1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщение (изучение) новых знаний. Содержанием урока является новый, неизвестный учащимся материал. Включает в себя: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний, этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
2.Урок закрепления знаний. Это вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Включает в себя: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний, этап закрепления знаний, этап информации учащихся о домашнем задании.
3.Урок повторения ( или урок выработки и закрепления умений и навыков). Усвоение материала на нескольких уроках с предварительной проверкой ранее усвоенного материала. Включает в себя: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний, этап повторения, этап информации учащихся о домашнем задании.
4.Урок систематизации и обобщения изученного материала (или обобщающий урок). Систематизируются и воспроизводятся вопросы из ранее пройденного материала, раскрываются важнейшие идеи курса. Проводятся в конце изучения разделов, курсов, тем. Включает в себя: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний, этап обобщения и систематизации изученного, этап информации учащихся о домашнем задании.
5.Урок проверки и оценки знаний, умений, навыков (контрольный урок). Выявляется уровень обученности в определенной области. Включает в себя: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний, этап всесторонней проверки знаний, этап информации учащихся о домашнем задании.
6.Комбинированный урок (смешанный). Комбинирование элементов урока.
Виды работы на уроке:
1.Фронтальная работа -учебно – познавательная деятельность всего класса, одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи.
2.Индивидуальная работа- используется в случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников, самостоятельное выполнение учащимися одинаковых заданий.
3.Групповая работа- организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Виды: звеньевая, бригадная, кооперативно – групповая, дифференцированно – групповая.
4.Коллективная работа- ученический коллектив обучает каждого ученика в классе, и в то же время каждый ученик принимает активное участие в обучении других учащихся класса.
Подготовка к уроку включает в себя 3 этапа:
1.Диагностика – изучение возможностей учащихся, их интересов, возможностей, контроль и коррекция знаний, характер учебного материала.
2.Прогнозирование – определяется показатель эффективности урока.
3.Планирование – создание программы.
Виды анализа урока:
1.Краткий анализ- дается сразу после урока и не является окончательным. Анализирующий дает оценку выполнению поставленной цели и задач урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.
2.Структурный анализ- является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока. Выделяет этапы урока.
3.Аспектный анализ- осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.
4.Полный анализ- это система аспектных анализов.
5.Комплексный анализ- это анализ 3-4 уроков одновременно. Дается оценка логической последовательности в содержании, формах и методах работы [4, 281287; 1, 8,55-88].
Тема 4. «Процесс обучения»
Дает ответы на вопросы: чему учить, как учить.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Это специфический процесс познания, управляемый педагогом. Это двусторонний процесс.
Функции обучения:
1.Образовательная – расширение объема научных знаний, умений, навыков и использование их на практике.
2.Воспитательная – формирование отношений, специальная организация общения учителя и учащегося.
3.Развивающая – усложнение знаний, ориентация на развитие личности как целостной психологической системы.
Теории обучения:
1.Теория бихевиоризма- Д.Уотсон, Э.Торндайк считают, что учение- это приобретение организмом новых форм поведения. Организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию. Индивид является пассивным элементом Деятельность обучающегося сводится к механическому выполнению конкретных операций.
2.Гештальтпихология- согласно концепции М.Верхаймера, В.Келера, К.Коффки, К.Левина, деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении.
3.Ассоциативная теория- оформилась в 17 в. Ее методологические основания были разработаны Д.Локком, окончательно оформилась в системе Я.А.Коменского. Теория лежит в основе объяснительно- иллюстративного обучения. Основные принципы теории: механизмом любого акта учения является ассоциация; всякое обучение своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями- основная задача учебной деятельности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы, так как обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; основной метод обучения- упражнение.
4.Материалистическая теория- отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Само познание без его развития- ничто, в познании выражена взаимосвязь процессов, элементов внутри единого целого. Согласно учения Ф.Бэкона, познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом, т.е. всякое познание должно начинаться чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением. Теория обучения Я.А.Коменского прдопределила «золотое правило» дидактики: если какие- либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами.
5.Прагматическая теория- связывают с именем американского педагога Д.Дьюи. Он предполагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Д.Дьюи отвергал постоянную программу с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта ребенка. В.Лай особое значение придавал «выражению», понимая под этим разнообразную деятельность детей на основе знаний: сочинения, рисунки, театр, практические работы («педагогика действия»). Д.Брунер считал, что учащиеся должны приобретать знания и познавать мир через собственные открытия в системе целенаправленного и управляемого процесса обучения со стороны учителя. Учение- это процесс создания учащимися собственного «культурного опыта», обусловленного культурно- историческим контекстом.
6.Когнитивизм- согласно швейцарскому психологу Ж.Пиаже, учащийся, в процессе обучения, овладевает структурированной информацией, выполняет формально- логические операции. Его деятельность полностью детерминирована возрастными стадиями умственно- познавательного развития.
7.Деятельностная теория- согласно А.Н.Леонтьеву, С.Л.Рубинштейну, ученик в процессе обучения выполняет конкретные, формально- логические и творческие операции, предусмотренные запрограммированной и полностью социально детерминированной деятельностью. У обучающегося высока степень осмысления учения. Представители гуманистической психологии К.Роджерс и А.Маслоу понимают учение как деятельность как собой самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности. Обучение воспринимается и трактуется как самостоятельная деятельность обучающегося, использование личного опыта в решении учебных и творческих задач и сохранения за ним свободы выбора форм деятельности.
8.Теория учебной деятельности- исходит из учения Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития. Обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. Учебная деятельность должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. У учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.
9.Теория поэтапного формирования умственных действий- разработана П.Я.Гальпериным, развивается Н.Ф.Талызиной. В основном касается процесса усвоения знаний. Усвоение определяется созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий, тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. Этапы: предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия во внутренней речи; переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией.
Виды обучения:
1.Метод сократической беседы – отыскание пути истины путем постановки риторических вопросов;
2.Догматическое обучение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности; характерно механическое заучивание, воспроизведение;
3.Объяснительно – иллюстративное обучение – пассивно- созерцательное обучение, широкое привлечение в учебный процесс наглядности, водится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли, усвоили и, в дальнейшем, его воспроизвели;
4.Самостоятельное добывание знаний – заключается в постановке проблемы учителем, указании литературы, указании сроков выполнения задания, самостоятельном поиске ответов на поставленные проблемы и вопросы путем чтения книг, постановке лабораторных работ, выполнении практических заданий. Затем учитель осуществлял проверку выполненных заданий учителем, обобщал полученные знания и становил новые проблемы и вопросы учащимся;
5.Программированное обучение – особый вид самостоятельного добывания знаний, который заключается в подаче информации порциями, установке проверочного задания для контроля каждой порции информации, предъявлении ответа для самоконтроля;
6.Проблемное обучение –ее методологические основания были разработаны А.М.Матюшкиным, М.И.Махмутовым и др. Обучение опирается на понятия «задача» и «действие». Проблемная ситуация- это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у них знаний.
7.Алгоритмизация процесса обучения – предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся, общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения задачи.
Формы организации обучения – это выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Формы обучения:
1.Индивидуальная- форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником, а учащиеся выполняют задания индивидуально;
2.Групповая- форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким- то признакам и организует работу учеников в таких группах;
3.Фронтальная- форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками;
4.Дополнительные- формы организации обучения, часть которых развивалась в рамках классно- урочной системы, а другие заимствованы из лекционно- семинарской системы с учетом возраста учащихся (экскурсии, лекции, семинары, консультации, зачет, экзамен, практикум, конференции, домашняя работа);
5.Вспомогательные- формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями (факультативы, кружки, клубы по интересам) [3, 149-177, 186-211, 309-313; 4, 274-296].
Метод обучения- способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которого решаются дидактические задачи.
Классификации методов обучения:
Методы обучения по источнику получения знаний (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский):
1.Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово):
- метод рассказа – предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала;
-метод объяснения- истолкование закономерностей, отдельных понятий, явлений, существенных свойств изучаемого объекта. Это монологическая форма изложения;
-метод учебной дискуссии- направлена на стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию разных подходов, к аргументации чужой и своей позиции;
-лекция- монологический способ изложения объемного материала и заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом;
-метод беседы- это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Виды : вводная беседа, беседа- сообщение, эвристическая беседа, синтезирующая (закрепляющая)беседа, индивидуальная беседа, фронтальная беседа;
-работа с книгой и учебником- это важнейший метод обучения. Приемы:
конспектирование- краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;
составление плана текста- составляется после прочтения теста с разбивкой его на части и озаглавливанием каждой;
тезирование- краткое изложение основных мыслей прочитанного;
цитирование- дословная выдержка из текста с указанием выходных данных;
аннотирование- краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
рецензирование- написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;
составление справки- сведения о чем- нибудь, полученном после поисков;
составление формально-логической модели- словесно- схематического изображения прочитанного;
составление тематического тезауруса- упорядоченный комплекс базовых понятий по разделу, теме;
составление матрицы идей- сравнительная характеристика однородных явлений, предметов в трудах разных авторов.
2.Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия):
-метод иллюстраций -показ пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.;
-метод демонстраций -демонстрация приборов, опытов, установок, кинофильмов и пр.;
-компьютер.
3.Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия):
-упражнения- повторное, многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Виды:
воспроизводящие- упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;
тренировочные- упражнения по применению знаний в новых условиях;
комментированные- выполнение действий про себя или вслух, проговаривание;
устные;
письменные;
графические- работы по составлению чертежей, схем, графиков, изготовление альбомов и т.д.;
учебно- трудовые- практические работы, имеющие производственно-трудовую направленность, применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности;
-лабораторные работы- проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и др.;
- практические работы- проводятся не только в классе, но и за пределами школы, с применением обучающих машин, репетиторов.
4.Дидактические игры- это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер):
1.Объяснительно- иллюстративный метод – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
2.Репродуктивный метод- повторение (многократное) способа деятельности по заданию учителя;
3.Проблемный метод- учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Учитель показывает образцы научного знания, научного решения проблем. Ученики получают эталон научного мышления и научного познания;
4.Частично- поисковый метод (или эвристический)- учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует;
5.Исследовательский метод- учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.
Методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К.Бабанский):
1.Методы организации и осуществления учебно- познавательно деятельности:
-Словесные, наглядные и практические (аспект связан с процессом передачи и восприятия учебной информации);
-Индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
-Репродуктивные и проблемно- поисковые (аспект мышления);
-Самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2.Методы стимулирования и мотивации:
-Интереса к учению;
-Долга и ответственности в учении.
3.Методы контроля и самоконтроля в обучении:
-Устный; -письменный; -лабораторно- практический.
Средства обучения- материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей. Виды:
1.Средства учебной деятельности:
-Материальные средства- связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний. Относятся:
-мебель;
-расписание занятий;
-оборудование учебного кабинета;
-средства наглядности: объемные (модели, коллекции, приборы, аппараты и др.), печатные пособия (таблицы, картины, плакаты, портреты, графики, учебники, и др.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и др.) и другие материально- технические условия обучения;
-Идеальные средства- связаны с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Относятся: вербализация, материализация: письмо, чертежи, схемы, условные обозначения, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания, диаграммы и др.
2.Средства общения- речь учителя.
Прием обучения- составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер [3, 259-304].
Дата: 2019-03-05, просмотров: 692.