ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим основные из них. Наиболее частое применение в воскресных школах находят:

1. Слайд-проекторы

2. Проекторы для пленок (оверхед-проекторы)

3. Аудиоаппаратура

4. Видеоаппаратура

5. Компьютеры.

Аудиовизуальный материал, излагаемый при помощи этого оборудования, можно разделить на две категории: "поддерживающий рассказчика" и "самостоятельный".

Материал, поддерживающий рассказчика, служит для улучшения восприятия информации педагога. Какое бы пособие ни использовалось - фланелеграф, альбомы, слайд-проектор и другие, - внимание, фокус аудитории всегда направлен на говорящего.

Самостоятельные материалы могут заменять учителя. Они включают в себя фильмы, видеокассеты, компьютерные программы и множество других средств изложения, содержащих полный объем материала и его презентацию. Преподавателю необязательно присутствовать при их демонстрации. Причем некоторые пособия позволяют детям быть не простыми наблюдателями, а активными участниками процесса - например обучающие компьютерные программы.

Применение аудиовизуального оборудования оказывает сильное воздействие на эмоциональный настрой класса, помогая быстрее добиться понимания у слушателей.

Наиболее эффектные мультимедиа-проекторы нами сейчас не рассматриваются по причине их дороговизны (от 2000$). Кратко скажем, что эти проекторы имеют возможности демонстрации на экране видео- и компьютерного изображения, звука, что значительно расширяет их возможности.

СЛАЙД-ПРОЕКТОРЫ

Диафильм - наглядное пособие, сочетающее в себе крупное изображение, определенную динамичность действия, их последовательность, т.к. все кадры диафильма связаны между собой сюжетом.

Слайд (диапозитив) - фотографическое позитивное изображение. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией, то в серии слайдов такая система расположения материала может отсутствовать. Поэтому используют обычно не всю серию, а лишь отдельные кадры.

К сожалению, сейчас практически не издаются новые серии диафильмов. Это приводит к тому, что в ближайшем будущем нам придется работать только с диапозитивами (слайдами). Преимущество слайдов состоит и в том, что вы можете изготовить их сами, при наличии простого фотоаппарата и позитивной пленки.

Диафильмы, а также слайды широко применяются для пересказа. Дети пересказывают знакомые истории по ходу последовательно сменяющихся кадров. Отдельные, наиболее интересные кадры, служат основой для составления ребятами описательных рассказов. В целях закрепления знаний проводится и рисование на темы, близкие к содержанию просмотренного.

Темп демонстрации определяется педагогом, который при необходимости может замедлить демонстрацию тех кадров, которые вызвали наибольший интерес или оказались трудными для восприятия и понимания.

Показ предваряется небольшой беседой-разговором, готовящим детей к восприятию содержания.

Если записать на аудиокассету определенные комментарии, звуки и музыку, то показ может произвести огромное впечатление.

Современные проекторы просты в обращении и позволяют проводить демонстрацию в слабозатемненном помещении или при затемнении одного, ближнего к экрану, окна. Некоторые модели слайд-проекторов оборудованы пультом дистанционного управления, благодаря которому вы можете свободно перемещаться по аудитории, меняя слайды не приближаясь к аппарату. Если же ваш аппарат имеет карусельный магазин для слайдов, то вы сможете несколько раз прокручивать определенный порядок слайдов. Также при необходимости вы сможете воспользоваться функцией "прямая выборка слайда", т.е. переходить от слайда к слайду по своему желанию, например от 5-го к 20-му, затем к 7-му и т.д.

Недостатком проекторов (кроме карусельных) является то, что преподаватель находится в некоторой зависимости от первоначальной последовательности расположения слайдов и потому не имеет возможности вносить существенные поправки в порядок изложения материала и вести живую, непринужденную беседу. Также большим минусом является и то, что дети все время сидят в темноте и с ними нет непосредственного контакта.

ОВЕРХЕД-ПРОЕКТОРЫ

Оверхед-проекторы предназначены для демонстрации изображения, нанесенного на прозрачную пленку. Изображение на прозрачную пленку может наноситься несколькими способами: при помощи специальных цветных фломастеров, распечатываться на лазерном или струйном принтере, а также с помощью ксерокса или копира.

Раскрыв тему, предложите ребятам нарисовать на пленках наиболее тронувшее их событие. В конце урока, собрав все пленки и соответственно расположив их устройте на основании показа их работ, краткий повтор материала. Лучшие работы вы можете сохранить и потом использовать в дальнейшей работе.

Данный проектор используется и для заучивания новых библейских стихов и песен.

Вы можете создавать многоуровневые прозрачки, чтобы не показывать сразу всю информацию, а добавлять новые и новые детали постепенно - накладывая пленки друг на друга.

Достоинства оверхед-проекторов:

-легкость и быстрота подготовки материалов,

-возможность использования материалов в любой последовательности,

-возможность показа части изображения,

-возможность использовать и при дневном освещении.

СОВЕТЫ

Заранее проверьте все оборудование и материалы (например, маркеры, указки…);

Если вы поясняете материал стоя у экрана, то не поворачивайтесь спиной к аудитории. Старайтесь держать постоянный визуальный контакт с аудиторией;

Если вы предпочитаете проводить пояснения на самом проекторе, то не смотрите на проектор и не используйте в качестве указки палец;

Охарактеризуйте слайд перед тем, как показать его. Объясните в нескольких словах связь с предыдущим или задайте риторический вопрос, предвосхищающий следующую тему;

Показав слайд, сделайте паузу - дайте аудитории некоторое время для ознакомления со слайдом (например, пока вы идете к экрану);

Не перечитывайте демонстрируемый текст аудитории. Слушатели способны сделать это самостоятельно;

Не стойте "прикованным к проектору" - двигайтесь. Для того чтобы подчеркнуть что-либо, ответить на вопрос или начать общение, передвиньтесь в центр аудитории;

Выключайте проектор, чтобы привлечь к себе внимание, когда вы не объясняете что-либо на слайде;

Маскируйте часть слайда. Обычно аудитории не нравятся подобные действия, т.к. людям интересна именно спрятанная часть. Чтобы эффективно использовать эту технику, сначала покажите весь слайд целиком, а потом частично закрывайте его.

Используйте две отдельные папки для прозрачных пленок. Одну - для непоказанных пленок, другую - для использованных.

АУДИОАППАРАТУРА

Использование аудиоаппаратуры - это наиболее доступное из всех технических средств обучения. Музыкальные проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и проигрыватели CD-дисков получили широкое распространение. Основная проблема, возникающая перед педагогом при работе с ними, это приобретение не средств воспроизведения, а самих звуковых носителей. Грамзаписи с детскими материалами приобрести практически не удастся по причине прекращения их производства, православных детских радиопередач в достаточном количестве, к сожалению, нет, CD-диски дороги, поэтому в основном используются только магнитофонные записи.

Преподаватель должен заранее подготовить детей к восприятию содержания передачи. Педагог предварительно изучает предлагаемые музыкальные программы и постановки и, учитывая особенности детей своей группы и их интересы, определяет, какую из них можно использовать. Аудиопередачи требуют от детей большой сосредоточенности, внимания, умения абстрагировать. Поэтому не следует их организовывать часто и на продолжительное время.

СОВЕТЫ

Вы можете строить свой опрос при помощи некоторых звуковых загадок: "Как называется этот звон? К чему он призывает?", "Что это за песнопение?", "Кто из библейских героев мог сказать эти слова?" и т.д.

Не обязательно использовать записи только духовного содержания. Многое можно извлечь и из обычных детских песен. Например, от услышанной в песне фразы вы сможете оттолкнуться для начала разговора.

Не стесняйтесь, обыгрывайте с детьми детские песенки. Придумайте жесты на слова песни и немножко повеселитесь.

ВИДЕОАППАРАТУРА

Наибольшую сложность испытывает преподаватель при организации просмотра видео- или мультипликационных фильмов детьми малого возраста. Предлагаем рекомендации из учебного пособия "Дошкольная педагогика" (под ред. В.И.Логиновой):

"Использование учебного экрана в образовательной работе с детьми помогает решению двух больших задач: расширению знаний детей и воспитанию умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под специальным воздействием педагога.

Благодаря широкому распространению телевидения, возможности просмотра детьми видеофильмов у детей рано формируется отношение к просмотру фильмов как к развлечению; познавательное их содержание воспринимается не полностью, а часто остается за пределами их сознания. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей - их увлекает яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость обучения детей умению воспринимать содержание диафильмов и видеофильмов.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные. Познавательное содержание очерковых фильмов воспринимается детьми легче - оно представлено более четко и непосредственно. Однако просмотр их не вызывает живого интереса у детей. Представления, формируемые у детей в результате восприятия очерковых фильмов, сухи, не окрашены эмоциями. Этот вид фильмов чаще используется в обучении старших дошкольников, когда познавательная задача может организовать восприятие фильма детьми. Сюжетные фильмы смотрятся детьми с интересом, однако освоение их познавательного содержания требует особого внимания воспитателя.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

1. Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживляется опыт, знания детей о том предмете, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед ними ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм.

2. После просмотра фильма в беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и педагогом. В этой беседе не следует требовать от детей воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание фильма, помогает им четче понять идеи, установить связи между ними.

3. Через несколько дней проводится повторный показ фильма, перед которым обращается внимание детей на те стороны, которые оказались недостаточно восприняты или поняты.

4. После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

В полной мере просмотр учебных фильмов используется как метод обучения в старших группах".

К сожалению, мы не имеем в достаточном наличии ярких детских православных телепередач, мультфильмов, видеофильмов. Поэтому в некоторых случаях приходится пользоваться продукцией нецерковных или инославных производителей. Следует внимательно отбирать используемый материал, особенно для просмотра мультипликационных фильмов.

КОМПЬЮТЕРЫ

Развитие современных технологий, всеобщая компьютеризация жизни подводят нас к тому, чтобы все активнее использовать компьютер как средство обучения. Причем возможности современной техники позволяют применять компьютер не только как универсальное средство для представления информации в виде текста, статического изображения, музыки или фильма. С применением компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения кардинально меняется и традиционная система форм и методов преподавания.

Так, при помощи компьютера вы можете создать для ребенка особый мир, где он сможет вместе со св. апостолом Павлом путешествовать в его миссионерских поездках, знакомясь с видом городов, традициями народов тех времен. Он сможет ознакомиться с устройством ветхозаветного храма, посмотреть обряды ветхозаветного Богослужения и затем проверить свои знания в забавной, игровой форме. Соединившись с сетью Интернет, он сможет узнать о жизни православных на Мадагаскаре или в Индонезии, познакомиться и побеседовать (м.б. даже при помощи интернет-видеотелефона) с православными ребятами из Аргентины и понять, насколько тесен и взаимосвязан наш удивительный мир. Он сможет получить свежую информацию о жизни Русской Православной Церкви в России и нашей епархии; разыскать и с удовольствием почитать книгу, которую уже долгое время тщетно пытался найти в церковных лавках, и многое другое.

В системе религиозного образования создается немалое количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса. Это базы данных, традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы и т.д. Но, по причине обособленности приходов, эти программы имеют лишь локальное распространение. Призыв Святейшего Патриарха на Соборе 2000 года к созданию "единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий" из-за финансовых и других причин остался, к сожалению, не услышанным.

Без особых навыков и располагая небольшими средствами, педагог сегодня имеет возможность использовать компьютер следующим образом:

- при помощи простейших программ составлять тестовые задания и проводить опрос учеников;

- осуществлять выставки икон, картин, фотографий святых мест, показ фильмов на экране монитора;

при наличии принтера

- организовать учениками выпуск газет, листовок и другой несложной полиграфической продукции;

при возможности подсоединения к сети Интернет

- предоставлять ученикам сбор информации о новостях в религиозной сфере и при подготовке докладов, рефератов и т.п.;

- организовать общение ребят с ровесниками из других городов, стран;

- дать ученикам возможность попробовать себя на просветительском и миссионерском поприще посредством создания интернет-странички, общения через различные рассылки, форумы и чаты.

Подготовка наглядных пособий

ПОДГОТОВКА НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Для большей эффективности при подготовке пособий следует соблюдать следующие правила.

1. Фигуры должны быть хорошо видны. Они служат для того, чтобы разъяснять трудные понятия и слова, а не создавать еще больше вопросов у ребенка.

2. Убедитесь, что слова написаны крупными буквами и их легко читать.

3. Не разделяйте слова на части.

4. Не соединяйте слова и иллюстрации. Между словами оставляйте пробел шириной, по крайней мере, в одну букву. Расположение букв должно быть симметричным.

5. Обведите рамкой тексты песен и стихов. Рамка должна быть такого цвета, который бы гармонировал или контрастировал с фоном наглядного пособия.

6. Если вы пользуетесь иллюстрациями из журналов и календарей, оформите их, оставляя кайму по бокам.

7. Если вы сделали ошибку, например пропустили или неправильно написали слово, не отчаивайтесь! Закрасьте слово цветом, контрастирующим или гармонирующим с фоном пособия. Если вы пропустили слово, перепишите всю строчку. Пишите так, чтобы вместить все слова. Неровные края или контрастирующий цвет могут превратить исправление в преднамеренный способ подчеркнуть слово или фразу. Но это не всегда срабатывает! Лучше все переделать.

8. Делайте пособия, с которыми легко обращаться.

9. Если возможно, покройте изготовленное пособие специальной пленкой для того, чтобы оно служило дольше. Если же оно испачкается, его можно будет вымыть водой с мылом.

10. Вкладывайте в изготовление пособий все ваше старание. Изготовленные вами наглядные пособия должны выглядеть эстетически привлекательно. Пусть это будет самое несложное пособие, но оно должно быть аккуратным, красивым, без помарок.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Не зависимо от того, что мы используем, следует помнить, что все это - только пособие, иллюстрация, которая служит не для развлечения детей, а для укрепления их веры. Самые лучшие пособия окажутся бессильными, если беседа на библейскую тему будет плохо подготовлена.

Наглядные пособия - вспомогательное средство обучения. Не полагайтесь только на них, не ставьте учебный процесс в зависимость от них. Мы можем полагаться лишь на Слово Божие, Учение Церкви, через которые Дух Святой воздействует на человека, производит работу в его душе. Если взять за пример сравнение Господом Слова Божия с семенем (Лк.8:11) и несколько развить эту тему, то пособия можно сравнить с инструментами, при помощи которых производятся посев и сбор урожая. Земледелец использует самые разные способы, чтобы сеять семя в землю, но он также знает, что жизнь - лишь в семени, а не в тракторе или комбайне. Запомним - мы учим детей основам Царства Божьего. У нас на это очень мало времени. Будем правильно его использовать.

Не перегружайте учебный процесс наглядными пособиями. Планируйте их использование так, чтобы не идти у них на поводу.

При выборе наглядных пособий учитывайте их обучающую ценность. Каждый раз задавайте себе вопрос: какую обучающую ценность имеет это пособие? Поможет ли оно в достижении цели или же послужит лишь для развлечения?

Пользуйтесь ими умело. Не упускайте возможности потренироваться до начала урока, чтобы не путаться потом.

Учитель, который хочет использовать на своих уроках наглядные пособия, должен ответить на следующие вопросы:

1. Насколько точно данное пособие отражает ту или иную мысль?

2. Помогает ли оно лучше раскрыть изучаемую тему?

3. Соответствует ли оно возрасту, умственному развитию и уровню знаний учащихся?

4. В каком состоянии оно находится?

5. Побуждает ли данное наглядное пособие к размышлению?

6. Стоит ли оно затраченного на него времени и усилий?

Итак, помните:

- плохие пособия могут отвлекать от объяснения;

- неумелое использование хороших пособий тоже не окажет помощи;

- пособия должны дополнять, а не преобладать над основным материалом;

- пособие должно готовиться в соответствии с темой урока;

- пособия не должны заменять интересного, содержательного рассказа, раскрывающего тему урока.

ПОДУМАЙТЕ!

Использование пособий - это не ловкий трюк, а испытанный способ сделать преподавание более эффективным. Поэтому все потраченные на него усилия и расходы стоят того!

Свящ . Е.Ф. Сосунцов глава из книги
"Священная История как предмет преподавания в школе",1911 г.


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Существует три вида памяти: слуховая, зрительная и двигательная. В школе всегда развивался наибольшим образом первый вид. Восприятие переходит в более определенное и твердое понятие, если оно производится посредством наибольшего количества ощущений, т.е. при помощи всех трех видов усвоения. На этом верном основании современная школа стремится к применению наибольшего количества наглядных пособий в преподавании всех предметов учебного курса.

Священная История не располагает большим количеством наглядных пособий, а потому необходимо как можно полнее использовать то, что имеется. Первым пособием в преподавании истории вообще служит географическая карта. О ее значении и употреблении сказано на 1-й странице настоящей методики. В применении карты, конечно, прежде всего, необходимо указать местоположение Месопотамии, Аравии, Египта и Палестины, т.е. мест, упоминаемых в Священной Истории, по карте полушарий, а потом, при прохождении курса, иметь всегда под рукой карту Палестины. Пусть каждое событие, приуроченное к известному месту, отмечается учащимися на карте, чтобы рассказ запоминался ими не только посредством слуховых ощущений, но и зрительной памяти. Если событие приурочивается последовательно к местностям, находящимся рядом друг с другом, то слуховой и зрительной памяти будет приходить на помощь и двигательная. Карта тогда послужит и к обоснованием Священной Истории как достоверного знания, покоящегося не только на чувстве веры, но и подлежащего подтверждению разумом, и та же карта даст возможность учащимся крепче усвоить сообщаемые им сведения.

Географическая карта дает некоторое понятие о том, где произошло известное событие посредством сопоставления взаимоотношений между отдельными местностями. Эти сведения дополняются посредством ответа на вопрос, как произошло событие, через священно-историческую картину. Все дети любят рассматривать картинки, и поэтому священно-исторический рассказ, дополняемый картиной, приобретает в глазах учащихся особенный интерес и через это содействует успешности занятий.

Картина может применяться на уроках двояким способом: она или может быть взята за исходную точку, от которой ведется рассказ, или же дополняет и напоминает его. Так, например, притча о мытаре и фарисее по первому способу рассказывается так: законоучитель показывает картину и спрашивает учащихся: "Что вы здесь видите?" Ученики отвечают: "Двоих людей". Закон. Где они стоят? Учен. В церкви. Зак . Что в церкви делают? Учен. Молятся Богу. Зак . Как они стоят: рядом или иначе. Учен. Один впереди, другой позади. Зак . Как держит голову первый? Как второй? И т. д.

На основании такого разбора картины преподаватель ведёт рассказ. Два человека пришли в церковь молиться Богу. Один человек был гордый и назывался фарисей. Фарисей считал себя праведным, встал впереди и начал хвалиться перед Богом: благодарю тебя, Боже, что я не таков, как другие люди… и т. д. Нетрудно заметить, что при этом способе ведения рассказа картина имеет весьма существенное значение. Чем она богаче подробностями, тем полнее может быть рассказ, чем ближе она к истине, тем точнее получается и повествование. Преимущество этого способа заключается в том, что дети сначала видят картину, стремятся к истолкованию ее и слушают рассказ с большим вниманием, участвуя сами в приобретении новых сведений посредством перехода от известного к неизвестному. Но эти достоинства способа предварительного разбора священно-исторических картин и уменьшаются теми недостатками, какие скрываются под кажущимися преимуществами.

Нельзя упускать из вида того обстоятельства, что главным источником Священной Истории служит Слово Божие, а не воображение художника. При ведении рассказа через рассматривание картины приходится принимать истолкование библейских событий художником и подчиняться этому толкованию. В картине может быть или очень много подробностей, которые могут отвлекать внимание от главного, существенного, или такие изображения, которые могут быть названы лишь правдоподобными, но не подлинными. С точки зрения искусства они верны, но не могут быть предложены вниманию учащихся в качестве бесспорных. А дети принимают все за истину не с идейной лишь стороны, а в полном объеме. Не говоря уже о том, что большинство рисунков компонуется рисовальщиками, а не художниками, можно заметить, что и художник вносит в библейскую картину свое творчество, и с подробностями священных изображений не всегда можно согласиться. Для всякого ясно различие между картинами из жизни Спасителя - например, Поленова и Нестерова, Васнецова и Гоффмана. Развитого человека это различие нисколько не поражает, но в детях вызывает недоумение. Вследствие простодушной доверчивости детей ко всему, что они видят и слышат, картину удобнее употреблять после рассказа в качестве его наибольшего освещения. Выслушав предварительно рассказ, дети обращают внимание при рассматривании картины на главное и не развлекаются подробностями, ни в воспитательном отношении. При показывании картины после рассказа учащиеся большею частию сами находят участников события и угадывают их действия. Законоучителю остается лишь направить внимание учеников на главное и тем оказать содействие к укреплению в памяти детей хода событий. По картине учащиеся могут повторить рассказ, слышанный ими от преподавателя, и картина может служить для них хорошим вспомогательным средством.

Картины Священной Истории могут быть или стенными, большого размера, или же напечатанными в учебниках. Стенные картины Священной Истории далеко не богаты по выбору в русских изданиях и не отличаются изяществом рисунка, кроме нескольких картин под названиями: Виды Палестины, Святая Земля и гелиогравюры духовного содержания издания фирмы Гросман и Кнебель. Названные издания скорее относятся к области библейской географии и притом дороги по цене. Конечно, они могут быть полезны для школы, но начальные училища пока еще не имеют возможности приобретать многого, что хорошо и полезно, из области наглядных пособий. Не только начальные школы, но и средние учебные заведения пока довольствуются картинами Сидорского: 50 карт. - 7 рублей, 20 карт. - 3 рубля, Сытина - Альбом 12 праздников - 2 рубля, Ансерова - Объяснение богослужения и Фену: сокращенное собрание из 17 картин - в 2 р. 50 коп. и полное - из 35 картин в 4 рубля. Все эти картины могут быть названы лишь более или менее удовлетворительными, но далеко не идеальными. Заграничные картины не всегда соответствуют духу православия и малодоступны по цене. Выписка заграничных изданий сопряжена с большим риском, так как везде есть плохие издания, а между заграничными картинами встречаются такие плохие, которые совершенно непригодны для школы.

Другим средством для уяснения рассказов картинами служат изображения в самом тексте учебника. При современных способах воспроизведения картин в тексте книги могут быть напечатаны прекрасные рисунки в виде копий с тех художественных произведений, которые стали общим достоянием. Учебники Священной Истории с картинками появились в семидесятых годах прошлого столетия, но они не были рекомендованы к употреблению в качестве учебников и были оттеснены книжками без рисунков, написанными так, что дети их совершенно не понимают и считают "закон" не Божеской милостью, а Божьим наказанием людям. Можно подумать, что русская школа старалась сделать изучение Священной Истории предметом наиболее сухим, мудреным, безжизненным и скучным. И нужно заметить, что эта цель достигнута блестяще. Многие педагоги задавались вопросом: "Почему ученики читают и перечитывают книжку для чтения и обнаруживают полное нежелание, без принуждения, читать Священную Историю", хотя она, по словам тех же детоводителей, "есть история детства человечества, родственна духу детей и, одним словом, вполне детская наука". Разгадка этого вопроса проста и требует сознания своей нищеты духовной от тех вождей, некоторые хотят лишь учить, но не желают учиться. Книжка для чтения написана понятным для детей языком и снабжена картинками. Сделайте то же с учебником Священной Истории, и он будет любимой книгой детей. Последнее проверено нами на деле в разных семействах. Детям были даны книжки с хорошими картинками, и Священная История читалась больше, чем другие рассказы.

Наглядность в обучении имеет весьма существенное значение, но этого пока еще не в состоянии усвоить. Поклонники старой школы убеждены, как друзья Иова, что они только думают обо всем верно и что с ними умрет сама премудрость. Самым лучшим средством для пробуждения глубокого интереса к изучению Священной Истории и к более полному усвоению ее могло бы быть рисование самими учащимися библейских событий. Но пока еще р последнее обстоятельство не лишает возможности прибегать иногда хотя бы к схематическим очертаниям некоторых предметов. Так, например, весьма полезно изобразить план скинии, положение Моисея и народа во время Синайского законодательства, расположение войск еврейских и филистмских пред победой Давида над Голиафом, путь евреев из Египта в Ханаан, путь Авраама, пути Спасителя из Галилеи в Иерусалим и т. п. Для всех подобных чертежей не требуется никакого уменья рисовать, а между тем изображение различных предметов и моментов пред глазами учащихся содействует отчетливости представлений об этих предметах в их сознании и укрепляет эти представления в памяти. Той же цели содействует, чрез влияние на воображение, чтение хороших стихотворений на библейские темы. В русской литературе существует немало таких поэтических произведений разных писателей, соединенных в сборники. Чтение стихотворений, как и показывание картин, возбуждает внимание учащихся, и они ближе принимают к сердцу то, что им было сначала передано в виде рассказа. Такое явление зависит от формы изложения в виде размеренной речи и лучших выражений. Стихотворения могут читаться и на уроках, и на устраиваемых в каждой хорошей школе воскресных чтениях, рождественских елках, литературных утрах и других внеклассных школьных занятиях, служащих пособием к учебно-воспитательному делу.

Эти же стихотворения, для разнообразия, можно и петь на известные детям мотивы, подобрать которые весьма нетрудно, так как школьное пение начинает постепенно входить в число учебных предметов и, благодаря различным сборникам школьного пения, дети знакомятся со многими мелодиями. О некоторых событиях библейской истории могут быть пропеты не только современные стихотворения, но и библейские, т.е. псалмы и песни из книг Священного Писания. На уроке Закона Божия полезно соединять все лучшее как из времен, так и из настоящего.

Конечно, можно преподавать Священную Историю и без наглядных пособий и вообще без всяких правил, но цена такому преподаванию ничтожна. Исключительные, выдающиеся натуры и самостоятельно могут дойти до деятельного подражания библейским праведникам, но большинство людей, с которыми имеет дело законоучитель, не исключительно, а обыденно. Уменье и соблюдение известных правил нужно во всяком деле, и исключать преподавание Священной истории из общей нормы нет никаких оснований.

Долголетний опыт преподавания Закона Божия без методик и без правил дал весьма печальные результаты: поднявшиеся юноши и дети стали, по выражению пророка Исайи, князьями народа, и ругатели взяли верх над ним. Власть духовных пастырей пошатнулась от натиска детей, потому что она не имела внутренней силы. Законоучители говорили на таком языке, которого учащиеся не понимали. Один старый деревенский мулла выражался о задачах вероучительства так: "Ты закон калякай, только чтобы народ не больно понимал, а то нам, муллам, беда поспеет." Мулла видел беду с одной стороны, со стороны трудности исполнения всего вероучения пред глазами прихода, но от такого учительства грозит большая беда, а какая - это понятно всякому.

В школах всех наименований завоевывает себе первое место в ряду предметов преподавания естествознание. Благодаря своей наглядности, удобопонятности и занимательности оно привлекает к себе детей; если к тому же в преподаватели природоведения попадает человек с противохристианским настроением, но любящий свой предмет и потому приобретающий симпатии детей, то Закон Божий непременно будет существовать в школе лишь по имени. Законоучитель будет вести свои уроки, будет исправно получать вознаграждение, учащиеся будут отвечать уроки, но со всяким сомнением они пойдут к учителю, потому что он все пояснит просто, доступно и с любовью. Добрый пастырь почует отчужденность детей от него, но привлечет их лишь в том случае, если Слово Божие будет им преподавать просто, не высоким ломоносовским штилем, не уснащая его ложным "помазанием" или елейностью, а так, как учил Спаситель. У раввинов в школах было все: и высокий штиль, и благоговейное произношение имен Божиих, и литературно-священный слог, а Христос говорил на простонародном наречии, как это видно из сохранившихся в Евангелии некоторых выражений. Так неужели и православным законоучителям следует подражать врагам Христовым, а не Христу?

Впрочем, Господь никого к Себе не ведет против воли его. "Мертвые всегда будут погребать своих мертвецов, а слепые вожди будут губить в ямах и водимых ими. Но мертвое останется мертвым, а жизнь будет бить ключом в живых".

С.С.Куломзина глава из книги
"Наша Церковь и наши Дети", 1994г.


ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Прилагаемая ниже схема не является программой преподавания Закона Божия. Это скорее попытка продумать содержание занятий по Закону Божию с детьми на различных этапах их умственного и душевного развития. Мне кажется, что использовать материал, всегда составлявший главное содержание православного религиозного обучения, - повествования из Ветхого и Нового Завета, объяснение богослужения, вероучения, истории Церкви, житий святых, - следует не в историческом или логическом разделении проходимого материала, а в таком порядке и в таком методическом изложении, чтобы этот материал являлся духовной пищей на разных ступенях духовного, душевного и умственного развития ребенка.

Для определения этапов умственного и душевного развития ребенка я пользовалась книгой английского педагога-психолога Рональда Гольдмана "Готовность к религии". Гольдман связывает эти этапы с десятью основными "темами" жизненного опыта и мышления детей:

1) семья;

2) представление о своей личности;

3) отношение к окружающей среде;

4) понятие о Церкви;

5) понятие об окружающем мире;

6) понятие о Боге;

7) молитва;

8) понимание символизма:

9) нравственные понятия;

10) историческое сознание.

Кратко излагая формулировки Гольдмана и того, как дети вопринимают на разных ступенях своего развития перечисленные темы, я параллельно постаралась подобрать соответствующий этой схеме христианский духовно-нравственный и педагогический материал. Ничего нового в подобранном мною материале нет. Это те же рассказы из Священного Писания, объяснения богослужения и вероучения, которые входили в программу преподавания Закона Божия. Я попыталась только наметить, как и когда следует знакомить детей с этим материалом, чтобы он оказывался полезным для их духовного развития.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.