Уходя от массового производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перевод с английского



 


 


PRODUCTIVITY PRESS PORTLAND, OREGON


ИНСТИТУТ

КОМПЛЕКСНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

МОСКВА • 2005


з








УДК 388.3 ББК 65.304.15 0-59


Перевод с англ. А. Грязновой и А. Тягловой Под редакцией д.т.я. В.А. Лапидуса

Original Japanese edition, Toyota seisan hoshiki, published by Diamond, Inc., Tokyo, Japan, Copyright © 1978 by Taiichi Ohno. Translated in English as Toyota Production System, Copyright © 1988 by Productivity Press. OhoT. 0-59 Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.

ISBN 5-902677-04-1

Тайити Оно рассказывает о тридцатилетней истории создания японского метода производства — производственной системы, поз­волившей компании Toyota занять лидирующие позиции не только в Японии, но и по всему миру. Зародившись в автомобильной про­мышленности в условиях крайне неблагоприятной рыночной ситуа­ции, сегодня производственная система Тойоты широко применяется и во многих других производственных отраслях.

Уникальный стиль изложения основных принципов и философии производственной системы Тойоты, присущий первоисточнику, дела­ет книгу интересной руководителям всех уровней, студентам биз­нес-школ и экономических вузов, а также широкому кругу читателей.

УДК 388.3 ББК 65.304.15

Все права защищены. Никакая часть текста не может быть воспро­ изведена, сохранена в информационно-поисковой системе или передана в любой другой форме ил и любыми средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Институт комплексных стратегических
исследований, 2005
ISBN 5-902677-04-1 (рус.)         © В.А. Лапидус, предисловие к русскому

ISBN 0-915299-14-3 (англ.)              изданию, 2005


Предисловие к русскому изданию........................................ 9

Предисловие американского издателя................................ 11

Предисловие к английскому изданию................................. 15

Комментарий к книге........................................................... 19

Замечание о написании японских имен.............................. 21

Глава \

НАЧАТЬ С ПОТРЕБНОСТИ............................................... 25

Нефтяной кризис открыл нам глаза............................... 27

Медленный рост пугает.................................................. 28

«Догнать Америку»........................................................ 29

«Точно вовремя»............................................................. 30

Руководствуемся здравым смыслом.............................. 31

Дайте машине разум....................................................... 33

Сила сочетания индивидуальных навыков

и командной работы................................................... 35

Цель — снижение издержек........................................... 36

Иллюзии японской промышленности............................ 37

Внедрение концепции производственного потока........ 39

Выравнивание производства.......................................... 40

Потребности должны быть вначале............................... 41

Необходима революция в сознании............................... 43

Глава 2

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ТОЙОТЫ.............................................................................. 45

Пятикратное «Почему?»................................................. 47

Целостный анализ потерь............................................... 49

Мой принцип — «Все начинается с завода».................. 51

Заполняем листок стандартных операций сами............ 52

Командная работа решает все........................................ 54

Искусство передачи эстафеты........................................ 56

Идея из американского супермаркета............................ 57


б____________________ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ


7


 


Что такое канбан?........................................................... 59

Неправильное применение порождает проблемы......... 61

Чтобы переосмыслить то, что называется

здравым смыслом, нужны талант и смелость........... 62

Основное условие — наладить поток............................ 65

Используйте свои полномочия для поддержки

подчиненных.............................................................. 67

Без резких подъемов и глубоких спадов....................... 69

Трудности, связанные с выравниванием производства 71

Выравнивание производства и диверсификация рынка 73

Канбан способствует улучшению................................. 74

Транспортные тележки в роли канбанов........................ 76

Гибкая природа канбана................................................. 78

Глава 3

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ................................................ 81

Вегетативная нервная система бизнес-организации..... 83

Предоставляйте информацию по мере необходимости…..  85

Информационная система в стиле Тойоты................... 87

Тонкая настройка............................................................ 90

Приспосабливаясь к изменениям................................... 91

Что такое реальная экономия?....................................... 92

Пересмотр негативных аспектов потерь....................... 94

Создание избыточных мощностей................................ 96

Важность понимания...................................................... 97

Использование системы полноценного труда.............. 99

Не устраивайте шоу..................................................... .100

Самое важное — требуемый объем............................ .102

Черепаха и заяц............................................................ .104

Заботиться о старом оборудовании............................ .105

Посмотрите в глаза действительности....................... .107

0,1 рабочего — это все же один рабочий................... .109

Менеджмент в стиле ниидзюцу................................... ..111

В искусстве требуется действие................................. ..112

Защита производства, основывающегося

на получении прибыли................................................ ..113

Как выжить в условиях экономики медленного роста!....116


Глава 4

ГЕНЕАЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ........................................................ 119

Глобальный мир вокруг нас.......................................... 121

Две выдающиеся личности........................................... 123

Учась у непреклонного характера................................ 125

Научная и рациональная природа «тойотизма».......... 126

Хорошее оборудование необходимо

даже на простом заводе............................................ 128

В поисках производственного метода

в японском стиле...................................................... 130

Создавать ценные продукты......................................... 131

Взгляд шахматиста....................................................... 132

В поисках японской самобытности.............................. 134

Свидетель диалектической эволюции.......................... 136

Глава 5

ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРДА.......................... 139

Система Форда и система Тойоты............................... 141

Небольшие поставки и быстрая переналадка.............. 143

Предвидение Генри Форда........................................... 145

Стандарты устанавливаете вы сами............................. 147

Профилактика лучше лечения...................................... 149

Есть ли «Форд» после Форда?..................................... 151

Обратная концепция и деловой дух............................. 154

Отделаться от количества и скорости.......................... 156

Глава 6

КАК ВЫЖИТЬ В ПЕРИОД МЕДЛЕННОГО РОСТА........ 159

Система, созданная в период быстрого роста............. 161

Как повышать производительность

в период медленного роста...................................... 163

Как научиться гибкости у древних............................... 166

Послесловие к японскому изданию.................................. 169

Глоссарий основных терминов......................................... 171

Примечания........................................................................ 185


 


9

Предисловие к русскому изданию

Издание на русском языке книги Тайити Оно, создателя про­изводственной системы Тойоты (ПСТ), задержалось на несколь­ко десятилетий — оригинальное японское издание вышло в свет в 1978 г. Надо заметить, что и англоязычное издание этой книги в США появилось лишь в 1988 г., когда японские автомобили уже завоевывали американский рынок.

К настоящему времени у нас опубликовано довольно много книг по производственной системе Тойоты и ее основным со­ставляющим: принципу «точно вовремя» (just-in-time), канбану, автономизации. Особо следует отметить книгу Дж. Вумека и Д. Джонса «Бережливое производство», в которой обобщен опыт применения ПСТ и показано, что на самом деле это новый тип производства, основанный на принципиально иных нача­лах, нежели массовое производство.

Прочитав книгу Тайити Оно, убеждаешься, что она не только не устарела, но и, может быть, даже более актуальна, чем многие другие книги, написанные впоследствии.

Для глубокого понимания книги крайне важно обратить вни­мание на то, в каких условиях создавалась производственная система Тойоты: конец 40-х годов прошлого века, Япония по­терпела сокрушительное поражение во Второй мировой войне, промышленность полностью разрушена... Тайити Оно был по­трясен тем, что японская производительность труда в то время была в 10 раз ниже, чем в США. «Но разве американец на самом деле затрачивает в 10 раз больше мускульных усилий?» — задает он риторический вопрос и далее отвечает на него: «Очевидно, японцы что-то тратят впустую, и, если мы можем избежать этих потерь, производительность можно увеличить в 10 раз. Эта идея стоит у истоков нынешней производственной системы Тойоты».

Зная российскую промышленность не понаслышке, могу за­верить, что сегодня перед российским автомобилестроением стоят похожие задачи: нужно в десятки раз повысить произво­дительность, радикально поднять качество, снизить издержки.


10


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ


и


 


Первый опыт применения ПСТ в российских компаниях уже принес существенные результаты, причем, что важно подчерк­нуть, без каких-либо серьезных инвестиций. Можно надеяться, что внедрение этой системы окажется важным шагом на пути создания конкурентоспособного автомобилестроения и других отраслей промышленности.

Сегодняшнее зыбкое ценовое преимущество российских ав­томобилей, основанное на низкой зарплате, перераспределении ресурсов из сырьевых отраслей за счет искусственных тарифов, отсутствии должного внимания обеспечению качества, может исчерпать себя неожиданно быстро. Нужно искать другие, более устойчивые преимущества.

Хотелось бы еще обратить внимание на мотивационную со­ставляющую этой книги. Фактически автомобильной промыш­ленности Японии в конце 40-х гг. прошлого века не существова­ло. Но именно в день поражения Японии во Второй мировой войне президент компании Toyota Motor Company г-н Тойода (Toyoda) сказал: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет». Многим в то время этот призыв показался нереаль­ным: в 1949 г. Япония произвела 25 622 грузовика, и только 1 008 легковых автомобилей. А уже в 1970-е годы началось «японское» наступление на Америку. В 1980-е американская автомобильная промышленность потеряла около 30% своего внутреннего рынка. Такой рывок, заметим, был предпринят на основе внутрен­них, в то время крайне ограниченных ресурсов: в 60-70-е годы зарубежных инвестиций в японскую экономику практически не было. Есть над чем задуматься.

И последнее. Всегда интересно читать первоисточники, но данная книга интересна еще и как великолепно рассказанная ис­тория создания одной из самых великих современных компа­ний — «Тойоты». Она глубока, драматична и человечна. Уверен, что читатели извлекут немалую пользу, прочитав эту книгу, и получат большое удовольствие от мастерства ее автора.

В. А. Лапидус,

д.т.н., генеральный директор ЗАО «Центр «Приоритет», академик Международной академии качества ( IAQ )


Предисловие американского издателя

В деловом мире наряду с уже признанной фигурой Сигео Синго (Shigeo Shingo) свое место на почетном пьедестале занял Тайити Оно (Taiichi Ohno). Именно ему принадлежит заслуга создания производственной системы компании Toyota, основан­ной на принципе «точно вовремя» (just-in-time).

Я познакомился с г-ном Оно в Японии, когда он ушел из ком­пании Toyota Motors и занял пост директора фирмы Toyoda Go-sei — поставщика рулевых колес, резиновых шлангов, пластико­вых панелей управления и других деталей для автомобилей ком­пании Toyota.

Во время нашей последней встречи я поинтересовался у г-на Оно, на каком этапе развития находится компания Toyota? Ока­залось, что в то время компания решала задачу уменьшения объ­емов всех производственных запасов, приходящихся на незавер­шенное производство. Образно говоря, нужно было понизить уровень воды, чтобы обнажились рифы, создававшие проблемы судоходству.

— Что сейчас делает Toyota? — спросил я.
Ответ был очень прост:

— Мы анализируем временной промежуток, начиная с момента, когда потребитель делает заказ, до получения оплаты. И
мы сокращаем этот промежуток, избегая лишних затрат.

Временной промежуток

Заказ •--------------------------------------------------- • Оплата

(сокращается при избежании ненужных затрат)

Совершенно очевидно, что такая установка нацеливает на не­прерывное улучшение. В то время как на Западе внедряют такие чудеса автоматики, как интегрированное производство на осно­ве компьютеров, робототехнику или передовые производствен­ные технологии, на Востоке японцы просто снижают потери. Конечно, от некоторых потерь можно избавиться, приобретая новое оборудование, но этот путь не столь эффективен.


12


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ


Предисловие американского издателя


13


 


Тайити Оно—очень интересный собеседник. Он просто и не­замысловато рассказывает о решении проблем, которые многие производственники считают неподъемными. А для этого все­го-то и надо искать и устранять проблемы! Нам трудно поверить в то, что так просто можно решить проблемы, но это факт. Нуж­но всего лишь сокращать временной промежуток от получения заказа до его оплаты, избегая любых потерь.

Книга Тайити Оно не просто рассказ о производстве, это практическое руководство к тому, как достичь успеха в бизнесе. Книга будет очень полезна для менеджеров. Г-н Оно возвраща­ется к истокам и рассматривает опыт Генри Форда (Henry Ford), который мог в понедельник добыть железную руду, а в четверг днем спустить со сборочной линии готовый автомобиль, произ­веденный из этой руды.

Генри Форд придавал особое значение полному исключению потерь, не добавляющих ценности продукции. Тайити Оно раз­вил опыт Форда. С помощью г-на Синго ему удалось сократить время переналадки оборудования с дней и часов до минут и се­кунд. Он отменил классификацию рабочих заданий, чтобы дать рабочим возможность маневра.

За последние 10 лет я посетил сотни японских и американских заводов и фабрик. В Японии я никогда не видел рабочего, просто наблюдающего за работой станка. В США, наоборот, мне всякий раз приходилось сталкиваться с таким явлением. Никогда не за­буду, как в цехе по производству оптоволоконного кабеля я за­метил молодого человека, который стоял возле пресса по произ­водству стекла и смотрел на его работу. Он ничего не делал, а лишь наблюдал за стеклом и шкалами приборов, фиксирующих толщину раскатываемого стекла или выход ее за пределы допус­ка. Я был в недоумении: каков же уровень потерь и степень неува­жения руководства к этому рабочему! Современное производ­ство должно быть не только эффективным, но и уважительным по отношению к любому работнику, в том числе и оператору станков.

Весь деловой мир многим обязан Тайити Оно, и прежде всего тем, что он продемонстрировал нам, как более эффективно ор­ганизовывать производство, снижать издержки, повышать ка­чество продукции. Также он провел очень важное исследование, посвященное работе людей на производстве.


Японские заводы и фабрики далеки от совершенства. На за­водах компании Toyota, по крайней мере на тех, которые я видел, так же грязно, если не грязнее, чем на многих американских предприятиях. Однако ситуация меняется. Уважение к человеку на производстве становится реальностью, и г-н Оно — один из тех, кто направляет этот процесс.

В то время как многие компании сосредотачиваются на сти­мулировании продаж, Тайити Оно считает более важным вне­дрять производственный принцип «точно вовремя». В течение многих лет он не позволял где-либо описывать этот принцип. По его словам, причина этого заключалась в том, что, описав процесс модернизации, который по сути является бесконечным, можно спровоцировать его консервацию. Но я полагаю, он также опасался, что американцы смогут оценить действенность этого инструмента и применят его против японских производителей.

Принцип «точно вовремя» — это гораздо больше, чем систе­ма уменьшения объемов складских запасов, чем сокращение времени переналадки станков на производство новых деталей, чем использование метода канбан (kanban) или подхода дзидока (jidoka), чем модернизация производства. Это, говоря словами г-на Оно, «способ заставить производство работать на компа­нию так, как человеческое тело работает на своего владельца». Вегетативная нервная система отвечает на раздражения, даже ког­да мы спим. Чтобы нормально функционировать, человеческое тело должно получать необходимую заботу, правильное пита­ние, достаточные физические нагрузки. Когда мы начинаем ощущать свое тело, т.е. когда в работе организма появляются сбои, мы вносим коррективы. То же самое происходит и на про­изводстве. Значит, и здесь требуется система, которая будет ав­томатически реагировать на появление проблемы.

Я рад возможности предложить читателю классический труд Тайити Оно о производственной системе Тойоты. Время, прове­денное за чтением этой книги, вам не покажется потерянным. Книга ненавязчиво подвигнет вас к размышлениям о том, как можно модернизировать ваше собственное производство и пред­приятия ваших партнеров, как совершенствовать себя и участво­вать в благоустройстве мира.

Хочу выразить признательность г-ну Юзуру Кавасима (Yu-zuru Kawashima), владельцу авторских прав, и г-ну Кацуйосй


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ


15


 


Сайто (Katsuyoshi Saito), заместителю директора японского изда­тельства Diamond Inc., за предоставление нам прав на перевод и публикацию этой книги.

Я также благодарю всех тех, кто помог вывести книгу в свет: редакторов Черил Берлинг Розен (Cheryl Berling Rosen) и Конни Дайер (Connie Dyer), переводчика Андрю П. Диллона (Andrew P. Dillon), ответственных за выпуск Патрисию Слоут (Patricia Slote) и Эсми МакТай (Esme McTighe), оформителя книги Билла Стэн-тона (Bill Stanton), а также наборщиков и художников из Rudra Press.

Наконец, я хочу выразить глубочайшую признательность ав­тору, который вдохновил столь многих из нас на работу по по­вышению качества и производительности труда на своем рабо­чем месте.































Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.