РАЗМЕР КУРСА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курс учения в школе принимается теперь в четыре года. Программа же составлена для трехлетнего курса. Но все деятели начальной школы признают недостаточность трехгодичной программы и предлагают ее расширение. Конечно, и закон Божий в этом увеличении программы не должен оставаться в прежнем размере. А должен быть расширен до четырехлетнего курса. Программы этого расширения пока еще не выработано подлежащими учреждениями, но законоучитель не лишен права и сам преподать то, что он признает нужным и полезным для свей паствы. Начальная школа теперь нуждается в введении более глубоких сведений относительно основных истин веры и нравственности и в прохождении хотя бы самого краткого курса церковной истории.

В первый год проходятся молитвы: Во имя Отца, Господи благослови, Слава Тебе Боже, Слава Отцу, господи помилуй, Святый Боже, Молитва мытаря, Пресвятая Троице, молитва Иисусова, Буди имя Господне, Достойно есть, Богородице Дево, Молитва госплдня, Ангелу-Хранителю, Молитва после обеда, За живых и умерших, угодникам Божиим, Молитва Святому Духу, за царя, утренняя и вечерняя.

Наряду с молитвами, для некоторого разумения их, программой и самим делом предлагается дать детям сведения: о Боге, об ангелах, о святых, об иконах, о благословении, о грехе, о душе человеческой, о совести, о говении и исповеди, о двунадесятых праздниках и о жизни Спасителя, в кратких чертах. Последнее необходимо в христианской школе и служит самым важным знанием.

Во второй год проходится краткий курс священной истории, заучивается Символ веры и заповеди и повторяются пройденные на первом году молитвы. При четырехгодичном курсе во втором отделении можно пройти только новозаветную священную историю, заучить Символ веры, а прохождение истории ветхозаветной оставить до третьего года. На третьем году может быть пройдена вся священная история и повторен Символ веры, с присоединением объяснений.

Точно также может быть сделано и объяснение заповедей, которые заучиваются или во втором, или в третьем отделении. Программу четвертого года можно представить в следующем виде.

Всеобщность веры в Бога. Божественное откровение. Священное предание и Писание. Знакомство с Библией. Учение о вере и нравственности христианской по Символу веры, Молитве господней, по заповедям Десятословия и Блаженства.

Некоторые из этих сведений усваиваются учащимися в третьем отделении, а в четвертом лишь повторяются и расширяются.

Объяснение богослужения.

Этот отдел по местным условиям школы может также быть отнесен к третьему году.

Рассказы из церковной истории.

Сошествие Св. Духа на апостолов и проповедь ап. Петра, распространение веры Христовой между иудеями и между язычниками. Обращение Савла и его жизнь. Апостольский собор. Гонение от иудеев. Жизнь первых христиан. Избрание семи диаконов. Архидиакон Стефан. Гонения от язычников. Константин Великий. Вселенские соборы. Святые отцы и учители церкви:

Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Николай

Мирликийский. Церковь восточная и западная. Разделение Церквей. Святые Кирилл и Мефодий. Сношения русских с греками. Христиане на Руси. Св. Ольга. Св. Владимир. Крещение Руси и распространение веры в пределах России. Антоний и Феодосий Печерские. Преподобный Сергий Радонежский. Троице - Сергиева лавра. Соловецкий монастырь. Святители Петр, Алексей, Иона и Филипп. Казанские святители. Патриархи Иов, Гермоген, Филарет и Никон. Начало раскола. Великий Московский собор. Единоверие. Учреждение Синода. Почаевская лавра. Саровская пустынь. Св. Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, преп. Серафим Саровский и св. Иоасаф Белгородский. Современное церковное устройство в России и в других православных странах.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Учебным методом называется порядок или план преподавания учебного предмета, для достижения кратчайшим и наиболее доступным путем определенной цели.

В преподавании закона Божия выработано три метода: поступательный, совместный и концентрический.

1. Поступательный. По нему преподавание закона Божия ведется в порядке принятого учебника, начинаясь в первом отделении изучением священной истории и молитв. Этот метод совершенно неприменим в младшем отделении, т.к. дети первогодники не в состоянии ни усвоить, ни передать содержание священно - исторических повествований, но он уместен во втором и в третьем отделении при прохождении курса священной истории. В младшем же отделении проходятся начальные сведения о христианской вере и нравственности и заучиваются молитвы, в порядке постепеннной трудности их понимания и усвоения.

2. Совместный. По нему сведения курса закона Божия группируется по содержанию и сходные соединяются по единству времени усвоения. Так например, при рассказе об Иосифе говорится и о пятой заповеди, и о поминовении властям, и приводится рассказ "Отрок Иисус во храме".

Этот метод принуждает давать учащимся по несколько трудностей за один раз. Он пригоден и удобен при повторении всего курса и при обобщении всех познаний, но неприменим при разработке материала вновь.

3. Концентрический. По этому методу весь учебный курс разделяется на несколько отдельных законченных кругов, с одним центром, в виде прохождения более краткой или более подробной священной истории. К ее повествованиям присоединяются и объяснение молитв, и прохождение катихизиса, и объяснение богослужения. Этот метод незаменим в младшем отделении, пригоден в некоторых частях в некоторых частях и в прочих.

При всяком материале необходимо принять нужный метод, сообразно самому материалу и цели его изучения.

ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Основных форм преподавания две - повествовательная и вопросно-ответная. При первой учитель говорит, повествует, при второй идет обоюдная беседа учащего с учащимися. Эти формы имеют несколько видоизменений и названий. Сократическая - по имени философа Сократа, разработавшего прием - обучение при задавании вопросов, посредством которых ученики невольно для них приводятся к нужному выводу , иногда совершенно для них неожиданному. Диалогическая, когда вопросы ставятся не только учителем, но и учениками. Мнемоническая, когда учащиеся доводятся до заучивания нужных сведений через повторение. Если этот прием сопровождается показыванием предмета, то форма получает название деиктической.

Все эти формы составляют лишь видоизменение двух названных форм. В катехизической форме вводится еще одно существенное изменение, касающееся сущности прорабатываемого материала. При вопросо-ответной форме можно не только повторять сообщенные уже детям сведения в готовом виде, но возможно и нахождение самими учащимися новых для них сведений посредством разработки имеющегося уже у них запаса познаний, т.е. возможен переход от известного к неизвестному при помощи учащего, но силами самих учащихся. Это получение новых сведений достигается изыскательной или эвристической формой. При надлежащей ее постановке на уроке отсутствует скука, и учение получает занимательность. Эта форма наиболее применима с первогодниками, но она требует от учащего твердого знания своего предмета, последовательности в постановке вопросов и находчивости при получении ответов от учеников в том виде, в каком наводящий получить их не ожидал. Вопросы должны быть не подсказывающими, а лишь наводящими, дающими посильную пищу детскому уму.

ПОРЯДОК ЗАУЧИВАНИЯ МОЛИТВ

В педагогических целях заучивание молитв производится в порядке постепенной трудности понимания и заучивания. Последняя трудность измеряется величиной молитвы, а первая - ее содержанием. После заучивания всех молитв следует запомнить их церковный порядок, нужный для совершения утренней и вечерней молитвы дома. Такое запоминание не трудно, а запоминание церковного порядка до заучивания не легко, и заучивание молитв в церковном порядке, независимо от их величины противоречит основному правилу о переходе от легкого к трудному. Заучивание молитв, во избежание однообразия и утомления учащихся, чередуется с рассказами о главнейших праздниках и другими повествованиями.

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВ

В младшем отделении невозможно полное объяснение молитвы. Для первогодников достаточно знания, к кому обращена молитва, и какого главное ее содержание. Заучивание перевода каждого отдельного выражения совершенно бесцельно, так как перевод славянских слов быстро забывается детьми.

Если молитва может быть выведена из священно-исторического повествования, то такой вывод сделать непосредственно нельзя, то искусственное присоединение молитвы к священной истории излишне.

ЗАУЧИВАНИЕ МОЛИТВ

Объясненная молитва читается внятно и раздельно самим законоучителем, потом повторяется учащимися хором.

При заучивании необходимо следить за правильностью произнесения слов. Опытное ухо учителя слышит ошибку каждого отдельного ученика. Эта опытность приобретается навыком и внимательностью. Каждая ошибка должна быть немедленно указана и исправлена. В противном случае ошибки укореняются и становятся почти неисправимыми. Особенно часто искажаются и скрадываются окончания слов.

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ

Цель двоякая - учебная и воспитательная. Вторая цель важнее, так как все Писание написано для нашего назидания. При прохождении священной истории преимущественное внимание должно обращать на наиболее назидательные места. Каждый рассказ непременно сопровождается нравственным выводом.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 184.