Вопрос Источники муниципального права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источник права можно определить как форму выражения правовой нормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления.

Для обеспечения взаимосвязи национального права России и международного права, Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры имеют юридическую силу только после их ратификации Федеральным Собранием России, осуществляемой в форме принятия федерального закона.

Важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления является Европейская Хартия, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти . Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Первая часть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.

2. Вторую группу источников муниципального права составляют федеральные нормативно-правовые акты.

Конституция РФ содержит начала всех правовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели, задачи и роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения.

Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридической силой в отношении всех иных законодательных актов.

Общественные отношения в области местного самоуправления регулируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства, постановлениями Конституционного Суда, постановлениями палат Федерального Собрания.

2. К третьей группе источников муниципального права относятся нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов по вопросам местного самоуправления, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления Законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       В соответствии закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые субъектами РФ нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления должны находиться в полном соответствии с Конституцией и федеральными законами.

       Круг первоочередных законов, которые необходимо разработать и принять органам государственной власти субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления. В числе таких нормативно-правовых актов, закон об административно-территориальном устройстве; закон о местном самоуправлении; законы о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; о местном референдуме; о муниципальной службе; о порядке регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований; закон о порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления.

3. Муниципальные правовые акты

Важнейшим такого рода актом является устав МО, который разрабатывается МО самостоятельно и принимается либо представительным органом, либо населением непосредственно. Устав МО принимается в обязательном порядке и подлежит государственной регистрации: Он должен соответствовать Конституции, законам РФ и законам субъектов. В случае противоречия положений устава МО положениям указанных нормативно-правовых актов в его регистрации может быть отказано. Устав МО вступает в силу только после его официального опубликования (обнародования).

       Помимо уставов органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) и другие правовые акты. Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения, принятые по вопросам местного значения органами местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории МО всеми предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами, общественными объединениями. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений влечет ответственность в соответствии с законом.

В зависимости от своих юридических свойств правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения и индивидуальные акты.

Правовые акты представительных органов МСУ - решения. Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются в уставе МО. В этих актах традиционно определятся кворумы для принятия решений и для преодоления «вето» главы МО.

Руководитель исполнительного органа МСУ (глава администрации), а также глава МО (если такая должность предусмотрена в уставе МО) в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения.

В форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов.

Правовые акты иных органов и должностных лиц МСУ определяются, как правило, соответствующими положениями об этих органах. Обычно руководители структурных подразделений исполнительного органа       (администрации) издают по вопросам своего ведения приказы.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 188.