3.Формирование общественной и духовной жизни человека.
4.Трансляция образцов человеческой деятельности.
Образование – неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех индивидов (социальный феномен).
Социальные функции:
1.Обучение и воспитание;
2.Овладение знаниями, умениями, навыками;
3.Овладение ценностями, нормами поведения.
Образование – это процесс взаимодействия обучения и воспитания, деятельности педагога и обучаемого (как педагогический процесс).
Цель образования: становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.
Образовательная система – это комплекс институтов образования. Основной тип института образования – образовательное учреждение.
Типы образовательных учреждений:
1.Дошкольное образовательное учреждение. Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, недостатков развития.
2.Средняя общеобразовательная школа. 3 ступени: начальная школа, цель – приобретение необходимых умений и навыков учебной деятельности, овладение культурой речи; основная школа, цель – развитие личности учащегося, усвоение основ наук, формирование научного мировоззрения; средняя школа, цель – завершение общеобразовательной подготовки, глубокая дифференциация знаний.
3.Профессиональные образовательные учреждения. 4 ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование;
4.Дополнительное образование.
Система образования строится на основе определенной модели образования. В современной педагогике выделяют 5 моделей образования:
1.Модель образования как государственно- ведомственная организация: жесткое централизованное определение целей, содержания образования, учебных дисциплин. Подчинение и контроль административных органов.
2.Традиционная модель образования: формирование базовых знаний, умений, навыков, передача молодому поколению элементов человеческой культуры.
3.Рационалистическая модель образования: усвоение знаний, умений, навыков, практическое приспособление молодого поколения к обществу, приобретение учащимися «адаптивного репертуара», необходимого для жизнеустройства.
4.Феноменологическая модель образования: создание условий для развития каждого ученика в соответствии с индивидуально – психологическими особенностями, предоставление свободы выбора и условий реализации природных потенциалов.
5.Неиституциональная модель образования: образование с помощью интернета, дистанционного обучения.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования – это переход к государственно- общественному управлению образования. Управление образованием проводят государственную политику путем соблюдения государственного образовательного стандарта. Государственный образовательный стандарт – это обязательный минимум содержания образовательных программ, минимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Стандарт (от англ. «норма, образец») – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал, учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
3 компонента государственного стандарта среднего образования:
1.Федеральный компонент – нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России.
2.Национально – региональный – относятся к компетенции регионов, учреждений образования.
3.Школьный компонент – специфика и направленность отдельного образовательного учреждения.
Принципы отбора содержания образования:
1.Соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, общества.
2.Гуманитаризация содержания образования.
3.Фундаментализация содержания образования.
4.Структурное единство содержания образования.
Уровни формирования содержания образования:
1.Общее теоретическое представление;
2.Учебный предмет;
3.Учебный материал.
Нормативные документы образования:
- учебный план (базисный, типовой, средней школы), учебная программа (типовая, рабочая учебная программа, авторская), учебная литература [4,77-87,120-139-154; 3, 230-250].
Гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизм (от греч. человечный, человеческий) – признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность образования означает , что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка и отвечает основным задачам личностно- ориентированной педагогики. Ее цель: оказать содействие ребенку в определении отношения к самому себе, другим людям и окружающему миру [2,44].
Гуманитаризация образования – значительное увеличение времени, отводимого учебным планом на традиционные и на новые для высшей школы дисциплины гуманитарного цикла. Цель- приобщение к культуре человеческих ценностей обучаемого и самого педагога, возрождение интеллигентного учителя.
Направления: философское, социально- политическое, экономическое, историческое, юридическое, филологическое, культурологическое, педагогическое, психологическое.
Теоретические проблемы гуманитаризации: отсутствие программ, методик, учебных планов для новых учебных предметов; корректировка традиционных учебных предметов.
Практические проблемы гуманитаризации: неподготовленность большинства учителей к работе в новой учебной парадигме; недостаточная социальная зрелость и психологическая готовность детей для полноценного восприятия гуманитарного содержания [6, 159-169].
Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.