Недобросовестная конкуренция по своей сути является действием хозяйствующего субъекта, направленным на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. В настоящее время не выработано единое понятие «недобросовестная конкуренция». В юридической науке и законодательстве есть определения недобросовестной конкуренции, однако, имея единый смысл, их трактовки существенно отличаются.
Так, по мнению В.А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В.А. Дозорцева - несправедливая конкуренция) - это «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром» Дозорцев В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4..
Ю.И. Свядосц определял недобросовестную конкуренцию как «совершение таких действий в промышленных и торговых делах, которые направлены на извлечение имущественных выгод путем осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и обычаям действий по отношению к конкурентам в капиталистическом обороте» Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969..
В.И. Еременко формулирует определение недобросовестной конкуренции, полагая таковой «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред» Еременко В.И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции // Адвокат. 2000. № 7..
Ю. Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких- либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности» Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6..
Как видно, в настоящее время единого подхода к определению недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует. Обратимся к легальному определению недобросовестной конкуренции. Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям -- конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.
Не допускается недобросовестная конкуренция: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений; 2) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 3) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, работ, услуг; 4) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).
Приведем пример недобросовестной конкуренции на финансовом рынке. Так, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ООО «МОССБЕРКАССА» по признакам нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию. Дело возбуждено в связи с использованием этой микрофинансовой организацией (МФО) на своем сайте обозначений, которые могут быть признаны сходными до степени смешения с товарными знаками ОАО «Сбербанк России», а также распространением на сайте недостоверной информации о своей деятельности, в том числе сроке работы на рынке микрофинансирования.
Будучи МФО, общество при описании условий привлечения в свою пользу на основании договоров займа денежных средств граждан и организаций использовало характерную для сферы оказания банковских услуг терминологию (например, термин «вклад»), а в некоторых случаях фактически указывало на наличие у себя статуса банка.
Кроме того, несмотря на отсутствие у упомянутого Общества договора страхования финансовых рисков, на его сайте размещалась информация о защищенности привлекаемых им денежных средств и гарантированном получении дохода от их размещения.
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.
Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы МСУ, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами.
Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Последующий контроль предполагает уведомление федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации.
Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля:
- приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
- приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации;
- создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;
- слияние, присоединение финансовых организаций.
Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев. Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться а суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 342.