Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере МСУ.
Классификации муниципальных правоотношений:
1. По формам осуществления власти:
· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;
· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;
· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
2. По областям общественной жизни:
· отношения, возникающие в области местного хозяйства;
· в области социально-культурного развития;
· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.
3. По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:
· отношения, которые возникают в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов МСУ по решению вопросов местного значения;
· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов МСУ по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;
· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.
Элементы муниципальных правоотношений: субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Субъектов - те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере МСУ, можно разделить на четыре группы: индивидуальные; коллективные; политико-территориальные образования; социальные общности.
Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:
а) общие субъекты:
· граждане;
· иностранцы;
· лица без гражданства;
б) специальные субъекты:
· избиратели;
· депутаты представительных органов
· должностные лица органов местного самоуправления;
· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.
В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:
· муниципальные образования ;
· субъекты Федерации;
· сама Российская Федерация.
В группу коллективных субъектов входят:
· органы местного самоуправления;
· государственные органы;
· органы территориального общественного самоуправления;
· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.
В группе социальных общностей:
· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);
· население (народы) субъектов Федерации;
· многонациональный народ России.
Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями - это союзы и ассоциации муниципальных образований.
В Законе N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении МСУ иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В соответствии с п. 10 ст. 4ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего МО, имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.
Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий.
К числу объектов муниципальных отношений относятся:
· территория муниципальных образований;
· муниципальное имущество;
· муниципальные правовые акты.
Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований.
Вопрос 5. Европейская хартия местного самоуправления: значение, общая характеристика.
Значение: Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы органов местного самоуправления.
Хартия имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, её подписавших и ратифицировавших.
Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии местного самоуправления. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления.
Общая характеристика:
Содержание хартии:
1. МСУ должно быть закреплено во внутреннем законодательстве, по возможности, в Конституции;
2. В ЕХ установлено минимальная структура органов МСУ:
- советы или собрания, избираемые на принципах свободы, тайности, всеобщности, равного доступа (назначаться не могут!);
- подотчетные органы (например местная администрация);
3.Основные полномочия МСУ необходимо указать в Конституции;
4. Органы МСУ, в установленных пределах, обладают свободой действий;
5. Изменение территорий допускается только с учетом мнения населения ( в т.ч. через референдум);
6.Органы МСУ сами определяют свои внутренние административные структуры;
7. Контроль за деятельностью МСУ может осуществляться в установленном законодательством порядке и должен соответствовать принципу соразмерности;
8. Органы МСУ должны иметь собственные финансовые ресурсы, соразмерные полномочиям;
9. Часть финансовых ресурсов это местные налоги и сборы;
10. Дополнительно может предоставляться финансовая помощь от государства (субсидии, субвенции, дотации)
11. МСУ – это право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действовать в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 301.