Сущность педагогического труда:
1.Объект и предмет- человек;
2.Цель- воспитание личности
3.Средства- знания, умения, навыки, чувства, воля, тексты учебников;
4.Способы- объяснение, показ, совместная работа, практика и др.;
5.Итог: человек, овладевший суммой культуры;
6.Продукт- человек, способный к самовыражению;
7.Структура: конструктивная деятельность; организаторская деятельность; коммуникативная деятельность.
Педагогическая деятельность- особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития.
Виды педагогической деятельности:
1.Воспитательная работа- педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности
2.Преподавание- это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Профессионально- значимые качества личности педагога (ПЗЛК)- это характеристики интеллектуальной и эмоционально- волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессионально- педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога. К ним относятся: доминантные, периферийные, негативные качества.
Теоретическая готовность учителя: это умение педагогически мыслить. Относятся аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.
Практическая готовность учителя: выражается во внешних (предметных) умениях. Относятся организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные) и коммуникативные умения.
Функции педагогической деятельности:
1.Диагностическая- изучение учащихся и установление уровня их развития, воспитанности;
2.Ориентационно- прогностическая- умение учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты;
3.Конструктивно- проектировочная- подразумевает проектирование деятельности учащихся и своей деятельности;
4.Организаторская- связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности;
5.Информационно- объяснительная- основана на информационных процессах;
6.Коммуникативно- стимулирующая- связана с нравственной культурой, личным обаянием педагога, умением устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с учащимися;
7.Аналитико- оценочная- анализ хода обучения и воспитания, сравнение результата теми целями и задачами ,которые намечались педагогом, поддержка обратной связи;
8.Исследовательско- творческая;
9.Гностическая (исследовательская)- основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека, связана с потребностью педагога в самообразовании.
Педагогические умения- совокупность самых различных действий учителя ,которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально- психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно- профессиональной компетенции. Группы умений:
1 группа- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; умение ориентироваться на ученика как на активного соучастника учебно- воспитательного процесса; гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации и др.;
2 группа- «чему учить», «кого учить», «как учить»;
3 группа- умение использовать психолог- педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль; умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.;
4 группа- создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению;
5 группа- приемы, способствующие достижению высоких уровней общения;
6 группа- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; развивать и реализовать свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональными состояниями др.;
7 группа- умение осознавать перспективу своего профессионального развития; определять особенности своего стиля; устранять слабые стороны, использовать компенсаторные звенья своих способностей; быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому уровню;
8 группа- умение определять характеристики знаний учащихся в начале и конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и конце учебного года; умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию;
9 группа- оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости учащихся; умение учителя увидеть личность ученика в целом; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений учащихся [2, 11-25, 55-63, 91-134; 4, 5-56].
Раздел 2.
Самостоятельная работа студентов дневного и заочного отделения
2.1.Обоснование и выбор форм самостоятельной внеаудиторной работы
Цель самостоятельной внеаудиторной работы по учебному курсу:
-закрепление и углубление знаний по курсу «Педагогика»;
-приобретение и развитие навыков самостоятельного умственного труда;
-воспитание сознательной дисциплины студентов;
-формирование умения планировать, дозировать и организовывать свою работу.
1.Конспектирование статей в форме двухчастного дневника по темам: «Педагогика как наука», «Система образования»
Задачи:
1.Закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях;
2.Формирование умений работать с научно- педагогической литературой и отбирать основное содержание;
3.Формирование умения сопровождать записи своими комментариями, схемами, таблицами.
2.Конспектирование глав из учебных пособий в форме двухчастного дневника В.А. Сластенина «Педагогика», П.И.Пидкасистого «Педагогика», И.П.Подласого «Педагогика»
Задачи:
1.Закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях;
2.Формирование умений работать с научно- педагогической литературой и отбирать основное содержание;
3.Формирование умения сопровождать записи своими комментариями, схемами, таблицами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.