Дидактическая игра «Кто позвал?»
Цель: напомнить детям сказку, вызвать желание послушать ее еще; побуждать принимать участие в рассказывании, догова-ривании отдельных слов и фраз; развивать слуховое внимание и воспитывать интонационную выразительность речи.
Ход занятия
Детям старшей подгруппы сказку рассказывают без наглядного сопровождения. Младшим можно показывать фигурки настольного театра или картинки (на фланелеграфе).
В первый раз дети в основном только слушают сказку. Рас
сказывая во второй раз, воспитатель побуждает их к договариванию отдельных слов и фраз.
Далее воспитатель спрашивает, как пела песню коза, а как— волк. Предлагает сказать слова козлятушки , дитятушки так, как? их говорила коза и пропел волк. (Хоровые и индивидуальные высказывания.)
Педагог достает фигурку волка. Предлагает детям поиграть: в игру «Кто позвал?». Объясняет правила игры, которые состоят в следующем. Выбирается водящий. Он стоит спиной к детям и не видит, кому воспитатель передает волка. Ребенок, получивший фигурку, произносит «грубым» голосом слова:
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Водящий, не оборачиваясь, должен угадать по голосу, кто из; детей подражал волку. Если он ошибается, ему предлагают еще(< одно задание. Если водящий ошибается вторично, его заменяют. Для таких детей воспитатель должен планировать специальные задания на развитие слухового внимания. Если водящий сразу узнал товарища по голосу, узнанный занимает его место.
В старшей подгруппе ребенок может подражать не только голосу волка, но и козы.
Занятие 81
Чтение детям потешки «Аи качи, качи, качи...»
Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; отрабатывать длительный (1—2 с) выдох; развивать у детей воображение.
Предварительная работа: за день-два до занятия желательно рассмотреть с детьми калач (бублик) и баранки, обратить их внимание на то, что калач большой, а баранки поменьше.
Ход занятия
Воспитатель, показывая детям поднос с калачами и баранками, спрашивает их названия. Напоминает, что калачи большие, а баранки чуть поменьше, что их выпекают из муки. Предлагает послушать стихотворение про калачи и баранки.
Чтение педагог сопровождает показом картинок на фланелеграфе. На первой картинке изображена печь, в которой на неостывших углях стоит противень с баранками и калачами. На следующих нарисованы баранки и калачи.
«Налетели тут грачи, подхватили калачи»,— читает воспитатель и одновременно прикрепляет фигурки птиц, а затем снимает их вместе с изображениями калачей (на фланелеграфе остаются только баранки).
Воспитатель «раздает» баранки детям. Напоминает, что они горячие, «с пылу, с жару, из печи». Предлагает подуть на них. Следит, чтобы выдох был длительным. Упражнение повторяется 2—3 раза.
Педагог читает стихотворение еще раз. И если дети слушают с вниманием, снова повторяет потешку.
В заключение воспитатель раздает детям настоящие баранки и сушки, которые они с удовольствием едят.
Аи, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бар а-а-а-н очки!
Занятие 2 (Разновозр.стр.32)
Чтение детям стихотворений А. Барто «Кто как кричит».
Цель: Помочь понять содержание стихотворения. Закрепить названия домашних птиц. Упражнять в звукоподражании.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение А.Барто. Интересуется, узнали ли дети о ком говориться в этом стихотворении. Показывает картинки или игрушки.
Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кричит» еще раз. Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.
Ку-ра-ре-ку Мур-мур-мур...
Кур стерегу. Пугаю кур.
Кудах-тах-тах! Кра-кра-кра!
Снеслась в кустах. Завтра дождь с утра.
Пить, пить, пить! Му-у, му-у!
Воды попить. Молока кому?
4. Занятие 15
«Ветерок» — подготовительное упражнение для развития ре чевого дыхания. Повторение сказки «Курочка ряба»
(рассказы вание без наглядного сопровождения и в инсценированном ва рианте)
Цель: учить детей медленно, постепенно выдыхать воздух через рот; уточнить и закрепить представления о цвете предметов; инсценируя знакомую детям сказку, вызвать у них желание повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы; способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что, когда дует ветер, листочки на деревьях шелестят. Спрашивает: «Что делают листочки?» (Хоровой и индивидуальные ответы.) Далее он показывает детям султанчики. Это палочки длиной 13—15 см. К концу каждой палочки приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6—7 штук). Длина полоски —4—5 см, ширина —0,5 см.
Педагог говорит детям, что палочка — это дерево с листьями. «На одном дереве листья какие? («Зеленые» — хоровой и индивидуальные ответы.) На другом?.. («Красные».) На третьем?..» («Желтые».) (Дети младшей подгруппы работают с султанчиками двух цветов.)
Воспитатель дует на листочки, показывая детям, как они шелестят. Предлагает трем-четырем малышам подуть на султанчик, который, он держит.
Педагог раздает всем султанчики, попутно уточняя цвет листочков, исправляя неверные ответы. Проверяет, правильно ли дети держат султанчики: расстояние от листочков До губ ребенка должно быть около 8—10 см. Дети одновременно дуют на листочки. Отдыхают. Дуют снова. Затем воспитатель предлагает посмотреть и послушать, как шелестят красные листочки на Олином дереве, зеленые — на Павлушином. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдохом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.
Предложив детям обменяться султанчиками, педагог спрашивает, у кого какие листочки. Затем малыши еще раз одновременно дуют на листья, после чего воспитатель собирает султанчики.
Во второй Части занятия педагог рассказывает сказку «Курочка ряба». Инсценирует сказку. Приглашает детей помогать ему рассказывать:
«Жили-были...» (Пауза, показ фигурок.) — «Дед да баба»,— договаривают дети.
«Была у них ...» (Пауза, показ.) —«Курочка ряба».
«Снесла курочка ...» — «Яичко». И т. д.
В младшей подгруппе занятие на этом можно закончить. В старшей воспитатель просит детей повторить, как курочка утешала деда с бабой. При этом он передает ребенку курочку (фигурку настольного театра), предлагая повторить следующий текст: «Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба!» (4— 5 выступлений.)
После занятия дети играют с фигурками.
Занятие 2 (с детьми2-3лет)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 366.