Тема. Психология педагогического общения (2ч)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План для изучения

1. Понятие педагогического общения в современной психологии. 

2. 2.Функции педагогического общения.

3. 4.Смысловая направленность общения. Этапы педагогического общения.

4. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.

5. Характеристики стилей общения педагогов.

6. Особенности педагогического общения с детьми дошкольного возраста.

Задания

Задания А.

Выберите из этих определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность педагогического общения. Запишите вывод.

· «Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты» (Столяренко Л.Д.).

·  «Педагогическое общение как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата» (Леонтьев А.Н).

· «Педагогическое общение это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев).

·  « Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров).

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

2. Интерпретируйте пословицы и поговорки относительно процесса педагогического общения:

§ Слово не стрела, а сердце язвит

§ Не спеши карать, спеши выслушать

§ Как кому верят, так тому и мерят.

§ Не всякому слуху верь, разузнай и проверь.      

Задания Б.

3. На основе анализа представленных кейсов проанализируйте педагогическую ситуацию, предложите свой вариант решения проблемы.

1. Андрей 6. лет. Вдруг он стал постоянно маме рассказывать подобные истории: «Всем сегодня давали банан, а мне нет». Мама после нескольких таких историй, не разобравшись, сразу налетела с криками на воспитателей, которые пытались что-то объяснить, но выслушаны не были. В следующий раз мальчик сказал маме, что все ходили на музыкальное занятие, а меня не взяли, я сидел один в группе. Тут уж воспитатель, мама и ребёнок втроём стали разбирать ситуацию. Воспитатель: «Ну, как же Андрей?! Ведь ты был в маске мишки, танцевал с Машей. Помнишь?». Мальчик опустил глаза и подтвердил слова воспитателя.

2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

3. Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

 

4. Приведите примеры эмпатического понимания и конгруэнтности педагога в педагогическом общении.

Задания В.

5. Ознакомьтесь с фрагментом книги М.М. Скудиной «Записки воспитателя детского сада» и проанализируйте описанное в нем взаимодействие автора с одним из воспитанников и его родителями. Ответьте на вопросы:

1. Какие профессионально – педагогические умения (гностические, коммуникативные, организаторские, проективные) проявила воспитательница при решении проблемной ситуации?

2. Насколько, на ваш взгляд, адекватны использованные педагогом приемы воздействия на ребенка?

3. Что обеспечило эффективность общения педагога с родителями ребенка?

4. Предложите свои способы решения описанной ниже ситуации.

«…В прошлый понедельник Вадик пришел в детский сад невеселый, не отходил от меня все утро, потом неожиданно сказал:

– А мы не ходили вчера все вместе в парк гулять: папа с мамой не разговаривает.

– Тебе, наверное, это показалось. Расскажи мне, что ты сегодня видел по дороге в детский сад?

Попробовала я отвлечь внимание ребенка от невеселых мыслей. Он мне ничего не ответил, но больше не возобновлял разговора о ссоре родителей, и я вскоре забыла о нем.

Вечером, когда ребята разошлись, вижу, Вадик вновь сидит на ковре у своей постройки.

– Что же ты не достраиваешь свой дом?

Отвечает не сразу.

– Я хочу научиться строить дома из стекла, чтобы люди видели, что делается в доме и не обманывали друг друга. А, правда, в таком доме нельзя никого обидеть? Ведь кругом все видно?– говорит он быстро, горячо.

– Почему ты так волнуешься? Тебя кто-нибудь обманул или обидел?

– Нет, это папа говорит, что мама его обманула и очень обидела. Она пошла в кино с дядей Сережей. Ну что же здесь плохого? Я сказал папе, чтобы он позвал еще тетю Валю. И мы все вместе пошли бы в кино. А он говорит: «Отстань, ты ничего не понимаешь!» А потом еще толкнул маму, она упала на кровать и заплакала!

…Я не перебиваю Вадика и стараюсь его как – то успокоить:

– Ссорятся не только дети, но иногда и взрослые. Ведь ты же обиделся на Сему и не хотел с ним играть, когда он сделал только Феде бумажный самолетик? А потом все вы помирились. Так и папа с мамой – помирятся, и все будет хорошо!

Я вижу по лицу ребенка, что он верит мне: он улыбается; до следующей субботы, возможно, забудет о ссоре родителей.

… Я отправляю обоим родителям два совершенно одинаковых письма с пометкой на конвертах «получить лично». Содержание писем – точная копия только что рассказанной истории.

В понедельник утром в вестибюле появился Вадик в сопровождении обоих родителей. Отец помогал Вадику раздеться. Вдруг он говорит: «Ты не забудешь рассказать Марии Михайловне, как мы вчера втроем весело гуляли в парке?». И поклонившись мне, быстро вышел на улицу.

Вскоре подошла и мать, чтобы попрощаться с сыном. Она ничего не сказала, только, уходя, крепче обычного пожала мне руку».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 383.