Цель воспитания – то, к чему стремится воспитание, на достижение чего направлены усилия, это система решаемых воспитанием задач. В широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.
Общая цель – качества, которые должны быть сформированы у всех людей.
Индивидуальная цель – воспитание определенного человека.
Уровни воспитательного воздействия: социетарный, институциональный, социально – психологический, межличностный, интраперсональный.
Классификация видов воспитания:
1.Обобщенная классификация (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание).
2.По различным направлениям воспитательной работы в образовательном учреждении (гражданское, политическое, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание).
3.По институциональному признаку (семейное, школьное, религиозное, внешкольное, по месту жительства, в специализированных образовательных учреждениях).
4.По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (авторитарное, демократическое, либеральное, свободное).
5.По философской концепции (прагматическое, аксиологическое, индивидуалистическое, коллективистское).
Задачи воспитания:
1.Умственное воспитание – развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Задачи - развитие силы воли, мышления, памяти, формирование интеллектуального труда, развитие личностных качеств.
Средства – беседы, олимпиады, викторины, упражнения.
2.Нравственное воспитание – этические требования общества.
Задачи – накопление знаний, опыта о правилах общественного поведения, развитие внимательного и заботливого отношения к людям, чувство долга, трудолюбия.
Средства – убеждение, личный пример, совет, пожелание, положительная оценка, общественное порицание, отсроченное наказание.
3.Трудовое воспитание – развитие и подготовка творческого, ответственного отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта.
Средства – совместный труд, поощрение, соревнования, дежурства, поручения, обязанности, участие в общественно- полезном труде.
4.Эстетическое воспитание – развитие эстетического отношения к действительности.
Цель – развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного, привнесение прекрасного в жизнь, быт, профессиональную деятельность.
Средства – искусство, фольклор, лекции, беседы, вечера ,посещение музеев, выставок, стилистика, дизайн.
5.Физическое воспитание- правильное физическое развитие.
Цель – тренировка двигательных навыков, процедуры закаливания, воспитание силы воли, повышение работоспособности.
Средства – упражнения, режим, профилактика заболеваний.
6.Гражданское воспитание – формирование ответственного отношения к семье, людям, стране.
Средства – соблюдение законов, выполнение профессиональных обязанностей.
7.Экономическое воспитание- развитие экономического мышления, формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости, накопление знаний системы хозяйственности, системы налогооблажения.
Средства – бережное отношение к природе, принятие участия в ее сохранении.
8.Правовое воспитание – знание своих прав, ответственность за их несоблюдение, уважительное отношение к законам.
Средства – беседы, знакомство с законодательством.
Способы воспитательного воздействия:
Методы: требование (прямое, косвенное), приучение, пример, поощрение, наказание.
Приемы – конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.
Средства – используются для решения воспитательных задач.
Методика – комплекс методов и приемов.
Технология – система методов, приемов.
Семья как специфическая педагогическая система. Семейное воспитание – воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Воспитательные функции семьи:
1.Социализация личности ребенка;
2.Формирование личностных качеств;
3.Преемственность традиций;
4.Влияние на выбор профессии.
Причины неудовлетворительного воспитания в семье: невысокий экономический уровень, низкая культура общественной жизни, двойная нагрузка на женщину, высокий процент разводов, обострение конфликтов между поколениями, увеличение разрыва между семьей и школой.
Стили воспитания в семье: авторитарный, либеральный, демократический.
Типы семей:
1.Семьи, уважающие детей – детей любят, уважают их мнение, взаимная потребность в общении, откровенность, взаимное доверие.
2.Отзывчивые семьи – дистанция между родителями и детьми, дети послушны, но не имеют своего мнения, эмоциональная «глухота» взрослых, отчуждение.
3.Материально – ориентированные семьи – дети – прагматики, отсутствие духовной связи, отношения развиваются непредсказуемо.
4.Враждебные семьи – неуважение к детям, слежка, телесные наказания, дети скрытны, недружелюбны, уход из семьи.
5.Антисоциальные семьи – конфликтность, нетерпимость к детям, дети растут вспыльчивыми, скрытными.
Содержание воспитания в семье:
Физическое воспитание – здоровый образ жизни.
Интеллектуальное воспитание – развитие работоспособности, познавательных способностей, формирование потребностей в знаниях.
Нравственное воспитание – воспитание моральных ценностей.
Эстетическое воспитание – формирование представлений о прекрасном.
Трудовое воспитание – основа будущей жизни.
Методы воспитания в семье: убеждение, личный пример, поощрение, наказание, воспитывающие ситуации, родительский авторитет.
Средства воспитания: слово, фольклор, труд, учение, игры и игрушки, музей [3, 443-577].
Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.