Вопрос Муниципальные правоотношения: понятие, элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере МСУ.

Классификации муниципальных правоотношений:

1. По формам осуществления власти:

· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;

· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;

· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2. По областям общественной жизни:

· отношения, возникающие в области местного хозяйства;

· в области социально-культурного развития;

· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.

3. По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:

· отношения, которые возникают в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов МСУ по решению вопросов местного значения;

· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов МСУ по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;

· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.

Элементы муниципальных правоотношений: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов - те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере МСУ, можно разделить на четыре группы: индивидуальные; коллективные; политико-территориальные образования; социальные общности.

Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:

а) общие субъекты:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

 

б) специальные субъекты:

· избиратели;

· депутаты представительных органов

· должностные лица органов местного самоуправления;

· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.

В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:

· муниципальные образования ;

· субъекты Федерации;

· сама Российская Федерация.

В группу коллективных субъектов входят:

· органы местного самоуправления;

· государственные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группе социальных общностей:

· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);

· население (народы) субъектов Федерации;

· многонациональный народ России.

Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями - это союзы и ассоциации муниципальных образований.

В Законе N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении  МСУ иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В соответствии с п. 10 ст. 4ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего МО, имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий.

 

К числу объектов муниципальных отношений относятся:

· территория муниципальных образований;

· муниципальное имущество;

· муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований.

Вопрос 5. Европейская хартия местного самоуправления: значение, общая характеристика.

Значение: Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы органов местного самоуправления.

Хартия имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, её подписавших и ратифицировавших.

Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии местного самоуправления. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления.

Общая характеристика:

Содержание хартии:

1. МСУ должно быть закреплено во внутреннем законодательстве, по возможности, в Конституции;

2. В ЕХ установлено минимальная структура органов МСУ:

       - советы или собрания, избираемые на принципах свободы, тайности, всеобщности, равного доступа (назначаться не могут!);

       - подотчетные органы (например местная администрация);

3.Основные полномочия МСУ необходимо указать в Конституции;

4. Органы МСУ, в установленных пределах, обладают свободой действий;

5. Изменение территорий допускается только с учетом мнения населения ( в т.ч. через референдум);

6.Органы МСУ сами определяют свои внутренние административные структуры;

7. Контроль за деятельностью МСУ может осуществляться в установленном законодательством порядке и должен соответствовать принципу соразмерности;

8. Органы МСУ должны иметь собственные финансовые ресурсы, соразмерные полномочиям;

9. Часть финансовых ресурсов это местные налоги и сборы;

10. Дополнительно может предоставляться финансовая помощь от государства (субсидии, субвенции, дотации)

11. МСУ – это право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действовать в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.