Разделение анализа по видам основывается на необходимости классификационного их разграничения по различным признака. В работе В.В. Ковалева выделены классификационные признаки видов анализа финансово хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Нами предложено использовать следующие классификационные признаки:
· субъект анализа (пользователи результатов анализа);
· анализируемое направление деятельности предприятия;
· горизонт проведения анализа;
· методы изучения объектов анализа;
· степень охвата изучаемых объектов.
По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.
· Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.
· Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.
Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия, что, как правило, предполагает исследование различных составляющих.
Вид – классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками, входящий в состав общего разряда.
· производственно-технологической;
· финансово-экономической;
· организационной (структурной);
· социальной (кадровой).
Наряду с вышеуказанным, возможно (и в ряде случаев даже целесообразно) проведение исследований по следующим направлениям деятельности предприятия:
· производственной;
· инвестиционной;
· финансовой.
По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:
· ретроспективный;
· текущий;
· перспективный;
· стратегический.
Ретроспективный предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.
Текущий основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.
Перспективный (прогнозный) ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемый анализ в долгосрочной перспективе). Различия между оперативным, тактическим и долгосрочным анализом определяются, в первую очередь, особенностями хозяйственной деятельности конкретного предприятия, а затем– периодом прогнозирования результатов.
Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.
По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа:
· качественный;
· количественный (факторный);
· экспресс-анализ;
· трендовый;
· экономико-математический и др.
Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.
Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.
Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.
Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.
Вместе с тем при проведении анализа финансово хозяйственной деятельности в некоторых исследованиях [9-15] , например Шеремета А.Д. [16, стр. 30], предлагается использование иных методов, которые наиболее целесообразно выделять в качестве этапов алгоритма проведения практических работ:
· горизонтальный;
· вертикальный;
· анализ финансовых коэффициентов;
· факторный анализ;
· трендовый анализ.
По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:
· сплошной;
· выборочный.
Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов, выборочного – части объектов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 329.