Этапы развития мышления. Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
1. Семья. Усиливается критическое отношение к родителям, предшествующее "бунту" подростков, но все еще сохраняется почти фанатическая лояльность по отношению к семейным привычкам и мнениям. Дети все еще нуждаются в нравственной поддержке семьи. Детям этого возраста весьма полезно познакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Полезен бывает рассказ о двенадцатилетнем отроке Иисусе в храме, в котором повествуется о видимом Его непослушании Матери и Иосифу.
2. Представление о своей личности. Осознание самого себя как личности усиливается. Дети глубже ощущают радость, успех, неудачи, разочарования. Различных знаний и сведений у них накопилось много, но мышление все еще довольно поверхностное, и это часто приводит их к легкомысленному рационализму и отрицанию того, во что они верили в более раннем детстве, к насмешливому отношению ко многому. Они способны усваивать логические объяснения и выводы, если они достаточно конкретны. В этом возрасте можно познакомить детей с более глубоким смыслом тех событий Священной Истории, которые они до сих пор знали: например, с рассказами о догмате Святой Троицы, о смысле искупления, о Царстве Божием, о жизни после смерти. Необходимо постараться углубить христианское понимание их отношений с другими - дружбы, ответственности (притча о талантах), сочувствия, послушания. Разбор нагорной проповеди с примерами из современной жизни может принести большую пользу.
3. Отношение к окружающей среде. Влияние школьной среды весьма сильно, но намечается процесс "отбора". Появляется "своя компания", мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению молодежи старшего возраста и стремление подражать им. В этот период особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Воспитатель призван пробуждать в них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора - на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по-новому рассмотреть давно известные притчи, например притчу о милосердном самарянине. Хорошо предоставить детям возможность привести аналогичные примеры из современной жизни.
4. Понятие о Церкви Хотя дети этого возраста несколько глубже понимают смысл богослужения, отношение к Церкви остается довольно поверхностным. Посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, только если они принимают какое-нибудь участие в службе - прислуживают, поют и т.д. Большое значение приобретают друзья-сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. Теперь в их внутреннем мире воцаряется разделенность, двойственность: то, что мы говорим, думаем и во что верим в храме, - одно, а то, что мы думаем и делаем в "настоящей жизни", - другое. В этом возрасте следует помочь детям продумать смысл христианской жизни. Для более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в моей ежедневной жизни причащение Святых Тайн? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно, чтобы сосуществовали различные формы общения детей: поездки, паломничества, посещения других приходов.
5. Понятие об окружающем мире Детям этого возраста трудно примирить христианское понимание мироздания, веру в Бога-Творца и благой Божий промысел с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. Собственные наивные, несколько сказочные представления их больше не удовлетворяют. Если получаемое ими религиозное воспитание не поможет им освоить "единство мировоззрения", они останутся под влиянием принятой в нашем мире двойственности, а это ведет к критическому отношению к религии, так часто проявляющемуся в следующем периоде. Основная задача этого периода показать детям, что объективное, критическое мышление совместимо с верой, не противоречит ей. Детям необходимо преподать теперь понятия о христианском вероучении, дать ответы на следующие вопросы: как мы узнаем о Боге? что такое Священное Писание? как оно создавалось? что такое Священное Предание? что такое Церковь? в чем состоит свобода человека? как мыслит человек?
6. Понятие о Боге. В этом возрасте детское чистое, наивное представление о Боге постепенно и не без труда заменяется более сознательной и одухотворенной верой. Иногда, отбрасывая ранние представления о Боге и чудесном, дети отказываются и от самой веры в Бога, Иисуса Христа - им теперь легче представлять Его как историческое лицо, но чувство присутствия Христа в их собственной жизни слабо, так же как и сознание своего собственного отношения к Нему. Они могут следить за ходом отвлеченной мысли, и простые богословские объяснения им понятны и интересны. Дети готовы воспринимать основные истины богословия и вероучения: понятия о Боге, Святой Троице, видимом и невидимом мире, добре и зле, проявлении воли Божией и промысла Божия. Для этого следует использовать рассказы из Священного Писания как примеры и иллюстрации.
7. Молитва К этому возрасту обычно привычка молиться вместе с родителями отмирает, а часто отмирает и вообще привычка молиться утром и вечером. До известной степени сохраняется детское отношение к молитве как к средству получить что-нибудь очень желаемое. С другой стороны, дети глубже понимают трудности жизни и могут сознательно молиться о помощи Божией, о том, чтобы стать лучше самим, о прощении. Говорить о личной молитве на уроках - трудно, но теперь можно более глубоко объяснять смысл богослужебных молитв, их отношение к нашей ежедневной жизни. Лучшее понимание богослужебных молитв облегчает детям часто утомительное посещение богослужений.
8. Понимание символизма Дети вполне способны понимать смысл богослужебных символов и символических повествований, что может пробуждать их интерес и ставить разумные вопросы. Объяснить обряд и внешний порядок Таинств теперь недостаточно. Занимаясь с детьми, необходимо не только объяснять смысл обряда, но и делать это так, чтобы объяснение имело отношение к их собственной, реальной жизни в современных условиях.
9. Нравственные понятия. Нравственная оценка поступков все еще в значительной степени определяется одобрением или неодобрением окружающих - товарищей, семьи, родителей, но в детях постепенно пробуждается сознание и понимание любви как основы нравственной жизни. Закон товарищества очень силен, но иногда просыпается личное чувство нравственной ответственности, часто вразрез с мнением товарищей. Дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения собой и своими поступками. Чувство "нравственного вкуса" в значительной степени находится под влиянием программ телевидения и радио, журналов и примера старших подростков. Чувство ответственности несколько сильнее. Основная задача религиозного воспитания - развивать в детях более глубокое понимание отношений с людьми (родителями, товарищами, взрослыми и младшими детьми) как проявления христианской веры. Следует внушать детям, что грех - не просто нарушение правила, а разрушение отношений с другими людьми и с Богом. Можно рассмотреть конфликты между людьми из Священного Писания: например, отношение сыновей к Ною, когда он опьянел, разделение людей при постройке Вавилонской башни, а из Нового Завета - разбор отречения апостола Петра и его покаяния, предательства Иуды и его отчаяния. Много примеров можно почерпнуть и из произведений русской литературы.
10. Историческое сознание Дети этого возраста интересуются прошлым, историей, старинными предметами, охотно собирают коллекции, сувениры, посещают музеи, с интересом читают исторические романы, смотрят программы на исторические темы. Знания о христианской вере, Священном Писании, Церкви можно преподносить теперь в их исторической связи и перспективе. Тем не менее необходимо обращать внимание детей на значение, которое сообщаемые сведения имеют теперь и для них лично. Знание о вере не должно быть музейным.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.