Инструкция. Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них — своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке — суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, а в правой — антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.
Признаки здорового психологического климата | Шкала оценки | Признаки нездорового психологического климата |
1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. | 5-4-3-2-1 | 1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. |
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. | 5-4-3-2-1 | 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению. |
3 Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. | 5-4-3-2-1 | 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. |
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. | 5-4-3-2-1 | 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. |
5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. | 5-4-3-2-1 | 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. | 5-4-3-2-1 | 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. | 5-4-3-2-1 | 7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. | 5-4-3-2-1 | 8. Многие из нас предпочитают "свое" носить в "себе" |
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. | 5-4-3-2-1 | 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. | 5-4-3-2-1 | 10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. | 5-4-3-2-1 | 11. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. | 5-4-3-2-1 | 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. |
14. В нашем коллективе гласность — это норма жизни. | 5-4-3-2-1 | 13. До настоящей гласности а нашем коллективе еще далеко. |
Итого баллов |
Обработка и интерпретация
Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.
Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности — 31-41 баллов; незначительной благоприятности — 20-30 баллов.
Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Рекомендуемая литература
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М., 2004.
2. Бойко, В.В. и др. Социально-психологический климат в коллективе и личность. - М., 1983.
3. Горянина, В.А. Психология общения. - М., 2002.
4. Лобанов, А.А. Основы профессионально - педагогического общения. - М.,2002.
5. Овчарова, Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: Учебное пособие.- М., 2007.
6. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999.
7. Филимонова, О.Г. Профессиональные позиции и взаимодействия в педагогическом пространстве гимназии //Исследовательская работа школьников. –№2, 2004, С.190-195.
8. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 399.