Японии, когда он ушел из компании Toyota Motors и занял пост директора фирмы Toyoda Go-sei — поставщика рулевых колес, резиновых шлангов, пластиковых панелей управления и других деталей для автомобилей компании Toyota.
Во время нашей последней встречи я поинтересовался у г-на Оно, на каком этапе развития находится компания Toyota? Оказалось, что в то время компания решала задачу уменьшения объемов всех производственных запасов, приходящихся на незавершенное производство. Образно говоря, нужно было понизить уровень воды, чтобы обнажились рифы, создававшие проблемы судоходству.
— Что сейчас делает Toyota? — спросил я.
Ответ был очень прост:
— Мы анализируем временной промежуток, начиная с момента, когда потребитель делает заказ, до получения оплаты. И
мы сокращаем этот промежуток, избегая лишних затрат.
Временной промежуток
Заказ •--------------------------------------------------- • Оплата
(сокращается при избежании ненужных затрат)
Совершенно очевидно, что такая установка нацеливает на непрерывное улучшение. В то время как на Западе внедряют такие чудеса автоматики, как интегрированное производство на основе компьютеров, робототехнику или передовые производственные технологии, на Востоке японцы просто снижают потери. Конечно, от некоторых потерь можно избавиться, приобретая новое оборудование, но этот путь не столь эффективен.
12
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Предисловие американского издателя
13
Тайити Оно—очень интересный собеседник. Он просто и незамысловато рассказывает о решении проблем, которые многие производственники считают неподъемными. А для этого всего-то и надо искать и устранять проблемы! Нам трудно поверить в то, что так просто можно решить проблемы, но это факт. Нужно всего лишь сокращать временной промежуток от получения заказа до его оплаты, избегая любых потерь.
Книга Тайити Оно не просто рассказ о производстве, это практическое руководство к тому, как достичь успеха в бизнесе. Книга будет очень полезна для менеджеров. Г-н Оно возвращается к истокам и рассматривает опыт Генри Форда (Henry Ford), который мог в понедельник добыть железную руду, а в четверг днем спустить со сборочной линии готовый автомобиль, произведенный из этой руды.
Генри Форд придавал особое значение полному исключению потерь, не добавляющих ценности продукции. Тайити Оно развил опыт Форда. С помощью г-на Синго ему удалось сократить время переналадки оборудования с дней и часов до минут и секунд. Он отменил классификацию рабочих заданий, чтобы дать рабочим возможность маневра.
За последние 10 лет я посетил сотни японских и американских заводов и фабрик. В Японии я никогда не видел рабочего, просто наблюдающего за работой станка. В США, наоборот, мне всякий раз приходилось сталкиваться с таким явлением. Никогда не забуду, как в цехе по производству оптоволоконного кабеля я заметил молодого человека, который стоял возле пресса по производству стекла и смотрел на его работу. Он ничего не делал, а лишь наблюдал за стеклом и шкалами приборов, фиксирующих толщину раскатываемого стекла или выход ее за пределы допуска. Я был в недоумении: каков же уровень потерь и степень неуважения руководства к этому рабочему! Современное производство должно быть не только эффективным, но и уважительным по отношению к любому работнику, в том числе и оператору станков.
Весь деловой мир многим обязан Тайити Оно, и прежде всего тем, что он продемонстрировал нам, как более эффективно организовывать производство, снижать издержки, повышать качество продукции. Также он провел очень важное исследование, посвященное работе людей на производстве.
Японские заводы и фабрики далеки от совершенства. На заводах компании Toyota, по крайней мере на тех, которые я видел, так же грязно, если не грязнее, чем на многих американских предприятиях. Однако ситуация меняется. Уважение к человеку на производстве становится реальностью, и г-н Оно — один из тех, кто направляет этот процесс.
В то время как многие компании сосредотачиваются на стимулировании продаж, Тайити Оно считает более важным внедрять производственный принцип «точно вовремя». В течение многих лет он не позволял где-либо описывать этот принцип. По его словам, причина этого заключалась в том, что, описав процесс модернизации, который по сути является бесконечным, можно спровоцировать его консервацию. Но я полагаю, он также опасался, что американцы смогут оценить действенность этого инструмента и применят его против японских производителей.
Принцип «точно вовремя» — это гораздо больше, чем система уменьшения объемов складских запасов, чем сокращение времени переналадки станков на производство новых деталей, чем использование метода канбан (kanban) или подхода дзидока (jidoka), чем модернизация производства. Это, говоря словами г-на Оно, «способ заставить производство работать на компанию так, как человеческое тело работает на своего владельца». Вегетативная нервная система отвечает на раздражения, даже когда мы спим. Чтобы нормально функционировать, человеческое тело должно получать необходимую заботу, правильное питание, достаточные физические нагрузки. Когда мы начинаем ощущать свое тело, т.е. когда в работе организма появляются сбои, мы вносим коррективы. То же самое происходит и на производстве. Значит, и здесь требуется система, которая будет автоматически реагировать на появление проблемы.
Я рад возможности предложить читателю классический труд Тайити Оно о производственной системе Тойоты. Время, проведенное за чтением этой книги, вам не покажется потерянным. Книга ненавязчиво подвигнет вас к размышлениям о том, как можно модернизировать ваше собственное производство и предприятия ваших партнеров, как совершенствовать себя и участвовать в благоустройстве мира.
Хочу выразить признательность г-ну Юзуру Кавасима (Yu-zuru Kawashima), владельцу авторских прав, и г-ну Кацуйосй
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
15
Сайто (Katsuyoshi Saito), заместителю директора японского издательства Diamond Inc., за предоставление нам прав на перевод и публикацию этой книги.
Я также благодарю всех тех, кто помог вывести книгу в свет: редакторов Черил Берлинг Розен (Cheryl Berling Rosen) и Конни Дайер (Connie Dyer), переводчика Андрю П. Диллона (Andrew P. Dillon), ответственных за выпуск Патрисию Слоут (Patricia Slote) и Эсми МакТай (Esme McTighe), оформителя книги Билла Стэн-тона (Bill Stanton), а также наборщиков и художников из Rudra Press.
Наконец, я хочу выразить глубочайшую признательность автору, который вдохновил столь многих из нас на работу по повышению качества и производительности труда на своем рабочем месте.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.