Тема 1. «Педагогика как наука»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие основы педагогики. Педагогика (от греч. «пайдос»- дитя и «аго»- вести) – это наука, изучающая особую деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Это наука о воспитании человека.

Предмет педагогики- способ видения объекта с позиций науки педагогики.

Объект педагогики- система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Задачи педагогики:

Научные задачи педагогики:

1.Проведение исследований;

2.Выявление объективных закономерностей образовательного процесса;

3.Разработка нового содержания образования и соответствующих методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием;

4.Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

5.Осознание наукой самой себя.

Практические задачи педагогики:

1.Создание библиотек электронных учебников;

2.Разработка стандартов педагогического профессионализма;

3.Выявление факторов выбора школьниками профессии.

Функции педагогики обусловлены ее предметом. Различают 2 функции педагогики:

1-я функция- теоретическая, отвечающая за изучение передового педагогического опыта, выявление причин, обеспечивающих успешность педагогической деятельности и проведение педагогического эксперимента.

2-я функция – технологическая, обеспечивающая разработку методических материалов, внедрение достижений педагогической науки в практику, предполагает оценку и коррекцию практики обучения.

На формирование педагогики как науки большое влияние оказал многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в традициях, обычаях людей. Во- вторых, философские , педагогические, психологические труды. В – третьих, мировая и отечественная практика воспитания. В – четвертых, опыт педагогов новаторов.

В период становления педагогики как науки были определены фундаментальные категории: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко использует междунаучные понятия: формирование, развитие. Эти категории тесно взаимосвязаны между собой.

В понятийном аппарате выделяют центральное понятие «педагогический процесс». Оно обозначает весь комплекс явлений, который изучается педагогикой и выражает сущность этих явлений. Следующее понятие – «педагогическое взаимодействие». Изучает преднамеренный контакт педагога и учащихся, результатом которого является изменение в их поведении. Третье понятие – «педагогическая деятельность». Это особый вид социальной деятельности, направленной на реализацию целей образования. Четвертое понятие- «педагогическая технология»- взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением совокупности методов воспитания и обучения. Пятое понятие – «педагогическая задача» – это педагогическая ситуация воспитания и обучения, которая характеризуется взаимодействием педагогов и учеников.

В соответствии с главными видами образовательной деятельности- воспитанием и обучением – выделяют науки, составляющие систему педагогических наук. Систему педагогических наук составляют: общая педагогика, дидактика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика (она распадается сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию), методики преподавания различных дисциплин, профессиональная педагогика, социальная педагогика, производственная педагогика, лечебная педагогика, исправительно- трудовая педагогика.

В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками. В числе первых сложились связи педагогики с философией:

1.Философия воспитания- использует в воспитательной практике идеи различных философских систем;

2.Философия образования – теория познания, позволяющая определить закономерности учебно – познавательной деятельности, механизмы управления ею;

3.Методология – разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.

Связь педагогики с психологией:

1. Общность методов исследования;

2. Общность предмета исследования наук.

Педагогика тесно связана с биологией, антропологией, социологией, политологией, экономическими науками, историей, литературой, географией, экологией, археологией.

Методология- учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности. Виды:

1.Дескриптивная методология- служит ориентиром в процессе исследования;

2.Прескриптивная методология- направлена на регуляцию деятельности.

Уровни методологического познания: философский, общенаучная методология, конкретно- научная методология и технологическая методология.

Теории:

1.Экзистенциализм (Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю, П.Тиллих). Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, утерю своеобразия. Выход они видят в том ,что индивид должен творить себя сам. Поэтому цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Они выступали против программ и учебников в школах. Ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности. Учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. Ведущую роль играет не разум, а чувства, вера. Теория выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

2.Неотомизм (Ф, Аквинский, Ж.Маритен и др.).Мир для раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир- мир «низшего ранга», «он мертв», его изучением занимается наука. Но наука оказывается не способной раскрыть сущность мира, т.к. она определена Богом. Высшая истина постигается только «сверхразумом». Они доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения. Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности. Вся система обучения и воспитания должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу. 

3.Позитивизм (19-20 вв.). Характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Признают наукой лишь математику и естествознание.

4.Неопозитивизм (Дж. Конант и др.). Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Приоритет отдается методам познания, а не его содержанию: «главное не знания, а методы приобретения».

5.Прагматизм (Д.Дьюи, А.Маслоу, Э.Келли и др.). Познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Д.Дьюи критиковал старую школу, выдвинул ряд принципов обучения. Объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Представители прагматизма утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими- нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель.

6.Диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс). Это философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Считали, что материя первична, а сознание вторично. Оно возникает в результате развития материи и является его продуктом. Диалектико- материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер [4, 72-105].

Метод – это способ изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Классификация методов педагогических исследований:

1 группа – традиционно – педагогические методы (наблюдение, эксперимент, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседа, педагогическое тестирование);

2 группа- изучение коллективных явлений (интервью, анкетирование, социометрический метод);

3 группа – коллективные методы (статистический метод, моделирование) [5].

История педагогики уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Первопричина возникновения педагогики как науки – потребность жизни, потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных воспитательно- образовательных учреждений для подготовке подрастающего поколения к жизни. Этапы развития педагогики как науки:

1 этап – Древний мир – Китай, Индия, Египет, Греция. Теоретиками педагогики были Сократ, Платон, Аристотель, Марк Квинтилиан.

2 этап – Средневековье – догматическое обучение. Философы Августин, Аквинат.

3 этап – Эпоха Возрождения – Философы Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

4 этап – 17 век- выделение педагогики в самостоятельную науку связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Однако, педагогика оставалась связанной с философией.

5 этап – 18 век – вклад французских материалистов Д.Дидро, К.Гельвеция, Ж.Ж.Руссо.

6 этап – 19 век – творчество педагогов И.Песталоцци, И.Гербарта, Ф.Дистерверга. особый вклад внесли русские мыслители, философы и писатели В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой. Мировую славу русской педагогике принес К.Д.Ушинский.

7 этап – к. 19 – н.20 веков. Интенсивные исследования педагогических проблем. Представители Д.Дьюи, Э.Торндайк, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

8 этап – 20в. – педагоги – новаторы [2,11-19; 3, 6-40].

 

Тема 2. «Система образования»

Образование как социальный, социокультурный феномен, педагогический процесс. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей (социокультурный феномен).

Социокультурные функции:

1.Вхождение человека в мир культур и науки.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.