Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными
Нравственная нечистоплотность
Рукоприкладство
Грубость
Беспринципность
Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания
Безответственность
Таблица №7–Содержание теоретической и практической готовности учителя (по В.А.Сластенину)
Теоретическая готовность учителя | |
Аналитические умения | 1.Анализировать педагог 1.Анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составные элементы 2.Осмысливать каждый э 2. Осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими 3.находить в педагогичес 3.Находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям 4.Правильно диагностировать педагогическое явление 5.Формулировать доминирующую педагогическую задачу соот 6.Находить оптимальные способы ее решения |
Прогностические уме- ния | 1.Связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя цели его деятельности в виде предвидимого результата 2.Постановка образовательных целей и задач 3.Отбор методов их достижения 4.Предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления 5.Эскизна проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса 6.Примерная оценка предполагаемых затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса 7.Планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса |
Проективные умения | 1.Осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса 2.Конкретизация полей обучения и воспитания 3.Обоснование способов их поэтапной реализации 4.Планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их интере- сов и потребностей, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно- деловых качеств 5.Определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса 6.Определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа педагогического процесса 7.Планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований 8.Отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании 9.Планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявле- ний в их поведении 10.Планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью |
Рефлексивные умения | 1.Имеют место при осуществлении педагогом контрольно- оценочной деятельности, направленной на себя 2.Контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами 3.Контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане 4.Контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий |
Практическая готовность учителя | |
1.Организаторские умения: а)Мобилизационные умения | 1.Привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению 2.Формирование у них потребности в знаниях 3.Формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности 4.Формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение проблемных ситуаций, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта 5.Разумное использование системы методов поощрения и наказания, создание атмосферы сопереживания и т.д. |
б)Информационные умения | 1.Связаны с методами получения и обработки учебной информации, умениями и навыками работы с печатными источниками и библиографирования, умениями добывать информацию из других источников и перрерабаты- вать е применительно к целям и задачам образовательного процесса 2.Доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета ,уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста 3.Логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания 4.Доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы 5.Эффективно использовать ТСО, ЭВТ и средства наглядности 6.Оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала 7.Оперативно изменять логику и способ изложения материала |
в)Развивающие умения | 1.Определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом 2.Создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств, воли учащихся 3.Стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений 4.Формирование и постановка вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний 5.Создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся |
г)Ориентационные умения | 1.Направлены на формирование морально-ценностных установок учащихся и их научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятель- ности 2.Организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности |
д)Коммуникативные умения | 1.Это взаимосвязанные группы перцептивных умений 2.Собственно умения общения 3.Умения и навыки педагогической техники |
е)Перцептивные умения | 1.Воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности 2.Глубоко проникать в личностную суть других людей 3.Устанавливать индивидуальное своеобразие человека 4.На основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека 5.Определять, к какому типу личности и темперамента относится человек 6.По незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям 7.находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом 8.Видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека |
2.Умения педагогического общения а)Осуществление коммуникативной атаки | 1.Речевой вариант 2.Пауза с активным внутренним общением 3.Двигательно- знаковый вариант |
б)Установление психологического контакта с классом | 1.Создание обстановки коллективного поиска, совместной творческой деятельности 2.Вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания |
в)Управление общением в в педагогическом про- цессе | 1.Организация совместной с учащимися творческой деятельности 2.Целенаправленное переживание общения через введение элементов беседы, риторических вопросов 3.Распределение внимания и поддержка его устойчивости 4.Выбор по отношению к классу отдельным учащимся наиболее подходящего способа поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта, приближал ученика к учителю 5.Анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях |
г)Установление эмо- циональной обратной связи в процессе обще- ния | 1.По поведению учащихся улавливать общий психологический настрой класса 2.Чувствовать в процессе общения изменение в эмоциональном состоянии учащихся, их готовность работать 3.Своевременновидеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности |
д)Педагогическая техника | 1.Выбрать правильный стиль и тон в обращении с учащимися 2.Управление вниманием учащихся 3.Чувство темпа 4.Развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, правильная мимика и жестикуляция) 5.Управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса 6.регулирование своего психического состояния 7.Владение техникой интонирования для выражения разных чувств 8.Образная передача информации |
Таблица № 8- Основные виды педагогической деятельности
П р е п о д а в а н и е | В ос п и т а т е л ь н а я р а б о т а |
Преподавание, осуществляемое в любой организационной форме, имеет жесткие временные ограничения, строго опреде- ленную цель и некоторый набор вариантов путей ее достиже- ния | Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в сроки, ограниченные временными рамками организаци- онной формы. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь по- следовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель |
Содержание обучения и логику преподавания можно жестко запрограммировать | Содержание воспитательной работы не допускает детального регламен- тирования. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами |
В преподавании планирование является неотъемлемой функ- цией процесса управления познавательной деятельностью учащихся | Планирование возможно лишь в самых общих чертах: отношение к об- ществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предме- там и явлениям окружающего мира, к самому себе |
Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно- количественных показа- телях | Выявление и прогнозирование результатов воспитательной деятельности в развивающейся личности весьма затруднено из-за наличия большого количества факторов, влияющих на воспитание ребенка и придающих воспитательной работе вероятностный характер |
Предполагает постоянную и немедленную обратную связь, Что определяет возможность эффективного управления про- Цессом учения | Из- за отдаленности результатов не имеет возможности образовать об- ратную связь в рамках ее организационных форм , следовательно, эф- фективно управлять процессом воспитания |
Критерием успешности учебной деятельности выступает уро- вень усвоения знаний и умений, овладения способами реше- ния познавательных практических задач, интенсивности прод- вижения в развитии | |
Важнейшим критерием эффективности преподавания являет- ся достижение заданной учебной цели | Важнейшим критерием успешного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляю- щиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности |
Таблица № 9 – Функции педагогической деятельности
Функция | Характеристика |
Диагностическая | Связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. |
Ориентационно- прогностическая | Выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конк- ретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить |
Конструктивно- проектировочная | Связана с предыдущей функцией. Обеспечивает отбор и организацию содержания учебной ин- формации, которая должна быть усвоена учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятель- ности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися |
Организаторская | Связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Функция реализуется через обор и структурирование информации в процессе сооб- щения ее учащихся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию соб- ственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащими- ся |
Информационно- объяснительная | Значение функции обусловлено тем, что все обучение и воспитание основано на информацион- ных процессах. Учитель выступает не только как организатор учебно- воспитательного про- цесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно- эстетической информа- ции. |
Коммуникативно- стимулирующая | Связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отно- шения и побуждать их своим примером к активной учебно- познавательной, трудовой и художественно- эстетической деятельности. Деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Функция предполагает установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими учителями, с администрацией школы. |
Аналитико- оценочная | Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выяв- ляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег, что помогает учителю поддерживать обратную связь в своей работе, вносить необходимые кор- рективы в учебно- воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и по- вышения педагогической эффективности. |
Исследовательско- творческая | 1 сторона: применение педагогической теории требует от учителя творчества. 2 сторона: осмысление и творческое развитие того нового, что выходит за рамки известной тео- рии и обогащает ее. |
Гностическая | Предусматривает изучение содержания и способов воздействия на других людей; возрастных и индивидуально- пихологических особенностей других людей; особенностей процесса и ре- зультатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Основывается на способно- сти человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки (самооценки). |
Раздел 4.
Задания и примерный перечень вопросов для межсессионного контроля знаний студентов дневного отделения по дисциплине
1 вариант
1.Раскройте связь педагогики с гуманитарными дисциплинами.
2.Перечислите 4 основных компонента учебной программы.
3.Верно ли, что школа палестра была школой борьбы или же это была школа для изучения философии и политики?
4.В чем сущность принципа природосообразности у разных педагогов?
5.Чем объясняется выбор учителем индивидуальной, групповой, фронтальной форм обучения?
6.Подчеркните те утверждения, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса: целенаправленность; многофакторность; уважение к личности; длительность; непрерывность; воспитание чувств; комплексность; экономичность; вариативность; двусторонний характер; содружество с семьей.
2 вариант
1.Что относится к задачам педагогической науки:
а. Воспитание;
б. Обнаружение закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
в. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
г. Внедрение результатов исследований в практику;
д. Образование школьников;
е. Прогнозирование развития образования.
2.Что представляет собой учебная программа, каковы ее функции?
3.Верно ли, что в Афинах считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, или же это было в Спарте?
4.В чем сущность общечеловеческого, естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо?
5.Как взаимосвязаны между собой методы и приемы процесса обучения?
6.В Российской педагогической энциклопедии указано, что цель воспитания в Средние века- передача опыта от поколения к поколению, подчинение личности сложившимся устоям общества. Как вы думаете, какие методы воспитания использовались в такой школе? Подчеркните верные утверждения: соревнование; этическая беседа; требование; диспут; внушение; разъяснение; наказание; приказание; поощрение.
3 вариант
1.Что определило развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный:
а. Прогресс науки и техники;
б. Забота родителей о счастье детей;
в. Биологический закон сохранения рода;
г. Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
д. Повышение роли воспитания в общественной жизни.
2.Какие особенности базисного учебного плана вы можете отметить? Какие тенденции в развитии содержания образования он отражает?
3. Верно ли, что школа грамматиста и кифариста были в Афинах, они были государственными и бесплатными, или же верно, что они были частными и платными и открыты в Риме?
4.Какой вклад внес А.Дистерверг в разработку теории и практики педагогического образования?
5.Подготовьте одну из авторских схем классификации методов обучения.
6.Какой вопрос: «что?», «как?», «кто?» в воспитательной работе является основополагающим? Объясните ответ.
4 вариант
1.Что такое педагогика: наука или искусство?
2.Назовите типы учебных планов.
3. Верно ли, что школа палестра была школой борьбы или же это была школа для изучения философии и политики?
4. Раскройте идеи античных философов на всестороннее гармоническое развитие личности.
5.Какими преимуществами обладает классно- урочная система обучения в сравнении с другими системами?
6.Дайте характеристику общим методам воспитания.
Раздел 5.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
для студентов дневной и заочной форм обучения
1.Педагогика как наука о воспитании. Понятие, предмет, объект, задачи, функции, методологические основы педагогики.
2.Методы педагогики.
3.Основные категории педагогики.
4.Понятийный аппарат педагогики.
5.Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
6.Педагогика древнейших цивилизаций.
7.Педагогические идеи периода раннего Христианства.
8.Педагогика эпохи средневековья.
9.Педагогика эпохи Возрождения.
10.Педагогика иезуитов.
11.Педагогика Нового времени.
12.Педагогика эпохи Просвещения.
13.Педагогика эпохи Реформации.
14.Педагогика Древней Руси.
15.Педагогика Новейшего времени.
16.Течения в русской педагогике 15- 18 вв.
17.Течения в русской педагогике к.19- н. 20 вв.
18.Современая педагогика.
19.Педагогические традиции.
20.Образование как социокультурный, социальный феномен, педагогический процесс.
21.Цели, структура, сущность образования.
22.Философия образования.
23.Концепции образования.
24.Модели образования.
25.Содержание образования: понятие, задачи, цели. Государственный образовательный стандарт.
26.Нормативные документы Государственного образовательного стандарта.
27.Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.
28. История Российского образования. Образовательная система России.
29.Гуманитаризация и гуманизация образования.
30.Педагогический процесс как система и целостное явление: понятие, компоненты, этапы.
31.Процесс обучения как целостное явление: понятие, сущность, содержание, структура, функции, факторы, задачи.
32.Дидактические системы и модели процесса обучения.
33.Структурные компоненты педагогической системы.
34.Виды обучения и их характеристика.
35.Метод обучения: понятия, исторический очерк, характеристика. Классификации методов обучения.
36.Метод, методический прием, методическое средство: понятие, отличие, виды.
37.Формы организации педагогического процесса.
38.Урок- основная форма организации педагогического процесса: понятия, функции, содержание, требования, триединая цель урока, задачи, результат урока.
39.Характеристика типов урока. Структура и этапы подготовки урока.
40.Типы анализов урока.
41.Содержание теоретической и практической готовности учителя.
42.Ппрофессионально- значимые качества личности учителя.
43.Профессиональные способности и умения учителя.
44.Возникновение и становление профессии учителя.
45.Профессиональная деятельность педагога. Особенности педагогической профессии. Гуманистическая направленность личности учителя.
46.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика.
47.Воспитание как педагогический и антропологический процесс.
48.Предмет, сущность, задачи, цели, структура воспитательного процесса.
49.Классификация видов воспитания.
50.Концепции воспитания.
51.Методы, способы процесса воспитания.
52.Семья как специфическая педагогическая система.
53.Содержание, функции семейного воспитания. Типы семей. Стили воспитания в семье.
54.Методы и способы семейного воспитания.
Раздел 6.
Примерные темы контрольных работ и рефератов по дисциплине для студентов заочной формы обучения
Темы рефератов:
1.Педагогические течения 20 века на Западе.
2.Педагогические течения 20 века в России.
3.Педагогика цивилизаций Востока.
4.Педагогические идеалы Ветхого Завета и Нового Завета.
5.Педоцентрическая революция в западной педагогике конца 19 – начала 20 века.
6.Формирование духовно – интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.
7.Католический и православный варианты христианской педагогики.
8.Народная педагогика на Руси и ее значение для развития теории и практики школьного обучения и воспитания.
9.Педагогическая мысль Византии.
10.Система дошкольного воспитания от Платона до Монтессори.
11.Ученые других специальностей о педагогике и ее месте в системе других наук.
12.Молитва, исповедь, покаяние, проповедь – педагогический инструментарий христианской педагогики.
13.Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики».
14.Гносеологические основы процесса обучения.
15.Метод обучения как многомерное явление.
16.Система и функции средств обучения в современной школе.
17.Урок- основная форма организации обучения (от средневековья и до наших дней).
18.Формы организации обучения в школе (от средневековья до наших дней).
19.Социальная сущность и системный характер воспитания.
20.Национальное своеобразие воспитания.
21.Базовые концепции воспитания.
22.Социальная ценность и гуманизм труда учителя.
23.Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
24.Педагогическая деятельность и ее структура.
25.Требования к личности учителя (по материалам нормативных и государственных документов).
Раздел 7.
7.1. Примерные варианты контрольных работ на межсессионный период
ВАРИАНТ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.