Вертикальные соглашения, ограничивающие конкуренцию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из направлений деятельности компаний, позволяющих повысить эффективность их функционирования на рынке, является вертикальноемежфирменноевзаимодействие, которое может осуществляться в виде вертикальной интеграции или вертикальных соглашений (вертикальных договорных ограничений).

Наиболее распространенной формойвертикальныхсоглашений являются отношения между предприятиями, находящимися на разных уровнях производства или реализации товара.

Эти соглашения могут быть оформленными или неоформленными. Фирмы могут по своему выбору заключать детальные письменные контракты или полагаться на устные договоренности или устоявшуюся практику, о которой известно участникам. Независимо от формы вертикального договора в ходе экономического анализа соглашения в первую очередь необходимо рассматривать фирмы-участники технологической цепочки как единую вертикальную структуру. Решения вертикальной структуры, которые принимаются на уровнях upstream или downstream или совместно на обоих уровнях, определяют производственные издержки, характер и качество продаваемого товара или услуги, цену, по которой продается товар или услуга, объем продаж и географию рынков или клиентов.

Кроме того, эти решения определяют совокупную прибыль, получаемую коллективно фирмами-участниками картеля при условии соблюдения внешних ограничений.

 

Виды вертикальных отношений:

-Соглашение о поддержании цен при перепродаже;

-Эксклюзивные соглашения о распределении;

-Соглашения о связанной продаже;

-Эксклюзивные дилинговые соглашения;

-Навязывание объема закупок.

Соглашения о поддержании цен при перепродаже, в соответствии с которыми розничная цена фиксируется производителем или навязываются верхний и нижний пределы цены.

Эксклюзивные соглашения о распределении, в соответствии с которыми распределительные организации (дистрибьютеры) получают эксклюзивное право работы в данной местности или с определенными видами клиентов, или с определенными товарами.

Эксклюзивные дилинговые соглашения, в соответствии с которыми фирмам downstream запрещается вести дела с производителями-конкурентами или дистрибьюторами-конкурентами.

Соглашения о связанной продаже, в соответствии с которыми торгово-посреднические фирмы обязаны закупать навязанный ассортимент товаров, чтобы выкупить выбранный товар. Крайним примером этого вида соглашения является «навязывание полного ассортимента».

Навязывание объема закупок, в соответствии с которым от торгово-посреднических фирм требуется закупать определенный минимальный объем какого-либо товара.

Этот перечень отнюдь не является исчерпывающим. Соглашения между фирмами, находящимися на различных этапах технологической цепочки или воспроизводственного цикла, могут быть очень сложными и включать большое количество взаимных гарантий и обязательств.

Кроме того, если существуют высокая рыночная концентрация, следует тщательно рассмотреть воздействие соглашения на конкуренцию; необходимо определить, наблюдается значительный рост эффективности, вытекающий из соглашения, который перевешивает вред от ограничения конкуренции

 

3. Соглашения, признаваемые соответствующими антимоно­польному законодательству

 

Соглашения о совместной деятельности - заключенные по российскому или зарубежному праву соглашения между хозяйствующими субъектами (в том числе фактическими или потенциальными конкурентами на товарном рынке), включая соглашения, предусматривающие создание нового юридического лица или совместное участие сторон в существующем юридическом лице (далее такое юридическое лицо именуется "совместное предприятие" или "СП"), и иные соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон и предполагающие, что:

 

1) Стороны такого соглашения объединяют ресурсы для достижения целей совместной деятельности и/или осуществляют взаимные инвестиции в целях достижения целей совместной деятельности.

В рамках соглашения о совместной деятельности стороны соглашения могут объединять ресурсы различными способами. К примеру, они могут либо (а) создавать СП (участвовать в существующем СП) для осуществления совместного производства или реализации товара, либо (б) не создавать СП, но объединять усилия по продвижению товаров или услуг на рынке (маркетинговые соглашения) или создавать единую логистическую систему, и т.д.

Осуществление сторонами взаимных инвестиций подразумевает:

- инвестиции сторон соглашения в активы (производственные мощности, технологии и т.д.), принадлежащие обеим сторонам;

- совместные инвестиции сторон в активы, принадлежащие одной из сторон соглашения;

- совместные инвестиции сторон в создаваемое ими СП (либо в существующее СП, в котором они совместно участвуют).

Взаимные инвестиции могут осуществлять в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку, вкладываемых в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При этом инвестиции, осуществляемые стороной соглашения только в собственную деятельность или в собственные предприятия, не будут считаться взаимными инвестициями (как предусмотрено выше), т.е. инвестициями, осуществляемыми в рамках совместной деятельности.

 

2) Стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятельностью.

Если все риски, связанные с совместной деятельностью, ложатся только на одну сторону соглашения, подобные соглашения не могут считаться соглашениями о совместной деятельности, которые могут быть признаны допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства.

 

3) Информация об осуществлении совместной деятельности или создании СП является публичной.

В целях оценки соглашений о совместной деятельности на соответствие требованиям антимонопольного законодательства соглашение о совместной деятельности будет считаться публичным, если оно заключено с предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 или 28 Закона о защите конкуренции, либо если проект такого соглашения был представлен в антимонопольный орган для проверки соответствия антимонопольному законодательству на основании статьи 35 Закона о защите конкуренции.

 

3. Не могут быть признаны допустимыми соглашения о совместной деятельности, целью которых является ограничение конкуренции на товарном рынке, в том числе соглашения, направленные на:

(а) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

(б) повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

(в) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

(г) сокращение или прекращение производства товара;

(д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также, не могут быть признаны допустимыми соглашения, которые прямо или косвенно налагают на одну из его сторон (субъектов, входящих с ней в одну группу лиц) обязательства, выполнение которых может привести к нарушению такими лицами статьи 10 Закона о защите конкуренции. В частности, не могут быть признаны допустимыми положения соглашения, содержащие обязательства его сторон (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц):

(а) не поставлять сырье иным хозяйствующим субъектам, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение на рынке данного вида сырья;

(б) не закупать продукцию у иных хозяйствующих субъектов, кроме СП, если сторона соглашения (субъекты, входящие с ней в одну группу лиц) занимает доминирующее положение как покупатель на рынке данной продукции.

 

4. Соглашения о совместной деятельности могут предусматривать отказ сторон соглашения (субъектов, входящих с ними в одну группу лиц) от конкуренции друг с другом или с СП на товарном рынке, на котором стороны планируют осуществлять совместную деятельность и/или создать СП (далее - Затрагиваемый товарный рынок), либо на смежных с ним рынках, в том числе отказ от деятельности на определенной территории.

Смежные рынки по отношению к Затрагиваемому товарному рынку - это рынки товаров (работ, услуг), которые: (а) используются для производства и транспортировки товаров (осуществления работ, оказания услуг), составляющих продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка; либо (б) производятся (осуществляются, предоставляются) с применением товаров (работ, услуг), составляющих продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка; либо (в) являются взаимодополняющими с товарами (работами, услугами), составляющими продуктовые границы Затрагиваемого товарного рынка, при их потреблении.

К положениям, предусматривающим отказ сторон соглашения от конкуренции, могут относиться, в том числе (но не ограничиваясь):

(а) отказ от производства товара, аналогичного товару, производимому СП или сторонами соглашения в рамках совместной деятельности, или взаимозаменяемого с ним товара;

(б) отказ от самостоятельной реализации соответствующего товара на рынке, на котором будет действовать СП, либо отказ от осуществления реализации данного товара иначе как через СП;

(в) обязательство предварительно уведомлять вторую сторону соглашения о совместной деятельности и/или СП о намерении участвовать в иных (инвестиционных и прочих) проектах, связанных с производством или реализацией товара, производимого или реализуемого СП или сторонами соглашения в рамках совместной деятельности;

(г) обязательство вначале предложить второй стороне и/или СП участие в новом проекте, и только в случае отказа приступать к реализации нового проекта самостоятельно или совместно с третьей стороной;

(д) отказ от приобретения (прямо или косвенно, полностью или частично) акций, долей, в уставном капитале хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности сторон соглашения и/или СП в границах одного и того же рынка;

(е) отказ от переманивания у второй стороны соглашения о совместной деятельности и/или у СП клиентов, поставщиков, покупателей, подрядчиков, агентов, представителей, сотрудников, иных лиц, связанных договорными или иными обязательствами;

(ж) обязательство сторон не применять разработки, технологии и т.п., выработанные в рамках совместной деятельности или деятельности СП, в аналогичных проектах.

 

5. В случае если соглашение о совместной деятельности содержит положения, предусматривающие отказ его сторон от конкуренции, такое соглашение потенциально может приводить к последствиям, перечисленным в частях 1 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако подобные положения могут признаваться допустимыми при соблюдении ряда критериев, предусмотренных разъяснениями. (Разъяснения по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности)

 

Соглашение о совместной деятельности может быть признано соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, если соблюдается ряд условий.

1. Отсутствие в соглашении положений, налагающих ограничения на третьих лиц

2. Результатом соглашения является совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, либо осуществления участниками соглашения прямых инвестиций на территории Российской Федерации

3. Результатом соглашения является получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате реализации соглашения

4. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, должны соответствовать целям и природе совместной деятельности

5. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, не должны распространяться на иные товарные рынки помимо тех, на которых действуют стороны соглашения в рамках совместной деятельности

6. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, должны быть ограничены во времени.

 

 

7. Соглашение не должно предусматривать обмен информацией между его сторонами, который может облегчить поддержание картеля или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.


 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 328.