- Правильно ли будет, если мы поставим после каждого из них значок нулевого окончания? Что означает этот значок? (Он означает, что при изменении слова окончание появится.) А эти слова изменяются? (Нет.) Значит, рядом с ними не нужно ставить значок «нулевое окончание»? (Не нужно.)
- Выпишите несколько глаголов в начальной форме столбиком, а рядом выпишите эти же глаголы в других формах: читать - читал, читаю, буду читать; писать - писала, пишут.
- Как называется такая форма слов (читать, писать), называющих действия?
- Можно ли по этой форме узнать, когда именно происходило действие: давно, сейчас или только еще будет происходить?
- Можно ли по этой форме узнать, кто именно производил действие: я, ты, мы, он, они?
- А по форме слов-действий из правого столбика можно больше узнать?
- Что нам расскажет слово-действие «читал»? (Действие уже прошло.)
- А что расскажет слово-действие «читаю»? (Действие происходит сейчас. Читаю «я».)
- А что расскажет слово «писала»? (Действие уже прошло, и его выполняла особа женского пола.)
- Глаголы в начальной форме называются глаголами в неопределенной форме. (По ней нельзя ничего определить: ни кто действует, ни когда действует. Это неизменяемая форма.) А как мы поступаем со словами, которые не изменяются? Мы ставим рядом с ними значок нулевого окончания? (Нет! Не ставим.)
- Откройте обратный словарь на ь, на -ть (упражнение 82).
- Используются ли приставки ~зс?- и до1- со словами, родственными словами «бежать» и «лететь».
- Как вы думаете, в словах «дочитать», «добежать», «дописать», «долететь» у приставки до1- одно и то же значение? Какое? Приставка дБ1- обладает значением доведения действия до конца. (Читал книгу и дочитал ее; бежал в школу и добежал до школы; писал изложение и дописал его; летела к реке и долетела до реки.)
- Что значит забежать в предложении «Собака забежала к нам во двор»? (Здесь «забежала» означает то же, что вбежала.) Что значит залетела в предложениях «Бабочка залетела в комнату» и «Птица залетела на самую верхушку сосны»? (В первом случае «залетела» - это то же, что влетела, то есть попала извне внутрь помещения. Во втором предложении «залетела» - это то же, что взлетела или поднялась очень высоко.
- Разберите данные слова по составу. (Дочитать, Ъолёте/пь.)
IV. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: действуют точно
по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
Работа в печатной тетради: задания 52-54.
Задание 52.
Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? что сделать? (Посидеть, посмотреть, порисовать, собрать, поиграть, полепить, переделать.)
- Среди данных слов выберите слова с одинаковой приставкой. (У некоторых слов есть одинаковая часть по-.)
- Приведите слова на правило чу-щу. (Кучу.)
- Приведите родственные слова. (Переделать — дел.)
Задание 53.
По полям, по берегам, по мхам, по болотам, по просторам.
Задание 54.
- Какое слово вставите в предложение? (Урожай.)
- Что такое примета? (Примета - то, что приметили, заметили.)
- Назовите родственные слова. (Зима - зимушка, зимы. Холодна - холод, холодный.)
Урок 124 Тема: СОСТАВ СЛОВА
Цели деятельности учителя: учить подбирать слова, близкие по значению и противоположные по значению; формировать умение выполнять разбор слов по составу.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно формулировать названия и функциональное назначение частей слова; дифференцировать значения слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Сравните слова в каждой паре по значению.
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Что такое состав слова?
- Откройте обратный словарь на -ь, на -ть (упражнение 83).
- Найдите слова, родственные слову «возить». Какие из перечисленных слов вы употребите в этих случаях? (Деду Морозу предстояло развозить подарки по домам. Пришлось перевозить елку на другую сторону реки.)
- Родственные слова-названия действий разберите по составу. (Развозить, перевозить.)
- Среди родственных слов к слову «возить» (упражнение 84) отыщите слова, наиболее близкие по смыслу, означающие почти одно и то же. А сосед по парте пусть отыщет слова, обозначающие противоположные действия. (Завозить = привозить; увозить = вывозить; завозить & увозить; ввозить & вывозить.)
III. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- Что ты знаешь о составе слова? Отметьте S правильный ответ.
1. В составе слова есть значимые части: | | приставка, корень, суффикс, конец; |
Г~1 приставка, суффикс, примечание;
I I приставка, корень, суффикс, окончание.
2. Основное значение слова передает: Q приставка, Q суффикс, корень, Q окончание.
3. Окончание:
I | служит для образования новых слов;
I | служит для связи слов в предложении;
ПЦ изменяет форму слова.
4. Во всех родственных словах обязательно сохраняется:
ED корень, Q приставка, ПИ суффикс.
5. Допишите:
Приставка - это часть слова, которая_______________________
Суффикс - это часть слова, которая________________________
Урок 125 Тема: СОСТАВ СЛОВА
Цели деятельности учителя: уточнить правописание слов-названий действий с основой на -чь, стоящих в начальной форме; учить выполнять разбор слова по составу.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно образовывать с помощью приставок и суффиксов новые формы слов; разбирать слово по составу и графически обозначать части слова; применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова отвечают на этот вопрос? (Слова-названия действий.)
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Откройте обратный словарь на букву ь (упражнение 85).
- Найдите слова на -чь. Из этих слов выпишите слова, называющие действия. На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Лечь, печь, течь, стричь, помочь.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши.
- Запишите с этими словами словосочетания. (Лечь в кровать; печь пироги; в лодке течь; стричь волосы; помочь другу.)
- Прочитайте словосочетания (упражнение 86).
- Какие разные правила нужно знать, чтобы записать слова с основой на шипящий правильно? (Мягкий знак после шипящего на конце слов-предметов и мягкий знак на конце слов-действий в начальной форме с основой на -чь.)
- Запишите. (Испечь пирог (пироги), горячая печь, вкусный (вкусен) калач, сберечь письмо (письма), зубной врач, лунная ночь, зажечь костер, запрячь коня (кань), правильная речь, умелый ткач, громкий плач, знакомый силач.)
- Откройте обратный словарь на букву а (упражнение 87).
- Найдите слова на -зка. Выпишите последние шесть слов столбиком.
___ - Являются ли они однокоренными? (Да. Нагрузк\а[ перегрузила],
разгру£$а\ погрузк[а\, отгрузка], ~выгруз/к[а\)
- Почему вы так думаете? (Одинаковый корень, общее значение.) Выделите корни и окончания.
- Какие части слова (упражнение 88), кроме корня и окончания, являются в словах из упражнения 87 одинаковыми? (Суффикс -&.)
- Какая часть слова делает эти слова разными по смыслу? (Приставка.) Выделите приставки.
- Проверьте написание буквы парного по звонкости-глухости согласного в середине слова. (Нагрузка - нагрузить.)
III. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задания 55, 56.
Урок 126
Дата: 2019-02-19, просмотров: 522.