ДЕТИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (8, 9 И 10 ЛЕТ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы развития мышления. Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития

1. Семья. Потребность в семейной поддержке все еще сильна, хотя родители уже не являются единственным авторитетом. Дети склонны замечать их недостатки, но без особого осуждения. В отношениях с братьями и сестрами - неизбежные конфликты и ревность и в то же время - лояльность к семье в целом. Полезны рассказы из Священного Писания, иллюстрирующие роль семьи в сохранении Божьего благословения народу; примеры из жизни русских святых: отношения с родителями преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского с матерью. Пробуждается интерес детей к бабушкам и дедушкам - хранителям семейных традиций.

2. Представление о своей личности. Детское мышление способно уже делать общие выводы из конкретных случаев, но не готово еще к абстрактной мысли. Понимание связи между причиной и следствием явления способствует развитию примитивного рационализма. Большая чувствительность к личным отношениям с друзьями желание иметь личного друга. Знакомя детей со Священной Историей, стоит обратить их внимание на причинно-следственную связь событий: например, из Ветхого Завета - история Иосифа, история Моисея и исход евреев из Египта, поведение трех отроков в вавилонском плену и др. Из Нового Завета - притча о блудном сыне, включая отношения старшего сына.

3. Отношение к окружающей среде. Школа все больше захватывает жизнь ребенка. Школьная дисциплина более требовательна, чем в младшем возрасте. Конфликты в школе возникают и разрешаются без участия родителей. Мнения и поведение товарищей может сильно отличаться от мнений и поведения, принятых в семье. Ребенку все чаще приходится решать самому, что хорошо и что плохо. Все острее ставятся вопросы: "Что хорошо и что плохо?" "Как это можно узнать?" - и важно, чтобы предлагаемый материал был им в этом отношении полезен. Это рассказы из Священного Писания, особенно из Нового Завета, описывающие момент выбора: умерщвление Иоанна Крестителя, случай с богатым юношей, отречение Петра и другие. Из Ветхого Завета дети способны усвоить тему выбора в рассказе об Исаве, который предпочел похлебку своему первородству.

4. Понятие о Церкви Церковь отождествляется с церковными богослужениями. Дети в этом возрасте часто тяготятся посещением богослужений из-за долгого бездействия и непонимания смысла богослужения. Необходимо помочь детям преодолевать утомительность богослужений, знакомя их с планом службы, с общим смыслом того, что они видят во время службы. Главной же помощью является привлечение детей к деятельному участию в богослужении: прислуживание, пение в хоре, забота о подсвечниках, подача записок и т.д.

5. Понятие об окружающем мире. Ребенок начинает более сознательно ощущать существование в мире зла, жестокости, несправедливости, и это иногда колеблет его детскую веру, он начинает сомневаться в силе добра. Он увлекается получаемыми в школе сведениями по естествознанию, по истории развития нашего мира и часто не знает, как увязать это со своими детскими представлениями о Боге как Творце и Промыслителе. Очень важно, чтобы в этом возрасте христианский воспитатель помог ребенку примирить в своем мировоззрении "науку" и "религию" в доступной и простой форме. Следует объяснить, что сфера религиозного знания - это понимание события, а сфера науки - это изучение того, как произошло событие. Можно объяснить, что Бог создал человека свободным, а не роботом, и поэтому возможны злые действия. Можно на примере страданий и смерти Иисуса Христа показать искупительную, целительную силу страдания.

6. Понятие о Боге Детское представление о Боге начинает отходить от образа, созданного реалистическим воображением раннего детства. Их мысли о Боге часто довольно примитивны и рационалистичны. Они без труда признают существование Бога как Творца и Владыки мира, но им трудно почувствовать присутствие Бога в своей личной жизни, почувствовать свое личное отношение к Богу. В повествованиях о чудесах их обычно интересует внешняя сторона - как именно было совершено чудо. Задача христианского воспитания в этом возрасте - помочь детям ощутить близость Бога в их собственной, личной жизни. Они способны воспринимать более сознательно притчи и повествования Нового Завета, которые дают им почувствовать близость Бога: нагорную проповедь, Христос и дети, укрощение бури, исцеления, притчу о сеятеле и многие другие.

7. Молитва Отношение к молитве колеблется между соблюдением правила, предписанного взрослыми, и верой в магическую силу молитвы для исполнения желаний. Более сознательные дети начинают понимать, что не о всех своих желаниях можно просить Бога. Хотя большинство православных детей в этом возрасте причащаются и исповедуются, они еще мало понимают смысл таинств. Основная задача христианского воспитателя - углубить понимание смысла молитвы как обращения к Богу. Необходимо внимательно, со множеством примеров из жизни и прислушиваясь к вопросам детей, разобрать прошения молитвы Господней - "Отче наш". Необходимо с помощью таких притч, как притчи о мытаре и фарисее и о блудном сыне, углубить детское понимание покаянной молитвы. Необходимо объяснить смысл Таинств, которые они уже знают, - крещения, причастия и исповеди.

8. Понимание символизма. Дети этого возраста способны понимать символический смысл притч, если речь идет о доступных им переживаниях. Могут они понять и то, что рассказ о ком-то другом может иметь отношение к ним самим. Детям доступно объяснение символики в тех таинствах, к которым они приступают.

9. Нравственные понятия Дети этого возраста хорошо знакомы с правилами поведения как в домашней жизни, так и в школьной, и признают их обязательность. Понятие о справедливости довольно примитивное и даже жестокое. Они всё еще эгоцентричны, но в них просыпается способность признавать себя виноватым, испытывать чувство раскаяния, сочувствие к другому.

Зло все еще оценивается главным образом как материальный ущерб, а значение проступка определяется степенью порицания или наказания. Дети легко усваивают, что есть законы и правила поведения, данные нам Богом. Интересуют их и правила поведения в храме, своего рода "церковного этикета". Это детское понимание "законности" следует углубить, чтобы они усвоили основной закон любви к Богу и к людям как основу нравственной жизни, не просто излагая это на словах, а прибегая к возможно большему числу примеров.

10. Историческое сознание. У детей этого возраста гораздо лучше развито чувство последовательности событий и чувство времени. Большую роль играет желание знать: "Правда ли это так было?" В детях просыпается интерес к событиям давно прошедших времен, главным образом к внешним подробностям. Детям доступно общее понятие о смысле моментов истории - сотворения мира, грехопадения людей, ожидания Спасителя, Рождества Иисуса Христа, представления о конце мира - но весьма поверхностно. Зато интересуют их различные археологические подробности, связанные с рассказами из Священного Писания.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 214.