В обязанности старосты группы практикантов входит:
1. Учёт посещаемости студентами –практикантами ДОУ.
2. Оповещение практикантов о коллективных консультациях и мероприятиях.
3. Выполнение поручений руководителей практики (МПК и ДОУ).
План-программа прохождения практики по ПМ 01.
Коды ПК, ОК | Наименование разделов ПМ (из программы ПМ) | Содержание заданий по виду работ | Форма отчётности |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПК 1.1.- 1.4. ПК 5.1-5.5 ОК 1-11
| Раздел 1. Медико-биологические и социальные основы здоровья Раздел 2. Основы теории и методики физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Раздел 3. Методика обучения детей дошкольного возраста двигательным навыкам и умениям | 1. Наблюдение и анализ различных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции. | 1. Протокол анализа мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей. 2. Оформить таблицу. 3. Оформить результаты анкетирования родителей. 4. Запись наблюдения и анализа в дневнике. 5. Эскиз (модель) оформления РППС по образовательной области «Физическое развитие» |
2. Планирование, организация и проведение работы по разделу 1: беседы о ЗОЖ, дидактические игры и др. | 1. Конспект по ЗОЖ (по выбору студента). 2. Запись самоанализа (взаимоанализа) в дневнике. 3. Работа с родителями (по выбору студента) | ||
3.Планирование, организация и проведение работы по разделу 2: режимные моменты, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулка, закаливание в соответствии с возрастом детей | 1. Конспект режимных моментов (2). 2. Конспект утренней гимнастики (2). 3. Конспект закаливания (1). 4. Конспект прогулки(1). 5. Конспект подвижной игры. 6. Атрибуты к подвижным играм (картотека подвижных игр). 7. Запись самоанализа (взаимоанализа) в дневнике. 8. . Работа с родителями (по выбору студента) | ||
4. Планирование, организация и проведение работы по разделу 2: непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в соответствии с возрастом детей | 1. Конспект физкультурного занятия (2). 2. Запись самоанализа (взаимоанализа) в дневнике | ||
5. Планирование, организация и проведение работы по разделу 2: физкультурный досуг (праздник) в соответствии с возрастом детей | 1.Конспект физкультурного досуга (1). 2.Запись самоанализа (взаимоанализа) в дневнике | ||
6. Планирование, организация и проведение работы по разделу 3: проведение педагогической диагностики по физическому развитию детей в разных возрастных группах: | 1. Диагностические карты. 2.Разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка |
Задание 3.1. Изучение и анализ плана физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Методические рекомендации:
1. Повторите лекционный материал.
2. Анализируя план, выпишите формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые имеют место в практике работы ДОУ (группы).
3. Укажите, как часто планируется та или иная форма работы (ежедневно, еженедельно, 1-2 раза в месяц, 1раз в три месяца, 1 раз в полгода, 1 раз в год).
4. Выясните, кто организует и проводит ту или иную форму работу, указанную в плане (воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник и др.).
5. Укажите, учитываются ли индивидуальные особенности детей и как это отражено в плане.
6. Укажите, через какие формы работы с родителями воспитатель информирует родителей о физическом состоянии и развитии ребёнка.
7. Выясните, планируются ли способы (формы, методы) профилактики травматизма при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
8. Заполните таблицу 1.
Оценка здоровья детей группы Таблица 1
Группа
Возраст
Группа здоровья
ЧБД
В том числе:
Примечание :1. В графе «В том числе» указываются заболевания характерные для детей той группы, в которой Вы проходите практику.
2. ЧБД – часто болеющие дети.
3. Укажите % от общего количества детей в группе.
9. Проведите с детьми работу по формированию здорового образа жизни, используя беседу, дидактические игры, презентации и др. (по выбору студента).
10. Проведите анкетирование родителей (см. Приложение 16)
11. Сделайте выводы о соответствии планируемых форм физкультурно-оздоровительной работы основным положениям теории, ФГОС ДО. Разработайте предложения по совершенствованию организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с учётом анкетирования родителей.
Задание 3.2. Изучение и анализ развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по образовательной области «Физическое развитие»
Методические рекомендации:
1. Изучите ФГОС ДО (см. Введение), повторите материал теоретического курса.
2. Перечислите инвентарь, оборудование, тренажёры, имеющиеся в спортивном уголкегруппы (физкультурном зале ДОУ). Сделайте выводы о его соответствии возрасту детей, требованиям ФГОС дошкольного образования, СанПиН и реализуемой Программе в группе (см.Приложение 8)
3. Имеет ли место организация безопасного пространства в группе.
4. Эстетика оформления РППС.
5. Имеется ли картотека подвижных игр, гимнастики после сна и др. и их соответствие возрасту детей, Программе.
6. Имеется ли в группе методическая литература по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей, материалы консультаций для родителей.
7. Сделайте выводы о том, подчинена ли РППС ребенку, его психологическому здоровью, носит ли она развивающий характер.
8. Предложите варианты оформления РППС по образовательной области «Физическое развитие» (для «Ярмарки педагогических идей»).
Задание 3.3. Знакомство с инструкцией по охране жизни и здоровья детей.
Методические рекомендации:
1. Изучите инструкцию и выпишите её основные разделы.
2. Проведите наблюдение за деятельностью воспитателя в режимных моментах с целью выявления реализации им основных положений Инструкции.
3. Сделайте выводы о соблюдении в группе правил охраны жизни и здоровья детей. Продумайте рекомендации.
Задание 3.4. Наблюдение, анализ за организацией и проведением образовательной деятельности в режимных моментах в 1-ю (2-ю) половину дня и самостоятельное проведение образовательной деятельности в режимных моментах.
Методические рекомендации:
1. Краткая теоретическая информация
Режим рассматривается как порядок чередования различных видов деятельности и отдыха человека в течение суток.
Оптимальная организация режима дня способствует нормальному развитию организма детей и эффективному использованию учебного времени.
Режимные моменты понимаются как относительно обособленные по временным характеристикам и направленности эпизоды, из которых состоит режим жизнедеятельности человека.
При пребывании ребёнка в течение 10-12 часов в группе детского сада режимные моменты охватывают более 60% времени.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования режимные моменты используются для организации совместной деятельности воспитателя и детей с целью решения образовательных задач.
Термин «образовательная деятельность в режимных моментах» можно определить как целенаправленное системное сопровождение ребёнка, осуществляемое в разные режимные моменты в процессе освоения содержания образовательной программы.
Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, может быть рассмотрена в двух аспектах:
1. ежедневное и планомерное взаимодействие воспитателя и детей, направленное на решение задач по воспитанию культуры общения и поведения детей (во время утреннего приёма, вечером), культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, которое осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду и зависит от индивидуального темпа их освоения;
2. реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Примечание: Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО).
2. Проанализируйте содержание образовательной деятельности в режимных моментах в первую и вторую половину дня, сделав хронометраж деятельности воспитателя и детей. Сделайте фотозапись режимных моментов (см. таблицу 2)
Примерная схема фотозаписи режимных моментов Таблица 2.
Режимный момент и его структурные компоненты | Время, отведенное на режимный момент и фактически затраченное время | Деятельность воспитателя/помощника воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Напр.: Организация питания: -подготовка к приёму пищи; -дежурство (поручение); -приём пищи | |||
Организация умывания: - - |
3. Проводя анализ режимных моментов, опирайтесь на схему анализа, приведённую в Приложении 6.
4. Составьте конспект проведения режимных моментов в 1-ю и 2-ю половину дня в соответствии с планом практики (см. Приложение 17).
5. Посмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные; подберите игры- забавы, которые можно провести с детьми в группе и на прогулке; посмотрите альбом с поделками и выберите те, которые вы сделаете с детьми; подберите образовательные ситуации, интересные книги, которые вы могли бы почитать детям, а такжехудожественно-литературный материал (стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песенки), презентации необходимые для поддержания интереса дошкольников к выполнению режимных моментов.
6. По составленному конспекту подготовьтесь к проведению режимных моментов:
6.1. Вместе с воспитателем-наставником пересмотрите конспект, по необходимости его доработайте. Заверьте конспект у воспитателя (постоянно).
6.2. Заверьте конспект у преподавателя (в 1-й раз), руководителя практики от МПК (затем постоянно);
6.3. Заранее подготовьте пособия и дидактический материал, который вам предстоит использовать (картины, слайды, игрушку для «сюрпризного момента», наборы дидактических игр, модели и др.);
6.4. Выучите конспект;
6.5. При организации режимных моментов старайтесь распределять своё внимание, обеспечивая тем самым, контроль за деятельностью и поведением всех детей.
6.6. Подключайтесь к деятельности детей в каждый удобный момент.
7. Сделайте выводы. Разработайте предложения по совершенствованию и коррекции режимных моментов.
8. Проведите рефлексию собственной деятельности, используя вопросы приведённые ниже.
Вопросы для рефлексии:
1. Какие требования к уровню культурно-гигиенических навыков детей предъявляются в реализуемой программе в данной возрастной группе.
2. Как справляются дети с поставленными задачами при умывании, приеме пищи, одевании, раздевании в данной возрастной группе.
3. Оцените уровень выполнению детьми норм и правил культуры поведения у детей своей возрастной группы.
4. С какими трудностями столкнулись.
5. Какой методической литературой пользовались по совершенствованию профессиональных умений.
Задание 3.5. Наблюдение и анализ закаливающих процедур во вторую половину дня.
Методические рекомендации:
1. Краткая теоретическая информация
У каждого ребенка есть врожденная способность адаптироваться к условиям окружающей среды.
Главные компоненты правильного закаливания – постепенность, посильность, последовательность.
Основные правила проведения закаливания в детском дошкольном учреждении
1. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически.
Помните о том, что эффект достигается за несколько месяцев, а исчезает через 5-7 дней в случае игнорирования. Ведь только от систематических тренировок можно ожидать положительных результатов.
Воспитатели должны провести беседу с родителями, чтобы те продолжали закаливать ребёнка и дома.
Единственное исключение – плохое самочувствие ребёнка.
2. Продолжительность закаливающих процедур увеличивают постепенно. Постоянно необходимо учитывать состояние здоровья ребёнка и его эмоциональное состояние. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, не плакать.
Если ребёнок по болезни или какой-то другой причине пропустил более десяти дней занятий, то процедуру стоит начинать с начального уровня.
Чтобы ни про кого не забыть, воспитатели должны вести отдельный журнал, где отмечать для конкретного ребёнка, когда и насколько произошёл перерыв.
3. Интенсивность процедур должна также увеличиваться. То есть воспитатели должны расширять зону воздействия, «агрессивность » (температуру и т.д.). В частности, температура воды должна уменьшаться каждые несколько дней на два-три градуса.
4. Начинать закаливание можно, если это мероприятие одобряет медицинский работник. Воспитатель должна постоянно информировать медработника об изменении в состоянии здоровья детей.
5. Воспитатель должна формировать у детей потребность в закаливании.
Оздоровительная направленность закаливания:
Закаливание – средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.
Воспитательная направленность закаливания:
Закаливание – это система тренировок физическими природными (солнечные и воздушные ванны, купание, плавание в открытых водоёмах) и искусственными (душ, ванна, баня) факторами, направленная на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающего.
В процессе закаливания у детей закрепляются привычки, положительно влияющие на здоровье, воспитывающие у них ряд ценных качеств.
Общие положения, связанные с процессом закаливания в воспитательных целях:
- выбор наиболее приемлемого для ребёнка вида закаливания;
- постепенный переход к восприятию контрастных видов с учётом эмоциональной положительной реакции детей;
- использование музыкальных средств в зависимости от вида закаливания, освещения;
- привычка принимать закаливающие процедуры обязательно должна формироваться на фоне приятных эмоций, чтобы всё воспринималось как весёлая игра, а не тяжкая обязанность.
Образовательная направленность закаливания:
Общие положения, связанные с процессом закаливания в образовательных целях:
- формирование первоначальных знаний о закаливании в различных видах детской деятельности (игровой, продуктивной);
- формирование физических качеств, необходимых для выполнения действия (физическая готовность);
- формирование личностно-психических качеств, мобилизующих к действию и определяющих характер поведения при его выполнении (психическая готовность).
2. Проведите наблюдение за организацией и проведением закаливания во 2-ю половину дня.
3. Укажите вид закаливания (водные, воздушные процедуры, дорожки здоровья, гимнастика после сна, полоскание горла и др.).
4. Укажите содержание закаливающих процедур и используемый материал, оборудование.
5. В ходе наблюдения заполните таблицу 3.
Гимнастика после сна Таблица 3
Структурные части, содержание физических упражнений | Дозировка Темп | ОМУ | Примечание |
6. Сделайте выводы и предложения.
Задание 3.6. Организация и проведение педагогической диагностики по выполнению детьми норм и правил культуры поведения.
Методические рекомендации:
1.Краткая теоретическая информация
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2. На основе метода наблюдения проведите педагогическую диагностику по выявлению уровня выполнения норм и правил культуры поведения у подгруппы детей при проведении режимных моментов и заполните диагностическую карту (см. таблицу 4). Укажите, сколько детей по результатам диагностики находится на высоком, среднем, низком уровне.
Образец диагностической карты (3-4 года) Таблица 4
Диагностическая карта по формированию у детей навыков культуры еды
Дата заполнения: _________________________________________________________
ФИ ребёнка
Возраст (год, мес.)
Показатели
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов:15
3 балла – умение сформировано, соответствует возрасту, ребёнок осознанно, самостоятельно подходит к его выполнению;
2 балла – умение сформировано частично, ребёнку необходимо напоминание;
1 балл – умение не сформировано, не соответствует возрасту, ребёнку необходимо постоянное напоминание и контроль.
3. Сделайте выводы и разработайте предложения по совершенствованию и коррекции культурно-гигиенических навыков у дошкольников (см. Приложение 14).
Задание 3.7. Проведение педагогической диагностики по выявлению уровня физического развития детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации:
3.7.1. Скоростно–силовые качестваребенка измеряются по расстоянию, на которое он бросает двумя руками набивной мяч весом 1кг.
Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу так, чтобы спина находилась перпендикулярно по отношению к линии. Выполняется бросок из положения: спина прямая, ноги разведены в стороны, набивной мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 2 броска, фиксируется лучший результат.
3.7.2. Методика проведения прыжка (скоростно-силовые качества)
Обследование может проводиться на участке ДОУ или в помещении. На земле (полу) проводят черту длиной 2-3 метра. Ребенок стоит у черты, касаясь её носком, затем прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии на максимальное для него расстояние и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Прыжок повторяется три раза, фиксируется лучшая из попыток. Критерии оценки прыжка в длину с места: исходное положение, одновременное энергичное отталкивание двумя ногами, приседание перед прыжком, группировка во время полета, использование взмаха рук при толчке, приземление одновременно на обе ноги, слегка согнутых в коленях с перекатом с пятки на всю стопу, мягкость приземления.
Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору. Результаты прыжка в длину с места представлены в таблице 6.
Гибкостьопределяется по расстоянию наклона, стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь как можно ниже к полу коснуться установленной перпендикулярно полу линейки. Показатель смотреть от скамейки вниз к полу.
Ловкостьопределяется временем пробегания 10- метровой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы или мячи набивные) в количестве 8 - 10 штук, которые ребенок огибает один справа, другой слева. Дается 3 попытки, записывается в протокол лучший результат.
2. Проведите педагогическую диагностику. Полученные показатели фиксируйте в протоколе (см. таблицу 5)
Протокол Таблица 5
Фамилия, имя ребёнка | Дата обследования | Возраст (год, мес.) | Количественный показатель | Примечание (качество выполнения движений, ошибки и др.) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
3. Сравните полученные показатели, зафиксированные в протоколе, с возрастными показателями (см.таблицу 6, 7).
Таблица 6
Физическое качество
Возраст детей
Года
Лет
Лет
Результаты прыжка в длину с места в сантиметрах Таблица 7
Пол | 3-4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 60-90 | 85-130 | 100-150 | 130-155 |
девочки | 55-93 | 85-125 | 90-140 | 125-150 |
4. Сделайте выводы и разработайте предложения по совершенствованию и коррекции физического развития детей (см. Приложение 14).
Задание 3.8. Наблюдение, анализ и самостоятельное проведение прогулки (1-я и 2-я половина дня).
Методические рекомендации:
1. Краткая теоретическая информация
ФГОС ДО в образовательную деятельность детей включает режимные моменты, одним из которых является прогулка.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
1. оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
2. способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
3. оптимизировать двигательную активность детей;
4. способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
В современной педагогической практике прогулка состоит из следующих структурных компонентов:
- наблюдение;
-двигательная активность детей: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
- индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития;
- труд;
- самостоятельная (игровая, продуктивная, исследовательская) деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки варьируется в зависимости от вида предыдущей деятельности (спокойная, активная).
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут. При этом необходимо сохранить на прогулке тематику общего интегрированного процесса, который осуществляется в течение дня и объединяет в единое целое разные образовательные области.
Модель планирования прогулки с учётом образовательных областей представлена в таблице 8.
Модель планирования прогулки Таблица 8
Образовательная область
Совместная деятельность взрослых и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание условий для самостоятельной детской деятельности
Создание мотивации к сюжетно-ролевым играм
Решение проблемных ситуаций
Свободное общение на разные темы
Ситуативный разговор
Создание мотивации к коммуникативной деятельности
Творческие задания
В современной педагогической практике выделяют 4 вида прогулки:
1. типовая прогулка (максимально свободная деятельность детей, максимальное количество атрибутов);
2. комбинированная (1-я часть прогулки – целевая; 2-я часть – свободная деятельность);
3. прогулка-экскурсия;
4. спортивная прогулка (соревнования, игры-эстафеты, игры с элементами спорта).
2. Проведите наблюдение и анализ прогулки (см. Приложение 13.)
3. Сделайте выводы и предложения.
4. Составьте конспект прогулки в 1-ю и 2-ю половину дня:
4.1. Заверьте конспект у воспитателя и руководителя практики.
4.2. Выучите конспект.
4.3. Подготовьте выносной материал для прогулки. При необходимости сделайте своими руками атрибуты к различным видам игр, запланированных вами на прогулке, подготовьте материал для наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности детей (для «Ярмарки педагогических идей»).
4.4. При проведении прогулки учитывайте режим двигательной активности детей, рекомендованный СанПиН.
5. Проведите рефлексию собственной деятельности, используя вопросы приведённые ниже.
Вопросы для рефлексии (прогулка):
1. Соответствие форм, методов и средств воспитания, обучения на прогулке особенностям возраста, индивидуальным возможностям детей, основным положениям теории, требованиям СанПиН;
2. Соблюдение гигиенических, педагогических условий при проведении прогулки.
3.Результативность прогулки (образовательная, воспитательная, оздоровительная направленность)
4. Результативность индивидуальной работы с детьми на прогулке.
5. Укажите пути совершенствования профессиональной деятельности.
Задание 3.9. Наблюдение, анализ и самостоятельное проведение подвижных игр в режимных моментах.
1. Краткая теоретическая информация
Одним из компонентов режимных моментов являются подвижные игры.
Основные задачи подвижных игр:
1. Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.
2. Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.
3. Развитие креативных возможностей и физических качеств.
4. Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями.
5. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Методика проведения подвижных игр складывается из:
1. организации игры (подготовка к игре, объяснение игры, организация детей в игре);
2. приёмов руководства, используемых в процессе самой игры ( см. Приложение 5).
Для успешной организации и проведения подвижной игры необходимо учитывать следующее:
- сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей;
- соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года; времени проведения (утро, день, вечер); месту проведения; периоду прохождения Программы; степени организованности детей и их дисциплинированности;
- использование разных приемов выбора детей на ведущие роли;
- вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении;
- для обучения детей подчинению правилам, содержащимся в подвижных играх, важно опираться на роль и воображаемую игровую ситуацию;
- стимулировать двигательную активность детей в играх целесообразно с помощью игрушек, спортивного инвентаря, окружающей действительности (цветы, деревья, животные и др.);
- регулируя взаимоотношения детей, уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым;
- соблюдение режима двигательной активности детей в течение дня;
- подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру; если в игре есть стихотворение, песня, то необходимо знать их наизусть;
- следите за внешними проявлениями утомления (учащённое дыхание, покраснение лица), за поведением (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно заканчивайте игру;
- «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает» (Я.А. Коменский).
Не утратили своего значения главные методические требования проведения игр, обоснованные П.Ф. Лесгафтом:
1) установка перед каждой игрой конкретной задачи;
2) соответствие игры возрасту, полу, силам и способностям участников;
3)обеспечение играющим положительных эмоций, инициативы и самостоятельности действий;
4) систематичность и последовательность в организации игр.
2. Проведите наблюдение за организацией и проведением подвижных игр в1-ю и 2-ю половину дня. Проведите анализ подвижных игр в соответствие с Приложением 4
3. Сделайте выводы и предложения.
4. Составьте конспект подвижной игры по следующей схеме:
1-й лист: титульный (см. Приложение 12)
2-й лист:
- название игры;
- цель игры (обучающая, развивающая, воспитательная);
- атрибуты (оборудование для игры);
- место проведения игры;
- количество детей;
- правила игры;
- ход игры: приёмы, используемые в руководстве игрой в соответствие с этапом игры, подведение итога игры (см. Приложение 5);
- модификация игры.
5. Заверьте конспект у воспитателя и руководителя практики.
6. Подготовьте атрибуты для проведения подвижных игр.
7. Выучите конспект и апробируйте его на практике.
8. Проведите рефлексию.
Вопросы для рефлексии (подвижные игры):
1. В какое время режимного момента и где была проведена подвижная игра?
2. Какими нормативными документами пользовались, подбирая и планируя подвижные игры в режиме дня?
3. Какие структурные компоненты в игре вы реализовали, а какие нет?
4. Какие приёмы позволили организовать детей на подвижную игру?
5. Какие приёмы руководства были наиболее эффективны?
6. С какими трудностями столкнулись при организации и проведении подвижных игр, как их преодолевали?
7.Продумайте пути совершенствования профессиональной деятельности.
Задание 3.10. Наблюдение, анализ и самостоятельное проведение физкультурного занятия (традиционная и нетрадиционная форма).
1. Краткая теоретическая информация
Физкультурные занятия – это основная форма обучения детей движениям.
Схема построения занятия:
Занятие состоит из трех частей:
1 часть:вводная длится от 2-5 минут (в зависимости от возраста детей).
Эта часть состоит из разновидностей ходьбы (с заданием), бега (с заданием), прыжков, подскоков, дыхательных упражнений, танцевальных движений. В этой части должны быть элементы построения и перестроения: парами, тройками и др. Может быть игра на внимание, напр.: «Найди свое место», «Найди свою пару» и др.
Время бега: младшая группа – 20 секунд;
средняя группа – 30 секунд (чередуется с ходьбой)
старшая группа – 40 секунд (чередуется с ходьбой)
подготовительная к школе группа – 60 секунд (чередуется с ходьбой).
После бега всегда быстрая ходьба с постепенным замедлением и переходом на спокойную ходьбу.
В конце 1-й части проводится перестроение на ОРУ (в зависимости от возраста детей).
2 часть: основная длится от 10 -20 минут (в зависимости от возраста детей).
Эта часть состоит из комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных движений (ОД), подвижной игры.
ОРУ (комплекс с предметами или без предметов).
На занятии в течение 1-2 недель разучивается новый комплекс упражнений. Затем он используется в утренней гимнастике.
Основные движения.
Основные движения состоят из 2-4 упражнений. В этой части должно быть 1/3 часть нового материала. Способы проведения основных движений: поточный, групповой, фронтальный, метод круговой тренировки.
Способы проведений основных движений на физкультурных занятиях:
Поточный – это способ, когда основные движения выполняются потоком, друг за другом: один ребенок еще не закончил выполнение, а другой уже приступает к нему. Чаще используется на повторном материале.
Фронтальный – это способ, при котором движение выполняется одновременно всей группой детей. Плотность занятия высокая, контроль за качеством выполнения движения сложен.
Групповой – это способ, при котором группа детей делится на 2-3 самостоятельных подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением воспитателя (инструктора по физической культуре) разучивает новое движение, а две другие подгруппы по заданию самостоятельно повторяют знакомые движения. Затем подгруппы по сигналу меняются местами, таким образом, чтобы каждый ребенок поупражнялся на каждом снаряде несколько раз.
Этот способ требует большой самостоятельности от детей и поэтому применяется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель (инструктор) должен стоять так, чтобы дети были перед его глазами, возле сложного по страховке упражнения.
Методкруговой тренировки. Круговая тренировка - это серия спортивных упражнений циклического характера, выполняемых (на снарядах с использованием атрибутов, пособий или без них) фронтально или поточно с индивидуально-максимальной нагрузкой при одномоментном участии детей.
Круговая тренировка обеспечивает индивидуально-максимальную нагрузку для каждого ребёнка. Он сам задаёт себе темп и регулирует нагрузку.
Задача воспитателя (инструктора) – это создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, т.е. обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его возможности.
Музыка, используемая во время круговой тренировки, поднимает настроение и задаёт темп занятию.
Каждое упражнение рекомендуется выполнять на «станции» (4-5), которая имеет образное название либо применяются приёмы имитации и подражания
В детском саду рекомендуется использовать следующие виды круговой тренировки:
-с использованием снарядов (одним или несколько);
-с использованием игрушек;
-сюжетную;
-прыжковую;
-с мячом;
-игровую;
-парную;
-по желанию детей.
Основные принципы организации круговой тренировки с детьми дошкольного возраста:
-наглядность и доступность (рисунок-схема с изображением вида движения)
-последовательность и систематичность (от простого к сложному)
-индивидуально-дифференцированный подход (группа делится на команды по 3-4 человека).
Круговая тренировка способствует повышению общей плотности занятия до 90-95 %, а моторной плотности - до 80-85%.
Примечание:При использовании метода круговой тренировки учитывайте алгоритм распределения детей по подгруппам (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепанов):
Первую подгруппу составляют дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие высоким или выше среднего уровнем физической подготовленности.
Ко второй подгруппе относятся дети с первой и частично второй групп здоровья, имеющих основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним или ниже среднего уровнем физической подготовленности.
Третью подгруппу составляют дошкольники второй и частично третьей групп здоровья, имеющие подготовительную группу допуска к занятиям по физической культуре и отнесенные к среднему или ниже среднего уровню физической подготовленности.
В четвертую подгруппу входят дети второй и третьей групп здоровья, имеющие подготовительную группу допуска к занятиям по физической культуре и отнесенные к низкому и ниже среднего уровню физической подготовленности.
Подвижная игра Подвижная игра – кульминационный момент занятия, поэтому её дают, чтобы увеличить нагрузку, но лучше, если в игре будут те движения, которые на занятии не использовались.
Этапы проведения игры: сбор детей на игру, объяснение содержания и правил игры, распределение ролей в игре, руководство ходом игры, итог игры.
3 часть: заключительная, длится 2-3 минуты.
Эта часть включает спокойную ходьбу, ходьбу с заданиями, упражнения, игры средней и малой подвижности, хороводные игры.
Примечание: между частями НОД осуществляются строевые упражнения; при подборе ОРУ помните об упражнениях, запрещённых и ограниченных к применению в ДОУ (см. Приложение 15).
2. Проведите наблюдение и анализ физкультурного занятия (см. Приложение 10).
3. Составьте конспект физкультурного занятия в соответствии с предъявляемыми требованиями (см. Приложение 12) и по составленному конспекту подготовьтесь к его проведению:
3.1. Вместе с воспитателем-наставником (инструктором) пересмотрите конспект, по необходимости его доработайте. Заверьте конспект у воспитателя (инструктора).
3.2. Заверьте конспект у преподавателя, по необходимости его доработайте;
3.3. Заранее подготовьте пособия, оборудование, которые вам предстоит использовать в каждой структурной части занятия;
3.4. Выучите конспект;
3.5. При организации и проведении занятия старайтесь распределять своё внимание, обеспечивая тем самым технику безопасности.
4. Сделайте выводы и предложения.
5. Проведите рефлексию собственной деятельности, используя вопросы приведённые ниже.
Вопросы для рефлексии:
1. Создание условий для проведения физкультурного занятия.
2. Организация действий по выполнению инструкции по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей.
3. Соответствие содержания занятия поставленной цели, задачам занятия, возрасту детей, уровню их физической подготовленности.
4. Наиболее эффективные методы и приёмы обучения детей.
5. Какие профессиональные компетенции сформировались?
6. Что не получилось, почему?
7. Что необходимо делать для совершенствования профессиональных умений по проведению физкультурных занятий?
Задание 3.11. Наблюдение, анализ и самостоятельное проведение утренней гимнастики (традиционная и нетрадиционная форма).
1. Краткая теоретическая информация
Основная цель утренней гимнастики (УГ): закаливание организма, закрепление двигательных навыков, создание бодрого жизнерадостного настроения.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка возрастает и за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения, уменьшения интервала между упражнениями.
Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Общая продолжительность утренней гимнастики:
- в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин;
- во второй младшей группе ― 5―6 мин;
- в средней группе ― 6―8 мин;
- в старшей группе ― 8―10 мин;
- в подготовительной группе ― 10―12 мин.
Для выполнения ОРУ детей 1-й и 2- ой младшей группы строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (за звеньевыми), к концу года через центр парами; со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через центр зала тройками, парами).
Количество ОРУ увеличивается с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности:
- для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения;
- для второй младшей группы ― 4 упражнения;
- для средней группы ― 4―5;
- для старшей группы ― 5―6;
- для подготовительной группы ― 6―8.
Дозировка упражнений:
- в первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз;
- в средней группе ― 5―6 раз;
- в старшей группе ― 6―8 раз;
- в подготовительной группе ― 8―10 раз.
При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.
Темп выполнения ОРУ:
Упражнения могут выполняться в разном темпе. Например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром темпе, потом 2―3 раза в медленном.
Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.
Исходное положение:
ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе).
Исходные положения «лёжа», «сидя» позволяют снять давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, увеличивать напряжение отдельных мышц.
Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стойка.
Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.
В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.
При проведении ОРУ с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.
В старшем возрасте больший объем занимают ОРУ без предметов.
При выполнении ОРУ используется имитация движений во всех возрастных группах.
Примечание: Подбирая ОРУ, помните об упражнениях, запрещённых и ограниченных к применению в ДОУ (см. Приложение 15).
2. Проведите наблюдение и анализ утренней гимнастики (см. Приложение 9).
3. Составьте конспект утренней гимнастики в соответствии с предъявляемыми требованиями и по составленному конспекту подготовьтесь к его проведению:
3.1. Схема конспекта утренней гимнастики:
1-й лист: титульный (см. Приложение 12)
2-й лист:
Программные задачи:
Форма УГ: (традиционная, нетрадиционная)
Время проведения:
Место проведения:
Инвентарь и оборудование:
Количество детей:
Индивидуальная работа с детьми на УГ:
Ход УГ
Части УГ/время | Содержание | Дозировка Темп | Организационно-методические указания (ОМУ) |
Вводная | |||
Основная | |||
Заключительная |
3.2. Вместе с воспитателем-наставником (инструктором по физ. воспитанию) пересмотрите конспект, по необходимости его доработайте. Заверьте конспект у воспитателя или инструктора.
3.3. Заверьте конспект у преподавателя (руководителя практики), по необходимости его доработайте.
3.4. Заранее подготовьте пособия, оборудование, которые вам предстоит использовать на утренней гимнастике.
3.5. Выучите конспект.
3.6. При организации и проведении утренней гимнастики старайтесь реализовать запланированные методы и приёмы, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
4. Сделайте выводы и предложения.
5. Проведите рефлексию собственной деятельности, используя вопросы приведённые ниже.
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы соблюдали санитарные нормы, правила по охране жизни и здоровья детей при проведении утренней гимнастики?
2. Как вы учитывали возрастные особенности и состояние здоровья детей?
3. Какие приёмы позволили осуществить организацию детей в процессе утренней гимнастики?
4. Что было наиболее сложным в проведении утренней гимнастики?
5. Что необходимо сделать для совершенствования профессиональных умений по проведению утренней гимнастики?
Задание 3.12. Наблюдение, анализ и самостоятельное проведение физкультурного досуга.
1. Краткая теоретическая информация
Физкультурный досуг и физкультурный праздник – это наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.
Основные цели физкультурного досуга:
1. Создание бодрого, радостного настроения, формирование приятных ощущений от собственных успехов и достижений товарищей.
2. Стимулирование активности ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий.
Основные цели физкультурного праздника:
1. Демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми.
2. Обеспечение возможности посоревноваться в праздничной обстановке в силе, ловкости, смелости, сообразительности, ориентировке в неожиданных ситуациях.
Организация физкультурного досуга и праздника представлена в таблице 9.
Таблица 9.
Параметры | Физкультурный досуг | Физкультурный праздник |
Количество | 2 раза в месяц | 2-3 раза в год |
Форма организации | Проводится с 1-2-мя группами детского сада | Проводится с детьми всего детского сада; с участием детей других детских садов; детей 1-2 классов начальной школы |
Время | Продолжительность равняется длительности физкультурного занятия | Продолжительность 50-60 минут |
Место | Музыкальный, физкультурный зал, спортивная площадка, участок детского сада, естественные условия природного окружения (луг, берег реки и т.п.). Обязательно оформление места проведения. | Стадион школы или микрорайона, ФОК, бассейн, каток, лыжня, территория детского сада, естественные условия природного окружения. Обязательно оформление места проведения. |
Организаторы | Воспитатель (инструктор) | Сценарий составляется бригадой специалистов (воспитатель, инструктор, руководитель ИЗО, музыкальный руководитель и др.) |
Содержание | Хорошо знакомые игры и игровые упражнения, упражнения в ОД, игры-эстафеты. Следует учитывать климатические условия и традиции местного населения. Содержание не должно совпадать с физкультурными праздниками и физкультурными занятиями. Содержание должно включать музыкальное сопровождение. | Содержание составляют хорошо известные детям и обновлённые игры-эстафеты, хороводные игры, двигательные загадки и др., путём введения неожиданных условий, пособий, атрибутов, способов организации; Следует учитывать климатические условия и традиции местного населения. Содержание должно включать музыкальное сопровождение. |
Особенности | Планируется во 2-ю половину дня | Планируется в 1-ю половину дня. Планируется во 2-ю половину дня, когда родители приглашаются в роли участников данного мероприятия |
Примерная структура сценария физкультурного праздника:
- название;
- цели и задачи;
- место проведения;
- время проведения;
- количество участников;
- форма одежды;
- показательные выступления группы поддержки;
- инвентарь (оборудование);
- судейская коллегия;
- ход праздника (парад открытия, показательные выступления, разминка, игры-эстафеты, аттракционы, подведение итогов, награждение, парад закрытия).
Примечание: ответственные за проведение праздника заранее знакомят всех участников, судейскую коллегию с положением данного мероприятия.
2. Проведите наблюдение и анализ физкультурного досуга (см. Приложение 11).
3. Составьте конспект физкультурного досуга в соответствии с предъявляемыми требованиями (см. Приложение 12) и по составленному конспекту подготовьтесь к его проведению:
3.1. Вместе с воспитателем-наставником (инструктором) пересмотрите конспект, по необходимости его доработайте. Заверьте конспект у воспитателя (инструктора).
3.2. Заверьте конспект у преподавателя, по необходимости его доработайте;
3.3. Заранее подготовьте пособия, оборудование, которые вам предстоит использовать; оформите место проведения досуга; продумайте награждение; подберите музыкальное сопровождение;
3.4. Выучите конспект;
3.5. При организации и проведении досуга старайтесь распределять своё внимание, обеспечивая тем самым технику безопасности.
4. Сделайте выводы и предложения.
5. Проведите рефлексию собственной деятельности, используя вопросы приведённые ниже.
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы соблюдали санитарные нормы, правила по охране жизни и здоровья детей при проведении физкультурного досуга?
2. Проведите анализ уровня реализации поставленных задач (задача выполнена полностью, частично, не выполнена; что этому способствовало).
3. Проведите анализ реально полученного результата: с позиции выбора структуры, использованных методов и приёмов, индивидуального и дифференцированного подхода к детям, фронтальных заданий, опоры на предшествующую работу и т.д.
4.Что необходимо сделать для совершенствования профессиональных умений по проведению физкультурного досуга?
4. Оценка работы студента- практиканта
Оценка за практику
1. По итогам прохождения практики студенты получают дифференцированный зачёт.
2. Предварительную оценку за практику выставляет воспитатель и руководители практики в базовом детском саду.
3. После проверки отчётной документации в МПК руководитель практики (групповой) и руководитель практики дошкольного отделения имеют право подтвердить или изменить предварительную оценку.
4. Итоговая оценка выставляется в журнал по практике и зачётную книжку студента.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 318.