1. Горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию
Горизонтальные и вертикальные соглашения, наряду с традиционными монополиями, могут быть самым крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике.
Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.
Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальныхсоглашений.
Термин охватывает широкий круг моделей поведения: от создания совместны предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных маркетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок.
Не все соглашения между конкурентами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции),повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.
Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. В каких то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее.Антимонопольные органы различают соглашения, стимулирующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.
Так, горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию,не приводят к интеграции хозяйственных операций, созданию нового товара или метода распределения или к какой-либо иной совместной деятельности, стимулирующей конкуренцию.
Они часто характеризуются как «неприкрытое» ограничение торговли, картельное поведение или сговор и основываются на фиксировании цен, подаче мошеннических заявок и распределении территории или клиентов, а также на бойкоте или отказе от деловых контактов.
Рассмотрим подробнее такие виды горизонтальных соглашений, как карательное соглашение, бойкот и совместный отказ от ведения дел.
Картельные соглашения. Существует много видов картелей, но все они снижают выпуск продукции и повышают цены, устраняя конкуренцию между сторонами по соглашению о создании картеля. Чаще всего продавцы или покупатели заключают между собой следующие виды картельных соглашений: соглашения о фиксировании цен, соглашения о подаче мошеннических заявок на торгах, соглашения о распределении клиентов, соглашения о распределении территории и соглашения о сокращении объема выпуска продукции.
Полностью устранить конкуренцию картели не способны. Конкуренты могут договориться лишь об устранении конкуренции за определенных клиентов или в определенных районах страны. Иногда члены картеля могут договориться о цене, но не прекращать конкуренции за оказание какой-то услуги или в области качества.
Монопольные прибыли могут целиком или частично нивелироваться этими ограниченными формами конкуренции. И все же свой вред наносят и ограниченные картели без них и цены были бы ниже, и объем выпуска продукции выше. В картелях могут быть и иные изъяны: так, некоторые члены картеля могут мошенничать, продавая товары ниже согласованной цены или за пределами отведенной им территории. Проанализируем виды картельных соглашений и формы их реализации. Фиксирование цен используется для обозначения самых разнообразных действий, предпринимаемых конкурентами с целью прямого воздействия на цены. Простейшей формой фиксирования цен является соглашение о цене или ценах, взимаемых с некоторых или со всех покупателей. Если покупатели не имеют альтернативы предлагаемому картелем товару и не могут сократить его потребление, то повышение цены может быть весьма существенным.
Подача мошеннических заявок представляет определенную тактику поведения при конкурсах или торгах. Один или несколько участников торгов соглашаются не подавать заявки, или участники договариваются, что один из них запросит наименьшую цену, а остальные подадут заявки по цене выше намеченной или искусственно завышенной по сравнению с ценой будущего победителя.
Процесс торгов должен проводиться таким образом, чтобы обеспечить справедливость и самые низкие и возможных цен, а подача мошеннических заявок подрывает этот конкурентный процесс.
Распределение заказчиков и территорий. Фирмы могут контролировать цены, договариваясь о распределении между собой клиентов или рынков и таким образом устранять конкуренцию.
Соглашения о разделе рынков могут оказать более существенное воздействие на конкуренцию, нежели фиксирование цен. Когда на рынке остается лишь один игрок, с ним никто не может конкурировать по ценам, услугам, качеству и инновации. Соглашения о распределении рынков устраняют необходимость отслеживать методы ценообразования у компаний, являющихся сторонами такого соглашения, равно как и необходимость в согласовании цен между производителями с разным уровнем себестоимости. Бойкот и совместный отказ от ведения дел.
Совместным отказом от ведения дел или бойкотом является горизонтальное соглашение между конкурентами, направленное на отказ ведения дел с другими конкурентами, поставщиками или клиентами. Такие соглашения могут заключаться в рамках картельной деятельности или быть частью некартельного договора, связанного с совместным предприятием или договором о сотрудничестве, которые потенциально конкурентно благоприятны.
Кроме того можно выделить Отраслевые ассоциации и лоббирование.
Отраслевые ассоциации поддерживают связи с правительством от лица членов ассоциации через лоббирование и активное представительство при участии в законотворческом процессе. Так, отраслевые ассоциации могут убедить правительство пойти на антиконкурентные действия: провести через решение правительства или законодательные органы власти льготы или преференции, позволяющие достигнуть монопольной власти, легализации картелей, ограничения импорта; выделение квот; разграничение рынка; установление картельных цен или ограничений по выходу на рынок. Нередко ассоциации ставят перед собой задачи информационного обмена, снабжения членов ассоциации агрегированной информацией о рынке экономических тенденциях. Вместе с тем ассоциации нередко решают более широкий круг задач социальные программы, спонсоринг, обучение и подготовку кадров.
Экспортные картели
Экспортные картели занимаются лишь экспортными сделками и являются законными вомногих странах. Они могут выводить подобное поведение из-под действия норм антимонопольного права. Логика этого исключения состоит в том, что экспортные картели наносят вред лишь зарубежным потребителям, которые не интересуют национальные органы власти. Однако даже там, где такие картели существуют законно, их деятельность может оказать воздействие и на внутренний рынок.
Например, участники картеля в ходе согласования экспортных ценили условий продажи могут обмениваться информацией о внутренних ценах или объеме выпуска продукции, что позволит им заключить оформленное или неоформленное соглашение, затрагивающее внутренний рынок.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 314.