- Сравните обе записи. Объясните написание.
II. Актуализация опорных знаний. {Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах образования родственных слов; логические - осуществляют анализ струкуры слова.)
- Назовите части слов.
-Прочитайте пары слов (упражнение 89). Какое слово из двух дало жизнь другому? (Арбуз —> арбузный, луна —> лунный, книга —> книжный.)
1-я группа (м. р.) Острый меч, ловкий циркач, тяжелый кирпич, зеленый мяч, юный москвич, храбрый царевич. |
3-я группа Лечь на пол, остричь косы, помочь в ремонте, стеречь дом, натечь в лодку, толочь зерно. |
- Прочитайте словосочетания (упражнение 90). На какие три группы их можно разделить?
2-я группа (ж. р.) Родная дочь, степная дичь, любая мелочь, большая печь, горечь разлуки, образовалась течь.
III. Изучение нового материала.
{Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Какие слова называют звукоподражаниями (упражнение 91)?
- Откройте обратный словарь на букву ф и на букву ц. Найдите звукоподражания. Выпишите их через запятую. (Пиф-паф, бац.)
- Для какой цели служит первое? (Передает звук выстрела.) А второе? (Имитирует шлепок при падении, ударе.)
- Откройте обратный словарь на буквы п и с. Много ли звукоподражательных слов вы нашли? (Кап-кап, цап-царап, топ-топ, хруп-хруп, цып-цып, кис-кис.)
- Какие из них используют, чтобы подзывать животных? (Цып- цып, кис-кис.)
- Какие из этих слов образовались от основ слов, называющих действия? Покажите это письменно. (Цап-царап <— царапать и цапать (хватать зубами и когтями); топ-топ <— топать; хруп-хруп
Хрупать (издавать хруст).)
(.Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставляют выполненную работу с образцом.)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Замените выделенное слово на другое. (Форточки - корточки.)
- Какой первый звук в прежнем слове? (Звук [ф] - глухой твердый согласный.)
- Какой первый звук в новом слове? (Звук [к] - глухой твердый согласный.)
- Можно ли сказать, что у звуков одинаковые характеристики?
(Можно.)
- Сравните пары слов (упражнение 92). Объясните одно слово в каждой паре через другое. (Приземлиться - оказаться (где?) на 'зелиТе. ^Солне^ый - имеющий отношение (к чему?) к болнцр. Чернеть - становиться (каким?) /черным.)
- Какое слово в каждой паре дало жизнь другому? Покажите это письменно. (.Приземлиться <— земля; солнечный солнце; чернеть <— черный.)
Работа в печатной тетради: задание 57.
Рассуждение. (Что сделал?) побежал - (что сделать?) побежать. Слово побежать образовалось от слова бежать с помощью приставки по-. Пишу слитно побежал, выделяю приставку по-. По дороге (начальная форма дорога) - по широкой дороге. По - предлог, входящий в форму слова по дороге. Пишу отдельно по дороге.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.) - Отгадайте слово.
Его корень в слове писать, Его корень в слове вязать, Приставка в слове рассказать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове книжка, Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове вода. Окончание в слове рыба.
(Расписка.) (Завязка.)
ЧАСТИ СЛОВА Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.
Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть.
Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова.
Перед корнем есть приставка, За корнем суффиксу
Слитно пишется она, Нашлось местечко,
А при помощи приставки Заняв его, конечно,
Образуются слова. Натворил он дел.
Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи, После корня - будет суффикс, А приставка - впереди.
Урок 128 Тема: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА
Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса); формировать умение читать и составлять схемы слов; закреплять умение пользоваться толковым словарем; объяснять образование имен сказочных героев.
Планируемые результаты (предметные): научатся образовывать новые формы слов с помощью приставки и суффикса; самостоятельно составлять и объяснять схемы слов; работать с толковым словарем.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Сравните обе записи. Объясните их правописание.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. {Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и словаря, из рассказа учителя).)
- Как образуются новые слова? Что такое приставка? А окончание?
- Тема урока - «Образование слов с помощью приставки и суффикса».
- Рассмотрите схемы в учебнике.
- Как образовалось новое слово? |
III. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставляют выполненную работу с образцом. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Почему так называют подснежник? (Приставка noS- указывает, что этот цветок под снегом. Суффикс -ник- указывает на мужской род.)
- Являются ли выделенные слова родственными? Почему? (Являются. Есть общий корень, близкий по смыслу.)
- Выпишите их столбиком. И покажите, как образовалось слово «подснежник».
'снег /снег]х(—>.снег, /
подснежник (г / ж) под! +"снег / + ник + | | = подснежник,! I
Упражнение 93.
бездельник | | <— |
без'+дел / + ник,+1 I = .бездельник.| |; |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 471.