Ставит перед учениками проблемную
задачу в виде опыта, вопроса и пр.
Организует размышления учеников
над поставленной задачей
Предлагает доказать справедливость
выдвинутого варианта решения задачи
Если гипотеза учеников верна, то просит
сделать из нее выводы о приобретенных
новых знаниях
При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую
задачу или конкретизирует ее
Обобщает полученное учениками
решение задачи, поощряет успехи или
указывает на некоторые неточности, чтобы
совершенствовать процесс проблемных
рассуждений
Ставит вопросы в целях закрепления
новых знаний
Предлагает упражнения по применению знаний на практике вне стандартных ситуаций
П р о г р а м м и р о в а н н о е о б у ч е н и е
Воспринимает первую дозу материала
Осмысливает и понимает суть содержания
этой дозы
Отвечает на вопрос
Усваивает первую дозу материала
Выполняет задание на закрепление
Выполняет задание на применение
изученного
Таблица № 4 - Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)
Группа. Методы организации и осуществления учебно- познавательной
Деятельности
По источнику
передачи и
восприятия учебной
информации
По логике
передачи и
восприятия
учебной информа-
ции
По степени
самостоятельности
мышления
обучающихся
По характеру
управления
учебной работой
Нагляд .
Иллюст-
рация
Де-
монстра-
ция
Практ .
Лабора-
торные
опыты
Упражне-
ния
Учебно-
производ-
ственный
труд
Индук-
тивные
Дедук
тивные
Продуктив -
ные :
Проблемные
Проблемно-
поиско-
вые
Эвристичес-
кие
Работа
под
руко-
водст-
вом
учите-
ля
Самостоя -
Тельная
Работа
учащихся:
Работа с
книгой
Письмен-
ные задания
Лаборатор-
ная работа
Работа в
мастерских
Группа. Методы стимулирования и мотивации
учебно -познавательной деятельности
Стимулирование интереса к учению
Стимулирование долга и ответственности
Познаватель-
Ные игры
Учебные
дискуссии
Создание
Ситуации
занима-
тель-
ности
Создание
Ситуаций
успеха
Убежде-
ние
Предъяв-
ление
требова
ний
Упражне-
ния в
выполне-
нии
требова-
ний
Поощре-
ние и
порица-
ние
Группа. Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и
самоконтроля
Методы письменного
контроля и самоконтроля
Методы лабораторно-
практического
контроля и самоконтроля
Устный опрос:
Индивидуальный опрос
Фронтальный
опрос
Программирова-
Нный опрос
Устный
Самоконт -
роль:
Устные
зачеты и
экзамены
Письменный
опрос:
Индивидуаль-
ный опрос
Фронтальный
опрос
Программи-
рованный
опрос
Письменный
Самоконт -
роль:
Письменные
зачеты и
экзамены
Конт-
рольно-
лабораторные
работы
Машин-
ный
контроль
Таблица №5 – Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1.Объяснительно- иллюстративный (информаци- онно - рецептивный) метод Основное назначение метода- организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Этот метод один из наиболее экономных способов передач обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. | Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, пособия и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонст-рацию опытов и т.д. | Деятельность обучаемых заключа- ется в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой инфор- мации. |
2.Репродуктивный метод Основное назначение метода- формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения | Деятельность обучаемых заключа- ется в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3.Проблемный метод основное назначение- раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения | Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, Формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. | Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4.Частично- поисковый (эвристический) метод Основное назначение метода- постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем | Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы | Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5.Исследовательский метод основное содержание метода- обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода- обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. | Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.