Тема 6. «Педагогическая деятельность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность педагогического труда:

1.Объект и предмет- человек;

2.Цель- воспитание личности

3.Средства- знания, умения, навыки, чувства, воля, тексты учебников;

4.Способы- объяснение, показ, совместная работа, практика и др.;

5.Итог: человек, овладевший суммой культуры;

6.Продукт- человек, способный к самовыражению;

7.Структура: конструктивная деятельность; организаторская деятельность; коммуникативная деятельность.

Педагогическая деятельность- особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития.

Виды педагогической деятельности:

1.Воспитательная работа- педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности

2.Преподавание- это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Профессионально- значимые качества личности педагога (ПЗЛК)- это характеристики интеллектуальной и эмоционально- волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессионально- педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога. К ним относятся: доминантные, периферийные, негативные качества.

Теоретическая готовность учителя: это умение педагогически мыслить. Относятся аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

Практическая готовность учителя: выражается во внешних (предметных) умениях. Относятся организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные) и коммуникативные умения.

Функции педагогической деятельности:

1.Диагностическая- изучение учащихся и установление уровня их развития, воспитанности;

2.Ориентационно- прогностическая- умение учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты;

3.Конструктивно- проектировочная- подразумевает проектирование деятельности учащихся и своей деятельности;

4.Организаторская- связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности;

5.Информационно- объяснительная- основана на информационных процессах;

6.Коммуникативно- стимулирующая- связана с нравственной культурой, личным обаянием педагога, умением устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с учащимися;

7.Аналитико- оценочная- анализ хода обучения и воспитания, сравнение результата теми целями и задачами ,которые намечались педагогом, поддержка обратной связи;

8.Исследовательско- творческая;

9.Гностическая (исследовательская)- основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека, связана с потребностью педагога в самообразовании.

Педагогические умения- совокупность самых различных действий учителя ,которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально- психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно- профессиональной компетенции. Группы умений:

1 группа- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; умение ориентироваться на ученика как на активного соучастника учебно- воспитательного процесса; гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации и др.;

2 группа- «чему учить», «кого учить», «как учить»;

3 группа- умение использовать психолог- педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль; умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.;

4 группа- создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению;

5 группа- приемы, способствующие достижению высоких уровней общения;

6 группа- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; развивать и реализовать свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональными состояниями др.;

7 группа- умение осознавать перспективу своего профессионального развития; определять особенности своего стиля; устранять слабые стороны, использовать компенсаторные звенья своих способностей; быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому уровню;

8 группа- умение определять характеристики знаний учащихся в начале и конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и конце учебного года; умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию;

9 группа- оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости учащихся; умение учителя увидеть личность ученика в целом; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений учащихся [2, 11-25, 55-63, 91-134; 4, 5-56].

 

Раздел 2.

Самостоятельная работа студентов дневного и заочного отделения

2.1.Обоснование и выбор форм самостоятельной внеаудиторной работы

Цель самостоятельной внеаудиторной работы по учебному курсу:

-закрепление и углубление знаний по курсу «Педагогика»;

-приобретение и развитие навыков самостоятельного умственного труда;

-воспитание сознательной дисциплины студентов;

-формирование умения планировать, дозировать и организовывать свою работу.

 

1.Конспектирование статей в форме двухчастного дневника по темам: «Педагогика как наука», «Система образования»

Задачи:

1.Закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях;

2.Формирование умений работать с научно- педагогической литературой и отбирать основное содержание;

3.Формирование умения сопровождать записи своими комментариями, схемами, таблицами.

 

2.Конспектирование глав из учебных пособий в форме двухчастного дневника В.А. Сластенина «Педагогика», П.И.Пидкасистого «Педагогика», И.П.Подласого «Педагогика»

Задачи:

1.Закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях;

2.Формирование умений работать с научно- педагогической литературой и отбирать основное содержание;

3.Формирование умения сопровождать записи своими комментариями, схемами, таблицами.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.