Виды монопольных объединений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Впервые монополии возникли в конце XIX ст., в первую очередь в тяжелой промышленности, а потом начали распространяться в других отраслях производства. В частности, после кризиса 1873 года они начали возникать в легкой и других отраслях промышленности, а потом охватили и другие отрасли экономики. В началеXX ст. монополистические объединения стали основой хозяйственной жизни.

Существует много форм монополистических объединений. Самые простые из них - конвенции, корнеры, пулы, ринги. Это кратковременные соглашения о ценах. Такие соглашения имеют временный характер, они распадаются при изменении условий на рынке. Высшими формами монополистических объединений являются картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель (от французского слова - союз). Участники картеля делят между собой рынки сбыта, определяют цены, договариваются о нормах производства и сбыта продукции. Эта норма называется квотой. В соответствии с квотой каждый из участников картеля не должен превышать объем производства и сбыта. За нарушение - штраф в общую кассу. Каждый из участников картеля хранит свою производственную и коммерческую самостоятельность.

Синдикат (от греческого слова - согласие). Это такое монополистическое объединение, в котором предприятия, которые в него входят, теряют свою коммерческую самостоятельность. Сбыт товаров, а часто и закупку сырья осуществляет контора синдиката. Каждый участник синдиката (предприятие, фирма) получает от конторы соответствующую часть прибыли, которая зависит от квоты производства и других условий.

Трест (от английского слова - доверие). Это такой вид монополий, где участники теряют не только коммерческую, но и производственную самостоятельность. Всеми делами ведает правление треста, а бывшие владельцы предприятий становятся владельцами акций. На эти акции они получают определенную часть прибыли - дивиденды, в соответствии с вложенным капиталом. Трест, как правило, объединяет однородные предприятия.

Концерн (от английского слова - предприятие, фирма). Это объединение формально самостоятельных предприятий разных отраслей производства, транспорта, торговли, банков и страховых компаний на основе полной финансовой зависимости от владельцев контрольного пакета акций. Ядром концерна является большое промышленное предприятие, трест, банк или специально создано главное общество - холдинг.

В начале возникновения монополистического капитала в каждой стране наиболее характерной была другая форма монополий. В Германии, например, преобладали картели, в России и Франции - синдикаты, в США - тресты, в Японии - концерны. В современных условиях синдикаты и тресты в чистом виде почти не встречаются. Подавляющей формой монополистических объединений стали многоотраслевые концерны. Что они собой представляют?

Во-первых, монополии, как правило, монополизировали отдельный вид производства, отрасль промышленности (проходила так называемая горизонтальная концентрация производства) или же последовательные соединенные производства (вертикальная концентрация). В условиях нагромождения капитала на монополистическом уровне поиски путей прибыльного применения капитала породили такую сложную форму концентрации производства и капитала на межотраслевом уровне, как диверсификация.

Диверсификация - новое явление в экономике развитых стран мира, которое начало развиваться с середины 50-х гг. XX ст. Сущность ее заключается в проникновении больших фирм в отрасли, которые не имеют прямой производственной связи с основной отраслью их деятельности. Мотивами, которые побуждают монополию к диверсификации, являются:

а) стремление смягчить проблему реализации, ослабить зависимость от конъюнктуры рынка в связи с падением спроса на тот или другой вид продукции, которая производится;

б) стремление смягчить последствия экономических кризисов.

В результате поглощения большими компаниями, которые проникают в отрасль, фирм, уже действующих в этой отрасли, создаются громадные и сложные многоотраслевые комплексы, которые получили название конгломератов. Так, например, в номенклатуре продукции американской фирмы "Дженерал электрик" насчитывается более чем 200 тыс. изделий. А наибольшие концерны машиностроительной, автомобильной, электротехнической промышленности давно уже не ограничиваются господством лишь в своих или смежных отраслях, а вкладывают капиталы в разведку морского дна и переработку сельскохозяйственной продукции, газетно-издательское и страховое дело, розничную торговлю и киноиндустрию.

Конгломерат - это одна из форм монополии, в которой под единственным финансовым контролем сосредоточены компании, которые действуют в разных, технологически не связанных между собой отраслях.

Для современного рынка основным видом конкурентных отношений является синтез конкуренции и монополии в виде олигополистической конкуренции. Олигополия предусматривает, что в отдельной отрасли народного хозяйства действует не одна, а несколько больших корпораций, которые конкурируя одна с одной, хранят монополию в пределах определенного содружества, которое производит идентичный товар. Именно наличие конкуренции внутри этого содружества и полное или частичное его отсутствие внешне дает возможность олигополии не только выжить, но и развиваться.

Структура олигополистического рынка очень противоречива. С одной стороны, каждая фирма в олигополии стремится максимизировать свои текущие прибыли, а с другой - она действует с учетом их влияния на поведение других фирм в данной отрасли. Дело в том, что внутри олигополии выигрыш одних фирм может быть получен лишь за счет потерь других фирм. Вместе с тем, сотрудничество фирм, их согласованное поведение обеспечивают каждому участнику больше выгоды, чем при независимых действиях. Поэтому олигополия любой ценой пытается избежать войн цен между фирмами, которые в неё входят. Достигается это путем заключения тайных договоров.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 262.