Психологический анализ урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для анализа:

-Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии);

-Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания;

-Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически- смысловая, произвольная, непроизвольная, зрительная, слуховая); организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранение, воспроизведение;

-Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций; использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование; создание условий для формирования творческого мышления;

-Развитие воображения учащихся через образную подачу материала;

-Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками;

-Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет на мыслительную деятельность;

-Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом;

-Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

 

Общие выводы по уроку

-Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность;

-Недостатки урока, причины, конкретные предложения по их устранению;

-Рекомендации учителю на основе выводов и предложений.

 

Форма плана- конспекта урока

1. Урок по…

2. В … классе

3. Школы № …

4. Город …

5. Тема урока

6. Дата проведения урока

7. Цель урока

8. Задачи урока:

-образовательная

-развивающая

-воспитывающая

9. Главная проблема урока:

10. Основные образовательные объекты:

-оборудование

-план урока

11. Ход урока (подробный конспект):

-этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам;

-формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока;

-предполагаемые результаты выполнения этих заданий;

-ссылки на материала по теме урока;

-рисунки, задачи, схемы, таблицы, вид школьной доски;

-задание ученикам по рефлексии их деятельности;

-формы контроля и оценки результатов урока;

-задания на дом;

-список использованной литературы.

 

3.Работа с письменным самостоятельным материалом №8 по вариантам

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.(Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). – Ростов – на- Дону, 1972.

2. Анализ эффективности современного урока // Народное образование. – 1979. - № 9.

3. Волков Е. Завуч идет на урок // Учительская газета, 18 сентября 1982.

4. Гвишиани Д.М. Диалектика, системность, глобальное моделирование // Вопросы философии. – 1983. - № 5.

5. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. – Воронеж, 1981.

6. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1989.

7. Зиновьев А.А. К определению понятия связи // Вопросы философии. – 1960. № 8.

8. Иванов С.В. Типы и структура урока. – Воронеж, 1952.

9. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. – М.,1980.

10. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. – М., 1976.

11. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.

12. Урок начинается с улыбки // Учительская газета, 12 сентября 1981.

13. Учительская газета, 1 июня 1993.

14. Учительская газета, 3 августа 1993.

15. Фоменко В.Г. Методика посещения и анализа урока. – Ростов – на – Дону, 1974.

16. Фоменко В.Г. Основы анализа урока. – Ростов – на – Дону, 1979.

17. Ханюков А. Методика посещения и анализа урока // народное образование. – 1971. - № 4.

18. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Избр. пед. соч. Т.2. – М., 1980.

19. Шехтер М. Цели посещения урока // Народное образование. – 1974. - № 1.

20. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.

21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М, 1979.

 

Семинар № 3

Тема 3: «Процесс обучения»

Цель: Сформировать знания и умения к определению, возможностям, анализу методов, приемов и средств обучения.

Задачи:

1.Формирование умения выделять, анализировать и сопоставлять определения, применение методов, приемов и средств обучения; соотносить применение методов и приемов обучения с возрастными особенностями учеников.

2.Формирование знаний о возможностях конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

3.Заложить навыки общепедагоческих умений и собственной педагогической позиции, основанной на научной педагогической теории.

План:

1.Вопросы к устному опросу:

а. Определение метода обучения;

б. Развитие методов обучения в историческом аспекте;

в. Дидактические основы методов обучения (по И.Я.Лернеру);

г. Основные критерии выбора методов обучения;

д. Функции методов обучения.

е. Метод обучения – средства обучения – прием обучения, методическое средство и методический прием: структура, сравнительная характеристика, условия выбора и основные требования к их применению;

ж. Характеристика различных типов методов обучения.

з. Характеристика форм организации обучения в истории образования: индивидуальная, фронтальная, групповая, внеурочная формы организации обучения.

2.Работа с письменным самостоятельным материалом № 9-15.

 

3. Заполнить таблицу «Методы обучения»:

Метод обучения Ф Функции учителя Ф Функции ученика Средства обучения У Условия У успешного В выполнения
         

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М., 1982.

2. Дьяченко В.К. Методические рекомендации по организации коллективных, групповых, индивидуальных учебных занятий в общеобразовательной школе. – Гомель, 1983.

3. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1989.

4. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М., 1976.

5. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1971 и М.,1980.

 

Семинар № 4

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.