Этапы развития мышления. Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
1. Семья Сильное желание быть независимым, решать все самому, ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета взрослых. Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто теряются при встрече с новыми явлениями. И все же семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае беды. Желание подростков стать поскорее самостоятельными предоставляет возможность взглянуть новыми глазами на веру, на проблемы нравственности и отношений с людьми. Какую бы они хотели иметь семью в будущем? Как они хотели бы воспитывать своих детей и т.д.?
2. Представление о своей личности Интеллектуальное развитие достигает почти полной зрелости. Дети способны к формальному логическому мышлению. Физиологический рост, изменение внешности, резкая разница во внешней взрослости подростков одного возраста вызывают большую неуверенность в себе, прикрываемую хвастливостью. Половое созревание и новое отношение к лицам другого пола связано с повышенной эмоциональностью. Возникает конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью в поддержке и защите, когда трудности слишком велики. Но ребята способны постигать незнакомое им ранее чувство альтруизма и любви. Задача воспитателя - помочь подросткам проверить свои религиозные убеждения и верования в свете нового и более критического мышления. Пожалуй, самым главным остается умение научить их ставить вопросы - о том, во что они верят и не верят и почему, что самое важное для них в жизни, как они понимают дружбу, любовь и т. д.
3. Отношение к окружающей среде Появляется желание получить какой-то статус, значение, признание. Потребность в увеличении доверяемой им ответственности и озлобление за то, что взрослые им не всегда доверяют. Потребность быть как все во всех областях поведения, одежде и т.д. Неодобрение старшего поколения часто приводит до враждебности. Авторитетные заявления взрослых неубедительны и вызывают раздражение. В этом возрасте можно начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека в окружающем обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни ранних христиан и того, какие возникали проблемы в жизни церковного общества, отношениях Церкви и государства и т.д. Много материала можно найти в Деяниях Апостолов и в Посланиях.
4. Понятие о Церкви Участие в церковной жизни становится более осмысленным и приобретает большее значение. Подростки склонны искать в храме защиты и утешения, но реагируют на церковные правила как на подавление свободы. Если они сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост.Участие в церковной жизни помогает подросткам пережить этот период не отходя от Церкви: участие в хоре, в приходской работе, прислуживание в храме. Самое важное для них - влияние хорошего и мудрого духовника, но полезна всякая искренняя дружба с любящим молодежь верующим взрослым. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше понять значение Церкви.
5. Понятие об окружающем мире У подростков часто появляется неподдельный скептицизм, и многие в этот период отходят от веры. Они не находят разрешения конфликта между наукой и религией. Школьное преподавание истории отрицательно относится к роли Церкви, а нетерпимость подростков к лицемерию и неискренности заставляет сомневаться в полезности веры знакомых людей. Очень важно, чтобы молодежь услышала от церковных людей компетентное и объективное изложение "законов науки" и "научного мышления". Подростки легко подмечают слабые места в аргументации недостаточно образованных защитников веры. Там, где это позволяют условия, молодежь легко привлечь к сбору средств и к участию в помощи нуждающимся - старикам, бедным и т. д.
6. Понятие о Боге О Боге подростки склонны думать в более абстрактных терминах, но некоторые из них еще сохраняют детское мировоззрение. Многие перестают думать о религии, еще не отказавшись от нее. В большинстве случаев интерес к собственной жизни, к отношению со сверстниками гораздо сильнее, чем интерес к религии, и они не видят связи одного с другим. Личную веру и проблемы познания Бога трудно сделать предметом обсуждения в группе молодежи. Проповедей они слушать не любят. Довольно приемлемой формой занятий является ознакомление с интересной биографией, в которой поднимаются спорные вопросы, и обсуждение ее. Главная цель всех занятий - помочь подросткам разобраться в том, что они действительно сами думают, во что они верят и что это для них значит.
7. Молитва Личная молитва, за обязательным ежедневным исполнением которой следят родители, забывается, но молитвы добровольные могут быть искренними и глубокими. Беседы о молитве с использованием таких книг, как "Записки" отца Александра Ельчанинова и других современных православных богословов, могут принести большую пользу, если участие в разговоре добровольно.
8. Понимание символизма. Религиозная символика в богослужении, текстах и вероучении понимается без труда. Воспринимаемый подростками символизм может благотворно дополнять свойственный этому возрасту рационализм. Подросткам доступно обсуждение более трудных мест Ветхого Завета и более трудных новозаветных притч о Страшном суде и конце мира. Важно, чтобы подростки поняли разницу между "символическим" и "фантастическим".
9. Нравственные понятия. Нравственные понятия, вызывавшие одобрение или неодобрение взрослых, теряют цену. Мерки правильного и неправильного, принятые в современном обществе, общепринятая половая свобода очень далеки от христианского учения. То, что определялось "приличиями" или "запугиванием", не производит на подростков впечатления. Самая главная задача всякого воспитателя, работающего с молодежью, помочь найти верные и приемлемые для них критерии нравственности. Современная цивилизация ставит под вопрос почти все нравственные убеждения старшего поколения - иногда не без основания. Христианская нравственность не должна быть "призывом к старому". Подросткам необходимо по крайней мере знать, как христианская вера освещает наше понимание личной жизни человека.
10. Историческое сознание. Появляется интерес к развитию личности в историческом времени: что думали и чувствовали люди в другие времена? как влияет на человека жизнь в то или другое историческое время? что принесет нам будущее развитие человечества? сознание и обсуждение этих и аналогичных вопросов вполне доступно подросткам. Подросткам очень важно объяснить, что и христианство и Церковь живут, что жизнь эта не статична. Поэтому очень полезно всякое изучение исторического прогресса в жизни Церкви. Такие темы, как история старообрядчества в Русской Церкви, разделение Церквей, историческое изучение Библии и т. д., могут углубить подростковое понимание христианства и Церкви.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.