Изучение геометрического материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основное содержание геометрического материала, изучаемого обучающимися с легкой умственной отсталостью в 1–4 классах, представлено в разделе «Геометрический материал» программы по математике, содержащейся в Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).

При изучении геометрического материала, предусмотренного программой по математике для изучения в 1–4 классах, обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, точка, линия и т. д.), геометрическими телами (шар, куб, брус), инструментами для измерения и вычерчивания геометрических фигур (линейка, чертежный треугольник, циркуль); приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур; учатся применять полученные знания в жизни, при решении практических задач, использовать их при изучении других учебных предметов.

В современных учебниках и рабочих тетрадях по математике для 1–4 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), предусмотрено концентрическое изучение геометрического материала. В каждом последующем классе происходит расширение знаний обучающихся о геометрических фигурах. По каждому году обучения предусмотрено: 1) ознакомление детей с новыми геометрическими фигурами; 2) актуализация знаний и умений, полученных в предыдущих классах, их углубление, систематизация, обобщение.

В целях формирования познавательных и регулятивных учебных действий у обучающихся, учитывая особенности их развития, каждый алгоритм формируемого геометрического навыка (например, построение геометрической фигуры) дан пошагово, в виде последовательных шагов – этапов выполнения того или иного действия. Например:


 

«Начерти угол так:

1) Поставь на листе бумаги точку.

2) Проведи от точки 2 луча, как на рисунке (используй линейку)».

В 1 классе происходит знакомство обучающихся с геометрическими фигурами и телами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, брус. На первоначальном этапе (первая часть учебника для 1 класса) геометрическая фигура изучается как целое, ее элементы не выделяются, не изучаются их свойства. Дети учатся узнавать эти фигуры и тела, называть их, выделять из других фигур. На этом этапе обучающиеся отбирают фигуры по образцу, по названию, обводят модели геометрических фигур, раскрашивают их, вырезают из бумаги, классифицируют и дифференцируют их. Чтобы сформировать у детей положительную мотивацию к изучению геометрического материала, следует широко использовать игровую деятельность, стимуляцию их познавательной активности. Важным направлением работы в этот период является соотнесение форм реальных предметов, окружающих детей в повседневной жизни, со знакомыми геометрическими фигурами. Особое внимание в процессе данной работы следует уделить формированию коммуникативных учебных действий детей, обогащению их словаря математической терминологией. В этих целях в учебнике для 1 класса приведены многочисленные образцы речевых высказываний (например: «Расскажи: тарелка похожа на круг, тарелка круглая»), которых следует придерживаться при организации образовательной деятельности не только при изучении нового материала, но и в последующем.

Во втором полугодии 1 класса (вторая часть учебника для 1 класса) происходит ознакомление обучающихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линии (прямые и кривые), овал, отрезок. Дети учатся строить с помощью линейки прямые линии, проходящие через одну точку, две точки; овладевают теоретическими знаниями по построению прямой через одну, две точки («Запомни: через одну точку можно провести много


 

прямых линий»; «Запомни: через две точки можно провести только одну прямую линию»). В этот период вводится понятие отрезка, ведется систематическая работа по овладению детьми навыками построения (черчения) отрезка и его измерению с помощью мерки и линейки. Возвращаясь к ранее изученным геометрическим фигурам – треугольнику, квадрату, прямоугольнику, дети расширяют свои представления о них, учатся их строить с помощью линейки по опорным точкам – вершинам.

Во 2 классе обучающиеся учатся сравнивать отрезки по длине; знакомятся с лучом, сравнивают эту фигуру с уже знакомыми им прямой линией и отрезком, выявляя их сходство и различия; учатся чертить луч. Происходит их первое знакомство с углом; овладение способом его получения с помощью перегибания листа бумаги и построения на листе бумаги с помощью линейки; изучение его элементов; дифференциация с другими геометрическими фигурами. При введении данного понятия в учебнике предусмотрено задание практического плана, позволяющее вовлечь в образовательный процесс максимальное количество анализаторов в целях формирования у детей более полных, «жизненных» представлений о данной геометрической фигуре:

«Покажи на предметах, которые тебя окружают, углы. Что ты чувствуешь, когда дотрагиваешься до углов различных предметов?»

Дети изучают также виды углов (прямой, острый, тупой): в практической деятельности получают прямой угол путем перегибания листа бумаги; знакомятся с чертежным угольником и учатся с его помощью чертить прямой угол; овладевают приемами определения вида угла с помощью чертежного угольника и на глаз.

Возвращаясь к ранее изученным геометрическим фигурам – треугольнику, квадрату, прямоугольнику, обучающиеся расширяют свои представления о них, выделяя их элементы (вершины, углы, стороны) и изучая их свойства («Запомни: у квадрата все углы прямые»; «Запомни: у


 

прямоугольника стороны равны попарно» и т. д.); овладевают обобщенным понятием «четырехугольники».

В 3 классе обучающиеся изучают пересечение линий, учатся находить точку пересечения линий, различать пересекающиеся и непересекающиеся линии. На этом году обучения предусмотрено ознакомление детей с новой геометрической         фигурой      – окружностью. Обучающиеся учатся дифференцировать шар, круг, окружность; изучают элементы окружности и круга (центр, радиус); учатся чертить окружность с помощью циркуля. Предусмотрено овладение детьми обобщенным понятием «многоугольники». В     4 классе    обучающиеся овладевают понятием «замкнутые и незамкнутые кривые линии». Происходит знакомство с ломаной линией (замкнутой, незамкнутой), изучение ее элементов. Обучающиеся овладевают навыками вычисления длины ломаной. Рассматриваются различные случаи взаимного положения геометрических фигур на плоскости, их узнавание, называние, моделирование. Возвращаясь к ранее изученным геометрическим фигурам – квадрату, прямоугольнику, обучающиеся расширяют свои представления о них, знакомясь с названиями их элементов: основание (верхнее, нижнее), боковая сторона (левая, правая), смежные стороны. Обучающиеся овладевают навыками построения прямоугольника (квадрата) с  помощью чертежного угольника. Предусмотрено          овладение      детьми

обобщенным понятием «прямоугольники».

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (4 класс) в соответствии с Примерной АООП (вариант 1) по  разделу

«Геометрический материал»


 

Минимальный уровень Достаточный уровень
Различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания; знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов. Различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

 






Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.