Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала.
Основные понятия: феодальная раздробленность, удельные княжества, политическая организация удельных княжеств, Татаро-монгольское иго.
Важнейшие даты: см. все даты данного раздела в материалах предыдущих уроков.
Выдающиеся личности: Александр Невский, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Ярослав Осмомысл, Даниил Галицкий, Чингисхан, Батый.
Оборудование урока: Карта «Русские земли в XII-XIII вв.»; карточки с терминами; карточки, которые можно прикрепить на доске с помощью магнита (для задания 5 и 10); билеты с именами Иларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский (для задания 9); заранее подготовленные тесты.
Рекомендуемая организация урока
I. Письменный опрос
Провести письменный опрос на знание терминов. Раздайте заранее подготовленные карточки с тремя терминами. Например:
Вариант 1 | вотчина, фреска, войско Чингисхана |
Вариант 2 | старшая дружина, кормление, летопись |
Вариант 3 | феодальная иерархия, вече, былины |
Вариант 4 | младшая дружина, митрополит, плинфа |
Вариант 5 | домен, церковно-учительная литература, татаро-монголы |
Вариант Л. | посадник, десятина, проповедь |
Вариант 7 | феодализм, аристократическая республика, фольклор |
Вариант 8 | феодальный иммунитет, бояре, оброк |
Вариант 9 | дворянство, улус, крестово-купольное строение |
Вариант 10 | поместье, баскак, барщина |
П. Игра
Класс делится на две группы. Одна группа придумывает вопросы второй, затем они меняются местами. За правильно сформулированный вопрос и верный ответ дается по одному баллу. Обратите внимание, что правильно сформулированный вопрос не менее важен, чем ответ.
III. Работа с таблицами
1. Начертите на доске следующую таблицу и попросите нескольких учеников на отдельных листочках заполнить ее.
Политическая организация Новгородского княжества
|
2. Начертите на доске следующую таблицу и попросите нескольких учеников на отдельных листочках заполнить ее.
|
IV. Тестовые задания |
Тест № 1
Укажите, какие причины вызвали:
1. Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.
2. Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.
а) Жесткая дисциплина монголо-татар;
б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;
в) Отсутствие единства русских княжеств;
г) Необходимость расширения пастбищ;
д) Возможность обогащения в результате военных походов;
е) Княжеские усобицы.
Ответы: 1. б), г), д); 2. а), в), е).
Тест № 2
Укажите, какие даты относятся к:
1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
2. Периоду монголо-татарского завоевания.
а) 7 февраля 1238 г. б) 31 мая 1223 г.
в) 5 апреля 1242 г. г) 1206 г.
д) 4 марта 1238 г. е) 1237-1241 гг.
ж) 1202 г. з) 1240 г.
Ответы: 1. в), ж), з); 2. а), б), г), д), е), з).
V. Работа у доски
1. Вызовите ученика к доске и попросите показать на карте какие города входили в состав: Владимиро-Суздальского княжества к середине XIV в. (Белоозеро, Ярославль, Ростов, Кострома, Галич, Нижний Новгород, Суздаль, Кострома, Тверь, Москва, Коломна); Галицко-Волынского княжества (Галич, Владимир Волынский, Бел- за, Луцк, Перемышль, Бужск, Сумск, Тихомль, Червен); Новгородской республики (Новгород, Псков, Изборск, Ладога); Черниговского княжества (Чернигов, Курск, Новгород-Северский, Путивль, Любеч, Рыльск, Стародуб, Тмутаракань, Брянск, Козельск, Мосальск, Воротынск, Мценск, Муром, Рязань).
2. Вызовите ученика к доске и попросите показать на карте завоевательный поход хана Батыя в 1236-1242 гг.
3. Вызовите к доске пятерых учеников и попросите их вытянуть заранее подготовленные билеты со следующими именами: Иларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский. Ученики должны кратко рассказать о деятелях русской истории и культуры.
4. Вызовите к доске двух учеников и предложите им составить генеалогическое дерево потомков Владимира Мономаха и его дяди, Владимира Ярославовича (должны быть заранее подготовлены карточки).
Владимир Ярославович, Рюрик, Ростислав, Владимирко, Анна, Ярослав Осмомысл, Ростислав, Ярополк, Ва силько, Володаръ _____
5." Вызовите к доске двух учеников и предложите им связать термины, события, даты и имена (должны быть заранее подготовлены карточки). Ученики должны пояснить факты или даты
Задания |
Ответы
убийство Юрия Долгорукого, 1223 г., 1237 г., 1157 г.. Битва на Калке, церковь Покрова на Нерли близ Владимира, 1240 г., Ярослав Осмомысл, Ливонский орден, 1165 г., 1153-1187 гг., взятие Киева монголо-татарами, 1254 г., коронация Даниила Галицкого
Волжская Болгария, 1157 г., 1262 г., битва на Чудском озере, Дмитриевский собор во Владимире, 4 марта 1238 г., 1185 г., восстание в Новгороде против татаро- монгольских переписчиков, битва на реке Сити, 1242 г., поход князя Игоря Святославича на половцев, 1194-1197 гг., 1236 г., Владимир становится столицей княжества
Домашнее задание
Предложите ученикам составить свои кроссворды по изученной теме.
Московская Русь
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.