Вопрос 2 Понятие, предмет и метод муниципального права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция закрепила МСУ как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере МСУ как одной из форм единой публичной власти;

3) МСУ не входит в систему гос власти. МСУ можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) МСУ призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные к таковым уставом МО в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, законами субъектов РФ.

Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправлении. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

- отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

- отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

- отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

- отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

- отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

- отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе МСУ принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений МСУ, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность.

Императивный метод предусмотрен законодательством о МСУ для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы МСУ являются юр лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юр лицами, с гос органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

МО являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы МСУ управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы МСУ приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор.

Запреты — способ юр воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Ст 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Метод гарантий, государство приняло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав МСУ, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. В качестве примера можно привести ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которая устанавливает, что образование органов МСУ, назначение должностных лиц местного самоуправления органами гос власти и государственными должностными лицами не допускается. В соответствии с данным Законом федеральные органы гос власти, органы гос власти субъектов РФ обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.