ОТНОШЕНИЕ ЕЕ К ПРОЧИМ ПРЕДМЕТАМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весь закон Божий содержится в священной истории. Молитвы во многом берут содержание из нее, катехизис лишь обобщает священно-исторические повествования, составляя из живых образов общие понятия. Богослужение многими обрядами напоминает священную историю. Поэтому прохождение священной истории уместно во все четыре года учебного курса. В младшем отделении - концентрически, во втором и третьем - поступательно, и в старшем совместно с катехизисом и богослужением.

ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ

Священная история есть повествование о жизни, и потому преподавание ее должно быть жизненным. Библейские лица должны выступать не как неземные существа или отвлеченные добродетели, а как люди, похожие на нас. Вся их жизнь похожа на нашу, а величие их в том и состоит, что они, живя в душной земной атмосфере, стояли выше земли, выбирая в делах только то, что служит на пользу, хотя им было и все дозволено. В рассказе нужно бояться не обыденного представления о жизни библейских лиц, а возведения их в число надзвездных теней. В таком повествовании кроется неправда, которой в законе Божием места нет и быть не может.

ЯЗЫК ПРЕПОДАВАНИЯ

Там, где общепонятен язык Библии, следует держаться подлинных библейских выражений; места же непонятные или соблазнительные необходимо заменять. Библейские выражения прекрасны, но не все их могут воспринимать. Держащийся неизменно библейских выражений в преподавании похож на такого земледельца, который вздумал бы засевать поле вместо ржи виноградом, на том основании, что виноград ценнее ржи. Такой земледелец не получил бы ничего и был бы наказан сам. Но сеющие в школе наказывают прежде всего детей.

МЕТОД И ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ

Естественным методом преподавания во втором и в третьем отделении является поступательный, так как в этих отделениях нет необходимости дробить рассказы священной истории на мелкие части. Поручившиеся в школе дети хотя в течение одного года получают навык к восприятию и к передаче небольших священно - исторических рассказов, а постоянное повторение одного и того же несколько раз может породить скуку.

Форма преподавания - повествовальная при изложении рассказа и вопросно-ответная при повторении. Первая вернее действует на пробуждение воображения, а вторая содейсвтует запоминанию частей рассказа и связи между ними.

Преподавание в начальной школе ведется непременно устно. Метод чтения рассказов по Библии или, так называемый в преподавании гражданской истории реальный, оставлен как негодный, а некоторые законоучители рекомендуют пользование им. Достаточно скмазать, что этот метод рекомендовался впервые для закона Божия Л. Толстым, поэтому нужно предоставить пользование таким методом поклонникам учения этого мыслителя. В преподавании закона Божия мы имеем авторитеты древности, в виде отцов и учителей церкви, которые создали устное наставление, название которого - "катихизис" сохранилось и до наших дней.

СВОЙСТВА РАССКАЗА

Свобода рассказа, т.е. передача без остановок, без запинок, без поправок, без придумывания выражений во время хода повествования. Свобода достигается твердым знанием дела и тщательной подготовкой к уроку, как бы знаком материал урока ни был.

Наглядность и одушевленность достигаются постоянным упражнением в рассказывании и постоянным стремелением к самообразованию.

По внешности - рассказывать нужно плавно, ясно и достаточно громко.

ПОРЯДОК УРОКА

Прежде всего нужно повторить предыдущее и установить связь между прежним и новым материалом.

Связь может быть или по времени, или по месту, или по мысли. Перед рассказом необходимо обдумать каждое выражение и объяснить все непонятные детям слова. Объяснение во время рассказа мешает целостности впечатления, а после рассказа теряет большую часть своего значения.

При рассказе необходимо помнить, что с детьми нельзя говорить языком пригодным для взрослых. После рассказа производится катехизация, т. е. повторение рассказа по вопросам, связное повторение рассказа, и чтение по книге, с необходимыми объяснениями во время его. Последнее производится с целью объяснения непонятных выражений, могущих встретиться в учебнике. Без книги учиться нельзя. Так как усвоенное только в классе, со слов учащего не становится собственностью учащихся, а служить знанием, словно временно взятым на подержание. После чтения делается нравственный вывод.

СВОЙСТВА ОБЪЯСНЕНИЯ

Объяснения делаются только в том размере, в каком необходимы для понимания данного места.

Объяснения бывают словесные и предметные. Первые нужны в том случае, когда предмет знаком детям, но под другим названием. При объяснении в этом случае достаточно заменить незнакомое слово известным. Предметные объяснения нужны в том случае. Когда предмет речи незнаком. Тогда лучше показать самый предмет, при невозможности этого, если и последнее неисполнимо, то приходится ограничиться описанием предмета.

Отвлеченные понятия трудны не только для детей, но и для взрослых, поэтому они заменяются вещественными названиями. Например, сотворение мира понятнее в перемене: как сотворил Бог мир; грехопадение - как люди согрешили и т.д.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 194.